О проекте RSD59
Современный сухогруз, логичное продолжение RSD49, уже известен многим в отрасли. Да и чего скрывать - "Пола Анатолия" не первое судно в серии аналогичных, которые строятся по заказу "ГТЛК" для судоходной компаниии "Пола Райз". Все эти суда несут схожие названия. Однако для Невского ССЗ "Пола Анатолия" является первым сухогрузом этого проекта. В этом определенно заключается его ценность. Как и в том, что в целом любое новое судно, строящееся на российских верфях, заслуживает внимания. А если есть возможность, то и разбора, сопровождающегося мнением экипажа.
Обратимся к официальной информации проектанта - "Морскому инженерному бюро": многоцелевое сухогрузное судно проекта RSD59 предназначено для морской и смешанной (река-море) перевозки генеральных и навалочных грузов, а также зерна, пакетированных пиломатериалов, круглого леса, металлолома, металла в связках и рулонах, крупногабаритных, длинномерных и тяжеловесных грузов, угля, опасных грузов различных классов в соответствии с МК МПОГ и грузов категории "В" из МК МПНГ.
Перейдем к характеристикам проекта RSD59:
Длина максимальная | 141,00 м |
Ширина габаритная | 16,98 м |
Высота борта | 6,00 м |
Осадка (в море/в реке) | 4,50/3,60 м |
Дедвейт в море при осадке 4,50 м | 7445 т |
Дедвейт в реке при осадке 3,60 м | 5112 т |
Автономность (река/море) | 20/12 суток |
Количество трюмов | 2 |
Объем грузовых трюмов | 11200 м3 |
Контейнеровместимость (трюм/палуба) | 252 (192/60) TEU |
Мощность ГД | 2x1200 кВт |
Экипаж/мест | 11/14 человек + лоцман |
Скорость при осадке 4,50 м | около 10,2 узлов |
Еще на церемонии спуска генеральный директор "Морского инженерного бюро" Геннадий Егоров назвал проект RSD59 "достойным продолжателем предыдущей серии RSD49, но намного эффективнее". Дело в том, что грузоподъемность подобных судов в основном диапазоне осадок на 700 тонн больше, чем у 49-х. У сухогрузов нового поколения длина самого большого трюма? 78 метров, а у предшественников - 56 метров.
Сухогрузы проекта RSD59 имеют полные обводы. Это и является главной особенностью таких судов. Еще важным отличием от RSD49 является другая система люковых закрытий - сухогрузы нового поколения имеют специальный козловой кран, который расположен по-походному в районе носовой переборки жилой надстройки, а на серии предшественников установлена гидравлическая система закрытия люков Мак-Грегор.
Однако здесь все не так просто. Давайте приступим к знакомству с сухогрузом "Пола Анатолия" и разберемся со всеми нюансами.
Экскурсия по сухогрузу
На судне "Пола Анатолия" нас встретил эпипаж, который отрабатывал последние замечания по навигационному оборудованию - сухогруз готовился к полноценной эксплуатации. Мы сразу же обратились за помощью с экскурсией к капитану "Полы Анатолии" Леониду Жгулеву. Он же вместе с командой и заводом-строителем проводил испытания и принимал судно: "С 22 октября 2018 года мы были на Невском ССЗ, следили и участвовали в строительстве сухогруза. Проект RSD59 - очень хороший, работаю с ним впервые".
Наше знакомство с судном началось с капитанского мостика. Здесь через панорамные иллюминаторы открывается 360-градусный обзор на сухогруз и все его габариты. Кстати сказать, на проекте RSD59 они гораздо больше, чем на предыдущей серии.
Эта фотография иллюстрирует не только обзор, но и один момент - важное замечание, на которое нам указал капитан судна. Специальный козловой кран, который установлен по-походному в районе носовой переборки жилой надстройки, мешает этому самому обзору. Леонид Жгулев отметил этот недостаток как самый заметный, однако подчеркнул, что "Пола Анатолия" - головное судно в серии от Невского ССЗ и на следующих судах это замечание будет отработано: "Кран будет мешать при плавании на реках, поэтому если будем идти по внутренним водным путям, то будем сдвигать его в нос судна. Что касается решения с панорамными иллюминаторами, то тут никаких претензий нет и быть не может".
Еще на спуске мы узнали, что за весь радионавигационный комплекс на судне отвечала компания "Саит Марин". На "Поле Анатолии" установлен комплекс ГМССБ в составе консоли SAILOR 6333B от производителя Thrane&Thrane, двух УКВ-радиоустановок с ЦИВ марки SAILOR 6222 VHF DSC CLASS A, ПВ/КВ-радиоустановки 250 Вт с ЦИВ и телексом SAILOR 6320, СЗС Инмарсат-С SAILOR 6110 GMDSS SYSTEM/SSAS/ LRIT, двух радиолокационных ответчиков SAILOR SARTII, двух УКВ-носимых радиостанции SAILOR SP3530 ATEX VHF от того же датского производителя.
Помимо этого, в комплекс ГМССБ "Полы Анатолии" вошли спутниковая станция "ИРИДИУМ" модели IRIDIUM PILOT, приемник "НАВТЕКС" NX-700A от Furuno и спутниковый АРБ системы КОСПАС–САРСАТ марки АСНАП-М, произведенный НИИ космического приборостроения.
На навигационном мостике сухогруза "Пола Анатолия" мы встретили еще факс погоды марки JAX-9B от компании JRC и две радиотелефонные станции дециметровых волн для внутренних водных путей NavCom CPC-300 фирмы "НАВМАРИН".
За средства навигации на судне отвечают две РЛС с САРП моделей JMA-5300MKII SERIES (JMA-5332-12) и JMA-5300MKII SERIES (JMA-5322-7) от компании JRC, лаг марки SAL-R1a, а также две ЭКНИС NAVI-SAILOR 270. Помимо этого, сухогруз оснащен эхолотом GDS-101 компании Skipper и спутниковой навигацией ГНСС/ГЛОНАСС T-701 от "Транзаса". Еще в комплекс средств навигации входят магнитный компас JUPITER, гирокомпас NAVIGAT X MK2 HSC, система управления курсом NAVIPILOT 4000 от Sperry Marine, а также АИС марки T-105 тоже от "Транзаса".
"Пола Анатолия" оборудована машинным телеграфом Interschalt и системой видеонаблюдения CCTV от компании Orlaco. За средства внутрисудовой связи, трансляции и радиовещания отвечает телефонная станция DTS-100 компании "Юниконт", оборудование громкой связи и трансляции от Zenitel.
Завершая блок о навигации и связи, следует рассказать о еще одной особенности судов проекта RSD59. В отличие от своих предшественников, которые в качестве пропульсивной установки имеют два винта фиксированного шага с диаметром 2500 мм и носовое подруливающее устройство мощностью 200 кВт, на "Поле Анатолии" стоят две полноповоротные винторулевые колонки марки SRP1012FP (SRP340FP) мощностью 1200 кВт с диаметром гребного винта 1900 мм от компании Schottel. Она же установила подруливающее устройство STT170FP мощностью 230 кВт. Это способствует лучшей маневренности и лучшему управлению судном.
Чтобы понять, чем они примечательны, напомним часть из нашего небольшого интервью из статьи о спуске "Полы Анатолии" с генеральным директором "ШОТТЕЛЬ" Сергеем Честным, который отметил, что в ВРК гондола с гребным винтом вращается в горизонтальной плоскости в любую сторону на 360 градусов. Поэтому судно, оснащенное ВРК (а самый распространенный вариант - две ВРК на судне), приобретает принципиально другой уровень маневренности, в том числе и на самых малых скоростях, по сравнению с классической валовой линией. При этом машинное отделение можно упростить и уменьшить, потому что судну не требуется классический пассивный руль (рули) и все сопутствующее оборудование (рулевая машина и прочее). Стоит подчеркнуть, что большинство современных проектов для российских внутренних водных путей представлены именно с подобным пропульсивным решением.
Машинное отделение
Очевидно, для обслуживания такого большого судна требуются мощные машины. Поэтому на сухогрузе "Пола Анатолия" установлены два главных двигателя WARTSILA марки 6L20 мощностью 1200 кВт каждый. Это четырехтактные, нереверсивные, 6-цилиндровые дизельные двигатели с турбонаддувом и промежуточным охлаждением.
Помимо них, на сухогрузе установлены дизель-генераторы фирмы Volvo Penta. Мы обратились к представителям компании "Вольво Восток" с просьбой рассказать подробнее об оборудовании, которые стоят на судне. На наши вопросы ответил менеджер по продажам Алексей Степанов, приведем тезисами:
- На сегодняшний день на всех судах проекта RSD59 строящихся на различных верфях в РФ, в качестве вспомогательных и аварийных дизель-генераторов устанавливаются дизель-генераторы Volvo Penta.
- Основной задачей судовой электростанции является бесперебойное обеспечение электроэнергией требуемого качества на всех режимах работы судна. Две вспомогательные дизель-генераторные установки мощностью 332 кВт на базе двигателей Volvo Penta D13 MG обеспечивают высокую надежность работы, а также низкие эксплуатационные расходы для судовладельца. В качестве аварийного источника энергии на судах этого проекта установлен дизель-генератор мощностью 90 кВт на базе двигателя Volvo Penta D7 MG.
- Невский ССЗ является давним и надежным партнером компании Volvo Penta в России. За последние годы компания приняла участие в строительстве самоходного автомобильно-пассажирского парома проекта 2967/3132, среднего морского танкера 23130, серии сухогрузных река-море судов проекта RSD 59. В планах совместная работа в рамках строительства грузопассажирского судна проекта PV22, где компания Volvo Penta также выбрана в качестве поставщика судовой электростанции.
За топливную систему на сухогрузе "Пола Анатолия" отвечала компания "Альфа Лаваль", поставив автоматические сепараторы тяжелого топлива и сепараторы масла линейки S и P FLEX, причем сепараторы топлива S FLEX с системой контроля качества чистого топлива на выходе сепарируемого продукта, сепаратор дизельного топлива MIB303 и модуль подготовки и подачи топлива на ГД марки FCM1100, который обеспечивает подачу топлива на двигатели с необходимой вязкостью, температурой и давлением.
Помимо этого, предприятие отгрузило опреснительную установку AQUA Blue 80 испарительного типа, которая утилизирует тепло ГД для получения пресной воды. А также вспомогательный паровой котел с двухтопливной горелкой и два утилизационных паровых котла "Alfa Laval Aalborg", работающих от производимых паров за счет тепла уходящих газов от главных двигателей, тем самым повышая КПД энергетической установки в целом. Следуя требованиям конвенции об очистки балластных вод, "Альфа Лаваль" также поставила на сухогруз "Пола Анатолия" систему очистки и обработки балластных вод Pure Ballast 3.1. Эта система эффективно обеззараживает забортную воду во время балластных операций, используя лампы УФ-излучения.
Не выходя из машинного отделения судна, следует отметить, что компания Teknotherm отвечала за все системы вентиляции и кондиционирования, в том числе и отделения, и помещений АДГ. Польская фирма поставила более пятнадцати различных вентиляторов для грузовых трюмов, МО, для общесудового назначения, а также три автономных кондиционера.
Жилые помещения (и немного камбуза)
После обхода машинного отделения нас проводили в жилые помещения. К сожалению, снять и даже посмотреть каюты экипажа не получилось. Однако вообще без фотографий мы не ушли. Так выглядит каюта капитана новейшего сухогруза:
И снимки камбуза:
На палубе сухогруза
Длина судна составляет 141 метр. В основном это длина грузовых трюмов. Чтобы пройти к носу сухогруза, потребовалось больше минуты ходьбы по палубе.
На носу судна установлено якорно-швартовное устройство производства компании Adria Winch - якорно-швартовная лебедка с тяговым усилием на звездочках 84 кН. Такая же лебедка установлена еще и в корме сухогруза.
В корме сухогруза проекта RSD59 установлено спускоподъемное устройство гравитационного типа со спасательной шлюпкой на 14 человек производства компании Davit International. Это же предприятие произвело и поставило другое спускоподъемное устройство для дежурной шлюпки вместимостью 6 человек. Шлюпка тоже присутствует на судне.
А шлюпочную лебедку с электроприводом ЛШ 1.0 произвела компания "Пелла-Маш".
В комплексе аварийно-спасательного оснащения сухогруза есть три надувных спасательных плота (два на 16 человек и один на 6) и другое спасательное снабжение (круги, жилеты, гидрокостюмы, линеметательное устройство, пиротехника и т.п.).
Головной уже сдан!
Несмотря на то, что нижегородский завод "Красное Сормово" уже сдал не один сухогруз проекта RSD59, для Невского ССЗ "Пола Анатолия" действительно особенная. Это судно является головным и первым подобным в истории строительства завода.
Сейчас в Шлиссельбурге уже спустили второй сухогруз в серии - "Пола Анфиса". Совсем скоро он отправится на испытания. И его ждет такой же жизненный путь, что и у "Полы Анатолии".
Насколько нам известно, "Пола Анатолия" уже приступила к работе и находится в Балтийском море. Хотелось бы, чтобы уже следующим нашим материалом о судне стали итоги эксплуатации, к примеру, первых трех или пяти лет. Что же, поживем-увидим.
[Больше фотографий в галерее снизу]
Материалы по теме:
Невский ССЗ дебютировал головным RSD59 (репортаж о спуске на воду сухогруза "Пола Анатолия")
Чем порадовало наше судостроение за 2018 год (итоги отечественного гражданского судостроения по итогам 2018 года)
"Фортуна" улыбнулась "Росмопорту". Какое новое судно будет работать в Калининградском порту (статья о новом лоцмейстерском судне "Фортуна" проекта 02780М)
"Виктор Кусков" - герой для Усть-Луги (статья о лоцмейстерском судне "Виктор Кусков" проекта BLV04);
"Игорь Ильин" - окский катамаран против немецких траловых мин (статья о катамаране "Игорь Ильин" проекта SDS18)
Даменовский "Арго" для российских рек и морей (статья о буксире "Арго" компании "Нева-Чартер")
Ярославские бонопостановщики "Морспасслужбы" (статья о бонопостановщиках проекта А40-2Б-ЯР)
"Мурманск" для Петербурга: каков ледокол проекта 21900М? (статья о ледоколе "Мурманск" проекта 21900М)
Служебный флот карельских судостроителей (статья о катерах проекта ST23WIM).
Второй одесский герой - сухогрузное судно проекта RSD49 (статья о проекте RSD49)