S-42 "San Juan" - подводная лодка класса TR-1700, построенная на немецкой судоверфи "Thyssen Nordseewerke" (г. Эмден) в 1985 году. Подлодки этого класса имеют длину 66 метров и ширину 7,3 метра. Максимальная глубина погружения - 300 метров, а автономность - 30 суток. Вооружение представлено шестью носовыми 533-мм торпедными аппаратами.
В период между 2009 и 2013 годами "San Juan" прошел масштабную модернизацию - стоимость ее составляла около 12,4 миллионов долларов США. В ходе модернизации, которая проходила на предприятии "Tandanor", были заменены все четыре двигателя MTU и аккумуляторные батареи. Первым заданием после ремонта стали учения по наблюдению в экономической зоне вокруг Пуэрто-Мадрин с акцентом на борьбу с незаконным рыболовством.
Потеря
Более года назад, 16 ноября 2017 года, во время перехода с базы военно-морской базы города Ушуайя в пункт постоянной дислокации в городе Мар-дель-Плата лодка перестала выходить на связь. Это было примерно в 1400 километрах от Буэнос-Айреса. На ее борту находилось 44 военнослужащих, включая первую женщину-офицера в ВМС Аргентины - Элиану Марию Кравчик.
Последнее сообщение с подлодки было отправлено 15 ноября, в 7 часов утра. В нем было сказано о проблемах на борту субмарины: "Поток морской воды в аккумуляторную яму №3 через вентиляционную систему вызвал короткое замыкание, в результате чего возник пожар. Аккумуляторы в носовой части вышли из строя. В настоящий момент движемся в подводном положении".
Известно, что после тушения пожара экипаж отключил аккумуляторные батареи и подлодка осуществляла движение от кормовой батареи.
ARA "San Juan" (S-42) в порту и вспомогательные суда ВМС Аргентины - бывшие российские суда типа "Нефтегаз" / "Википедия" |
Поиск
Начало поисково-спасательной операции было организовано под эгидой Международной службы связей по спасению подводных лодок (International Submarine Escape and Rescue Liaison Office) - организации, созданной в 2003 году после катастрофы российской подводной лодки К-141 "Курск". Площадь поиска составляла 483 тысячи квадратных километров.
В поиске пропавшей субмарины приняли участие корабли и авиация из 18 стран, включая Россию - 23 ноября 2017 года в Аргентину было направлено океанографическое исследовательское судно "Янтарь". За время поисковой операции, в ходе которой приняло участие более 30 самолетов и судов со всего мира, была осмотрена территория размером с Испанию.
Спустя 15 дней после пропажи, военно-морские силы Аргентины заявили, что операция по спасению экипажа завершена, теперь остается только поиск лежащей на дне подводной лодки. Также 23 ноября появилась информация о том, что в районе предполагаемого местонахождения субмарины был зафиксирован "звуковой всплеск", который идентифицировали как подводный взрыв. Позже, в январе 2018 года, разведка военно-морских сил США заявила, что подводный взрыв был на глубине 400 метров и был равен 6 тоннам в тротиловом эквиваленте.
Обнаружение
Практически ровно через год после пропажи подлодки, 17 ноября 2018 года, аргентинские власти заявили о ее обнаружении в районе полуострова Вальдес - на глубине более 800 метров. Ее удалось обнаружить американской компании "Ocean Infinity", которая была нанята властями Аргентины для поиска подводной лодки "San Juan". За ее обнаружение компания получит вознаграждение в размере 7,5 миллионов долларов США.
Судя по фотографиям и схемам разброса на океанском дне частей подлодки, ее корпус давлением был разрушен в двух местах и она развалилась на четыре части: первая часть - дизельный отсек и смежный с ним в носу, вторая часть - отсек с центральным постом и вспомогательным оборудованием, третья - кормовая часть с главным электродвигателем, четвертая - ограждение выдвижных устройств. Притом на схеме указано, что все четыре дизель-генератора сорвались с фундаментов и вывалились из отсека. Также потоком воды вырвало винт с частью гребного вала. Обломки, по крайней мере, основная их часть, расположились на площади примерно 100 на 80 метров.
Родственники погибших моряков заявили о необходимости подъема останков лодки, на что руководство Аргентины заявило - данная задача является сложной, но выполнимой.
Если говорить откровенно, то самой Аргентине осуществить подъем субмарины вряд ли удастся: нет ни опыта, ни технологий, даже нет кадров для выполнения таких работ. Но в мире есть компании, специализирующиеся на подобной деятельности, которые вполне могли бы осуществить данную операцию.
Проект "Азориан" 2.0?
Сам подъем одной или двух частей прочного корпуса сложен, но реален и имеет смысл. Несмотря на 800-метровую глубину - она не является запредельной. Тем более, наверняка многие слышали о проекте "Азориан", который провернули американцы в 1974 году.
Задачей проекта "Азориан" был подъем советской дизель-электрической подводной лодки К-129, которая затонула в марте 1968 года на глубине 5600 метров в районе Гавайских островов. Для этого было спроектировано и построено судно "Гломар Эксплорер", которое было оснащено уникальным оборудованием для сверхглубоких работ.
В результате ошибок при подъеме лодки, ее корпус разломился и основная часть снова затонула. На борт "Гломар Эксплорера" удалось поднять только носовую часть субмарины. Известно, что в поднятой части были обнаружены две торпеды с ядерной боевой частью и ряд других объектов, интересных американской разведке. Также были обнаружены тела шести советских моряков, которые были с воинскими почестями погребены в океане.
Если говорить о "San Juan", то, как уже было сказано выше, она разрушена давлением на несколько частей. Также известно, что боезапаса на борту не было. Поэтому вполне реально, даже нужно поднять первые два отсека, включая жилые помещения второго отсека. Именно в этих частях должна быть большая часть погибших и возможные ответы на вопросы о гибели субмарины.
"Янтарь"
Российское океанографическое исследовательское судно "Янтарь" одним из первых прибыло в место гибели субмарины и приступило к ее поискам. Все поисковые работы велись по определенным координатам, указанным Аргентиной. То есть - "Янтарь" ходил от одной точки поисковых работ к следующей.
Сразу после обнаружения субмарины в рунете сразу появились язвительные комментарии о пустых тратах денег на поисковые корабли, которые ничего не могут найти. О неспособности ГУГИ (Главное управление глубоководных исследований) найти затонувшие объекты, ну и еще много чего, что лучше не писать здесь.
Для таких комментаторов сразу напомним то, что написано выше: все точки поиска выдавались Аргентиной. Координаты менялись практически каждый день, и корабль несколько раз даже проходил над местом гибели субмарины, но это место не было точкой поиска - поэтому никаких работ там не велось. Да и чтобы начать поиск, необходимо включать гидролокатор бокового обзора и спускать поисковый дрон. Их запускали только в точках поиска. За время работы "Янтаря" было обследовано и классифицировано более 60 объектов, множество из которых имели размеры меньше чем пропавшая субмарина. Всего было обследовано 20 районов поиска, площадь которых была более 6000 квадратных километров.
Также важно понять, какие события происходили в месте поиска подлодки в первые дни после ее пропажи. Это было хаотичное движение различных поисковых судов от района к району. Кто-то где-то что-то услышал, или что-то показалось - Аргентина сразу указывала на этот район. В общем, полный хаос. Все подозрительные объекты на дне были исследованы - чего только не было, от затонувших рыболовецких судов до просто непонятных конструкций когда-то утопленных в океане! Также важно понять, что поиск шел, если говорить понятно, по спирали. Только спустя почти год, судно американской компании подошло к последней вероятной точке - там субмарина и была обнаружена.