Об отрасли простыми словами Изюминкой этого блога является максимально подробное описание процессов производства уникального оборудования, строительства и ремонта судов. Здесь можно встретить статьи о создании продукции до рассказа об устройстве различного типа флота без сложной технической терминологии. Желаем приятного и комфортного погружения в нашу отрасль! |
О проекте и немного о судне
Перед тем, как начать подробное повествование о том, как устроена "Рабочая" и какое оборудование стоит на шаланде, расскажем что это вообще за судно.
Самоходная шаланда проекта HB900 - это двухвинтовое грунтоотвозное судно класса КМ Iсе1 R3-RSN AUT3. Оно предназначено для транспортировки грунта от земснарядов к местам выгрузки при производстве дноуглубительных работ для работы в составе земкараванов с черпаковым или рефулерным земснарядом.
Основные технические характеристики проекта HB900:
Примечательно, что шаланда оборудована днищевой системой раскрытия корпуса, а главные двигатели установлены в кормовой части судна в защитных кожухах. Это позволяет оперативно обслуживать и производить агрегатную замену механизмов ГД. Винторулевые колонки размещены снаружи корпуса и имеют возможность регулировать заглубление винта и подъем винтов из воды для обслуживания и ремонта на плаву без докования судна.
Шаланды проекта HB900 предназначены для работы в бассейнах Черного, Каспийского и Балтийского морей. Новое судно "Росморпорта" имеет порт приписки Санкт-Петербург.
Спуск судна "Рабочая" проекта HB900 состоялся 26 сентября 2018 года, а 11 июня 2019 года шаланда отправилась на ходовые испытания.
Знакомство с судном
На самом деле времени на то, чтобы исследовать новую шаланду "Росморпорта" было не так много. Судно пришвартовалось на Набережной Лейтенанта Шмидта буквально на несколько дней.
На палубе нас встретил капитан-наставник Онежского ССЗ Сергей Плоскачев. Именно он с самого начала следил за ходом строительства "Рабочей" и занимался перегоном судна из Петрозаводска в Санкт-Петербург, а уже отсюда - к месту эксплуатации. Сам перегон осуществляла компания "Спутник СПб".
- Это судно - "чудо", - рассказывает Сергей Паскачев. - Дело в том, что оно исполнено в модулях, нам подобные решения непривычны. На шаланде не совсем традиционный штурвал, вместо него просто две ручки. В первое время было трудно отшвартовываться. Мы уже отгоняли две похожие шаланды, правда, поменьше - на 10-12 метров в длину. Здесь, на проекте HB900 - семь гидродомкратов, открывающие днище, мы их "зенитками" называем, а на тех - пять штук.
Как отметил капитан-наставник Онежского ССЗ, основной функционал у подобных судов - перевозка грунта/песка, который вынимается земснарядом и погружается на шаланду, для дноуглубления портов. Конкретно "Рабочая" будет работать в порту Усть-Луга для углубления Усть-Лужского фарватера и в целом для портовой инфраструктуры, потому что порт до конца не достроен.
По мнению Сергея Паскачева, пожелания по реализации подобных судов есть. К примеру, шаланда имеет модульную надстройку и прилегающую к ней решетчатую палубу между модулями, это не совсем комфортное решение во время плохих погодных условий: "Во время дождя, допустим, из жилого модуля мне нужно попасть в бытовой, я сразу же промокну. Это не очень удобно. Насколько мне известно, следующий заказ - 204 строительный номер - будет иметь закрытую палубу".
Есть также вопросы к расположению приборов на капитанском мостике. Капитан-наставник отметил, что репитер гирокомпаса лучше бы располагался по центру панели, потому что так удобнее держать курс. Равно как и магнитный компас - тоже просится в середину приборов.
К обзору нет никаких претензий - обзор, по словам Сергея Паскачева, великолепный, но для кого-то гидроцилиндры могут помешать. А вот управляемость несколько отличается от того, где работал капитан-наставник. Опять возвращаемся к модульному исполнению судна - шаланда имеет очень угловатый нос, без обводов: "Килевые суда лучше стоят, чем плоскодонные. Шаланда становится немного вертлявой, поэтому ты всегда сконцентрирован, следишь за управлением".
Еще одна особенность судна: швартоваться можно только правым бортом, с той стороны, где нет гидроцилиндров.
Из плюсов команда отметила новизну шаланды. Все оборудование на судне исключительно современное.
- Только авторулевого не хватает, - отметил капитан-наставник. - Потому что на шаланде крайне сложно оставить управление, а таких случаев бывает очень много.
В целом, мнение капитана-наставника о судне, безусловно, интересно и довольно объективно, но вообще шаланда "Рабочая" уже третья в серии. Первые две уже работают: одна в Махачкале, вторая - в Темрюке. От экипажей обратной связи не поступало, равно как и замечаний.
Навигация и связь
Раз мы начали говорить о капитанском мостике, то и продолжим разговор о навигационном оборудовании шаланды проекта HB900. Основным поставщиком навигации и связи выступает давний партнер Онежского судостроительно-судоремонтного завода - "Морская Техника". Она поставила пульт управления судном, а также ряд других устройств, но об этом по порядку.
Судно оснащено ИСУ ТС, которую поставила компания "Маринэк". В состав навигационного оборудования "Рабочей" входит приемоиндикатор ГНСС модели Т-701, НРЛС марки JMA-5312-6 JRC, АИС Т105, магнитный компас Navipol 1, гирокомпас NavigatX Mk2, эхолот GDS101, лаг SAL R1a, а также ЭКНИС СОЭНКИ/ЭКНИС
270. Все это оборудование отгрузила "Морская Техника".
Комплекс радиоборудования тоже числится за ней. В него входит: УКВ-радиоустановка Sailor 6222, СЗС "Инмарсат" Sailor 6120, "Навтекс" марки NCR-333, радиолокационный ответчик "Дрейф", портативная УКВ-радиостанция SP3520, а также аварийный радиобуй АСНАП-М.
За внутрисудовую связь отвечает производитель Zenitel. Это командно-трансляционное устройство, а также системы громкоговорящей и безбатарейной связи.
Машины и насосы
Примечательная деталь, которая выражается в экстерьере судна, - это два 4-тактных дизельных двигателя с непосредственным впрыском, турбонаддувом и охлаждением Volvo Penta марки D13-MH (R1-500). Они выведены в корму и установлены в защитных кожухах на палубе. Мощность каждого составляет 368 кВт.
В машинном отделении "Рабочей" установлены два вспомогательных дизель-генератора марки МТ ВДГ-100ВСт мощностью 100 кВт каждый. Их поставила компания "Морская Техника". Вместе с этим, судно имеет сепаратор топлива MIB 303 с расходом жидкости 0,5 м3/ч, который поставила компания "Промтехнологии", сепаратор нефтесодержащих вод модели RWO OWS-COM 0,5 с таким же расходом (поставщик "Морская Техника"). Еще на судне имеется компрессорный блок низкого давления SC15-8MA50/250, который входит в вспомогательный комплекс, - его поставила "Кольская компрессорная компания".
За все насосное оборудование отвечала компания "Диалог-техника", которая поставила для шаланды два центробежных вертикальных водяных насоса пожаротушения марки MU 50-250 LMA, два балластно-осушительных насоса MU 50-160 LMA, один винтовой горизонтальный насос нефтесодержащих вод BN 10-6L, один насос выдачи сточных вод BN 10-6L. Помимо этого, фирма поставила два топливоперекачивающих насоса IN 100, один насос выдачи шлама, грязного масла и нефтеостатков модели R 68 F, один ручной осушительный насос Excelsior E1, а также два нефтеподкачивающих насоса INML 10.
Жилые помещения
Как уже говорилось, шаланда "Рабочая" построена в модульном исполнении. Так как членов экипажа на судне не так много, то по проекту были установлены два жилых модуля, которые поставила компания "СПИТ" - модуль дежурного помещения и модуль санитарных помещений. Именно тут команда обитает вне работы.
Что касается дверей, иллюминаторов, окон и крышек, то всю подобную номенклатуру произвел и отгрузил на шаланду Ломоносовский завод судового оборудования.
Вентиляция
Компания "МСС" поставила для новой шаланды "Росморпорта" всю вентиляционную систему, в которую входят два осевых вентилятора отделения ВДГ WMOR 355/250-L-N-44, два центробежных вентилятора насосного отделения марки WPM 200/2, центробежный вентилятор малярной взрывобезопасного исполнения WPM 160А/2 Ex, вентилятор шкиперской WPMA 140/2, вентилятор кладовой WPMA 200/2, а также вентилятор помещения вспомогательных механизмов WPM 160А/2.
Электрооборудование шаланды
Помимо навигационного оборудования и дизель-генераторов, "Морская Техника" поставила для "Рабочей" еще и генератор переменного трехфазного тока в составе дизель-генераторного агрегата напряжением 400 В. На судне установлено два трехфазных сухих трансформатора 380/230 В, которые произвела компания "МонтажЭнергоРемонтКомплект". Подобные устройства предназначены для питания с пониженным напряжением различных цепей в электроустановках общего назначения, допустим, системы управления электроприводов, электроинструментов, местного освещения, автоматики и т.д. Трансформатор рассчитан на напряжение питающей сети до 660 В частотой 50(60) Гц, имеет степень защиты IP23.
На борту судна установлены два источника бесперебойного питания 230 В. А компания "Элком" отвечала за распределительные устройства, поставив для шаланды ГРЩ, АРЩ и другие распределительные щиты.
Перейдем на палубу
Поднявшись с машинного отделения шаланды "Рабочая", мы поближе познакомились с основными изюминками, которые отличают судно от других. Про вынос двигателей в корму - уже сказано, а вот на гидроцилиндрах надо бы остановиться.
Всего на судне проекта НВ900 восемь гидроцилиндров - пять ГЦ200х100х2800 для лядового устройства, один ГЦ200х100х1300 - для переливного устройства и два гидроцилиндра складывания мачт ГЦ100х55х500. Произвел это оборудование петербургский механический завод "Энерпром". А для обмыва грунтового трюма на судне установлено четыре лафетных ствола ЛС-20 ЭФА производства "Инженерного центра ЭФЭР".
В корме "Рабочей" находится дежурная шлюпка на 4 человек и спуско-подъемное устройство этой шлюпки грузоподъемностью 1,7 т. Произвело СПУ предприятие "Пелла-Маш". Там же расположен электрический швартовный шпиль для синтетического каната диаметра 28 мм. Его, а также другие брашпили, произвела компания "Fluidmecanica".
Что с безопасностью на судне?
Заметим, что безопасности на шаланде уделили особое внимание. Так, на случай пожара на судне стоит система аэрозольного пожаротушения, которую произвело и поставило НПО "Каскад". Помимо этого, на "Рабочей" установлена пожарная дизельная мотопомпа "Вепрь МП300 ДЛ", которую поставила компания "АМП Комплект".
Карельское республиканское отделение Всероссийского добровольного пожарного общества предоставила комплект снаряжения для пожарных, комплект пожарного инструмента, аварийные дыхательные устройства, пожарные стволы ИТШЛ.634262.004-02, пожарные рукава ИТШЛ.302647.005-02, а также ряд различных огнетушителей.
А за поставку гидротермокостюмов, спасательных жилетов и кругов отвечала петербургская компания "Планета".
Усть-Луге повезло
Сегодня одной из главных проблем судоходства в России является обмеление рек и загрязнение их дна. Это наверняка известно всем. К примеру, на Волге ситуация уже достигает критической точки - о том, что происходит с рекой можно почитать в нашей статье. И такой флот, по типу подобной современной самоходной шаланды, которую построили карельские судостроители, действительно становится очень востребованным и полезным.
Подобные суда необходимы и портам, потому что там прослеживается такая же проблема - недостаточная глубина либо то же загрязнение. В конце февраля 2019 года в рамках II Конгресса "Гидротехнические сооружения и дноуглубление" участники обсуждали многие вопросы, связанные с дноуглубительными работами в России. Согласно докладу главы "Росморпорта" Андрея Лаврищева, объем подобных работ ведомства в 2019 году по плану составит 12,1 млн куб. м. В соответствии с приведенными данными, в том числе объем ремонтного дноуглубления должен составить 10,4 млн куб. м., дноуглубления при новом строительстве - 1,7 млн куб. м. При этом собственными средствами планируется провести работы в объеме 8,4 млн куб. м.
Для реализации проекта, по информации "Росморпорта", до 2030 года предприятие планирует заказать строительство четырех дноуглубительных судов. Как отметил заместитель генерального директора по флоту "Росморпорта" Василий Стругов, в том числе планируется построить рефулерный несамоходный фрезерный земснаряд, три самоотвозных трюмных земснаряда с объемом трюма в 1 тыс. куб. м.
Сейчас по заказу "Росморпорта" на Онежском ССЗ строятся дноуглубительное судно с объемом трюма в 2 тыс. куб. м "Юрий Маслюков", две самоходные грунтоотвозные баржи с объемом трюма 600 куб. м каждая, а самоходная грунтоотвозная шаланда с объемом трюма в 900 куб. м "Рабочая" уже вошла в состав флота заказчика.
Напоследок отметим еще одну уникальность новейшей шаланды "Рабочая". На судне будет осуществлена опытная эксплуатация оборудования для безэкипажного судовождения в рамках запланированной Минпромторгом опытно-конструкторской работы (ОКР) "Разработка единой технологической платформы безэкипажного управления морскими судами коммерческо-технологического назначения". Проект реализуется совместно с рабочей группой Национальной технологической инициативы (НТИ) "МариНет" и группой "Кронштадт", которая подготовит документацию для установки оборудования по обеспечению ее безэкипажного функционирования. Известно, что за "Рабочей" будет осуществляться контроль с земснаряда, в связке с которым она будет работать.
[Больше фотографий в галерее снизу]
Материалы по теме:
Экскурсия по строящемуся атомному ледоколу "Арктика" (фоторепортаж с ледокола "Арктика" проекта 22220)
Как устроен современный сухогруз проекта RSD59 (статья о судне "Пола Анатолия")
"Фортуна" улыбнулась "Росмопорту". Какое новое судно будет работать в Калининградском порту (статья о новом лоцмейстерском судне "Фортуна" проекта 02780М)
"Виктор Кусков" - герой для Усть-Луги (статья о лоцмейстерском судне "Виктор Кусков" проекта BLV04);
"Игорь Ильин" - окский катамаран против немецких траловых мин (статья о катамаране "Игорь Ильин" проекта SDS18)
Даменовский "Арго" для российских рек и морей (статья о буксире "Арго" компании "Нева-Чартер")
Ярославские бонопостановщики "Морспасслужбы" (статья о бонопостановщиках проекта А40-2Б-ЯР)
"Мурманск" для Петербурга: каков ледокол проекта 21900М? (статья о ледоколе "Мурманск" проекта 21900М)
Служебный флот карельских судостроителей (статья о катерах проекта ST23WIM).
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|