Редакция "Корабел.ру", начиная с 2013 года, регулярно организует визиты на судостроительные и судоремонтные предприятия нашей страны. За почти пять лет мы посетили не один десяток заводов, о существовании которых на федеральном уровне мало кто догадывался.
Вопреки ожиданиям скептиков, которых достаточное количество, предприятия живут, строят и ремонтируют суда, люди ходят на работу, поддерживают жизнь в отдаленных регионах страны.
Наряду с этим, существует ряд проблем – недостаток финансирования, отсутствие заказов, дефицит кадров, недостаточные показатели производительности труда. Отчасти эти сложности связаны с устаревшей инфраструктурой и технологиями.
В то же время, активный процесс обновления флота требует модернизации судостроительных предприятий и технологий их работы. Времена, когда можно было ограничиться использованием инфраструктуры, доставшейся новым владельцам из советского прошлого, заканчиваются.
В продолжение цикла материалов о работе производственного объединения "ТЕХНОРОС" сегодня мы подробнее расскажем об одном из направлений деятельности компании - разработке и изготовлении оборудования для предприятий отрасли судостроения и судоремонта. Начнем мы с обзора оборудования, предназначенного для транспортирования и спуска-подъема судов.
Компания "ТЕХНОРОС" предлагает несколько технологических решений.
Системы транспортирования судов (СТС)
Система транспортирования судов от компании "ТЕХНОРОС" состоит из приводных и неприводных стапельных тележек с установленными поперечными и продольными подкилевыми балками. При помощи СТС блоки, секции и суда могут перемещаться по рельсам как в продольном, так и в поперечном направлениях. Узел поворота тележки позволяет изменять направление движения заказа на 90 градусов, что дает возможность отказаться от использования трансбордера. Стапельные тележки приводятся в действие автономной гидростанцией, которая также входит в состав СТС.
|
Рис. 1. Приводная поворотная стапельная тележка г/п 170 т, для использования в составе СТС / ПО "ТЕХНОРОС" |
Суммарная грузоподъемность СТС зависит от грузоподъемности тележек и их количества и может достигать 40-50 тыс. тонн.
|
Рис. 2. Система транспортирования судов / ПО "ТЕХНОРОС" |
В качестве преимуществ систем транспортирования судов следует отметить полную автономность работы. Кроме того, СТС отличается низкими эксплуатационными расходами, а высокая степень автоматизации позволяет уменьшить количество операционного персонала. Используемая технология подъема и транспортирования на гидроцилиндрах уменьшает вероятность деформации корпуса судна.
|
Рис. 3. Самоходный гидроагрегат, тележки для гидрошлангов и секция из 4-х поворотных тележек / ПО "ТЕХНОРОС" |
До недавнего времени все подобные системы, используемые на отечественных предприятиях (а такое оборудование в России уже есть, и оно доказало свою эффективность) изготавливались на зарубежных предприятиях.
Сейчас такая продукция разрабатывается и производится в России на базе ПО "ТЕХНОРОС". Компания предлагает заказчикам оборудования целый ряд преимуществ: адаптированность к российским условиям эксплуатации, простота обслуживания и ремонта, наличие у компании собственной службы сервиса, доступная стоимость, полное соответствие оборудования действующим в РФ стандартам и нормам.
Вертикальные судоподъемники
Вертикальные судоподъемники используются зарубежными верфями достаточно давно, однако в России подобное оборудование пока не применялось. ПО "ТЕХНОРОС" проектирует и производит вертикальные судоподъемники с различными вариантами накатки судна, общей грузоподъемностью до 30 тыс. тонн.
Технологически вертикальный судоподъемник представляет собой горизонтальную платформу для спуска судов с уровня стапеля на воду или подъема судна из воды. Вертикальное перемещение платформы осуществляется с помощью системы синхронизиованных лебедок.
|
Рис. 4. Вертикальный судоподъемник с продольной накаткой объекта / ПО "ТЕХНОРОС" |
По сравнению с традиционными слипами и док-камерами, вертикальные судоподъемники отличаются меньшими габаритными размерами. Для возведения такого подъемника требуются гораздо меньшие объемы и сроки строительно-монтажных работ и, как следствие, меньший объем капитальных затрат.
Вертикальные судоподъемники имеют жесткую опорную платформу, что уменьшает вероятность деформации днища судна. Кроме того, оборудование позволяет проводить спуско-подъемные операции независимо от колебаний уровня акватории, что немаловажно при использовании на речных судостроительно-судоремонтных заводах.
Следует отметить, что компания является обладателем ряда патентов на системы транспортирования судов и вертикальные судоподъемники.
НИОКРы - одни из приоритетных направлений деятельности компании. Так, сейчас в стадии оформления находятся патенты на целый ряд технологических разработок для судостроительной отрасли.
Наряду с новыми техническими решениями, отвечающими современным требованиям по оснащению судостроительных предприятий, компания "ТЕХНОРОС" разрабатывает и производит оборудование, традиционно используемое в отрасли.
При производстве такого оборудования применяются современные узлы, системы и комплектующие, такие как частотно-регулируемые приводы и блоки управления на базе программируемых логических контроллеров.
Трансбордеры
Трансбордер – это специализированная транспортная система, состоящая из несущей рамы с уложенными на ней рельсовыми путями, расположенными в одной отметке с рельсами стапельных линий.
Трансбордеры горизонтального перемещения могут быть выполнены различной грузоподъемности и длины, в зависимости от параметров кораблей или подводных лодок.
|
Рис. 5. Трансбордер г/п 14 000 т / ПО "ТЕХНОРОС" |
В отличие от слипов, при применении трансбордеров расстановка стапельных тележек подчиняется расположению шпангоутов корпуса и весовой эпюре судна и не зависит от размещения рельсовых путей на поперечной площадке.
Cлипы
Слип – один из наиболее распространенных типов судоспускового сооружения, часто используемый на речных судостроительных и судоремонтных заводах.
Большая часть слипов, эксплуатируемых отечественными предприятиями, была введена в строй более 30 лет назад. Как заявляют специалисты ПО "ТЕХНОРОС", износ этого оборудования по отрасли оценивается в 60-80%. Причем это только половина проблемы.
Вторая половина проблемы заключается в том, что слипы не столько износились, сколько устарели. Общее количество судов, в частности класса "река-море", в нашей стране увеличилось.
Только за последние 10 лет российские судовладельцы построили более 300 танкеров и сухогрузов нового типа и смешанного плавания "река-море". Действующие слипы не рассчитаны на обслуживание подобных заказов ни по массе, ни по максимальной длине. В результате, владельцы таких судов вынуждены массово прибегать к услугам иностранных судоремонтных предприятий.
|
Рис. 6. Слип поперечный г/п до 10 000 т. / ПО "ТЕХНОРОС" |
ПО "ТЕХНОРОС" при проектировании и изготовлении слипов применяет современные конструктивные решения и комплектующие. В частности, слиповые лебедки оснащаются частотно-регулируемыми приводами, управление осуществляется при помощи системы на основе контроллера, что позволяет значительно повысить удобство эксплуатации оборудования, а также уровень надежности и безопасности операций спуска-подъема судна.
Помимо производства оборудования для вновь создаваемых объектов, "ТЕХНОРОС" выполняет работы по модернизации трансбордеров и слипов различной грузоподъемности.
В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть то, что компания располагает собственными производственными мощностями и специализированным конструкторским бюро. Благодаря собственному КБ, компания готова в сжатые сроки разрабатывать нестандартную технику любой степени сложности, в соответствии с требованиями заказчика.
Также в штате компании есть и своя сервисная служба, готовая предложить заказчикам комплексную техническую поддержку оборудования в послепродажный период даже в самой отдаленной точке страны. В современных условиях работы это очень важно!
В следующей части обзора мы коснемся новинок компании "ТЕХНОРОС" для портов и перегрузочных комплексов.
Материалы по теме:
Время поднимать (интервью с генеральным директором ПО "ТЕХНОРОС" Андреем Почтенновым)
На подъеме! (интервью с генеральным директором Троицкого кранового завода Вадимом Цыплаковым)
Fluidmecanica "Сделано в России" (интервью с директором по закупкам компании "Морская техника" Ольгой Андраде Лоуренсо и руководителем подразделения "Производство оборудования" Виктором Макарзиным)