Ведущий завод страны
Согласовать проход на "Красное Сормово" для знакомства с руководством предприятия и ходом строительства заказов не было проблемой от слова "вообще". Наша редакция с заводом давно дружит, там нам всегда рады и готовы принять практически в любое время.
Наш экспедиционный состав встретил генеральный директор завода Михаил Першин. Молодой директор вступил на должность руководителя после ставшего уже легендой отрасли Николая Жаркова. Мы остались довольными встречей и знакомством с энергичным директором завода "Красное Сормово", и надеемся, что под его началом предприятие не растеряет потенциал, а наоборот — только увеличит и расширит свои возможности.
Сегодня через центральную проходную завода ежедневно проходит порядка 3500 человек, и, по словам Першина, кадровые проблемы все равно актуальны для предприятия. Чего не скажешь про загрузку завода в условиях сегодняшнего рынка, потому что заказами и их графиком реализации "Красное Сормово" может похвастаться. Серия за серией современных сухогрузов и танкеров (проектов RSD59 и RST27M соответственно) сходят со слипа предприятия и передаются заказчикам в срок. К примеру, в ходе нашей поездки мы застали спуск очередного судна - "ИДЕЛЬ 3". Такое событие "Корабел.ру" не мог пропустить и сразу подготовил отдельный репортаж о нем.
- Для нашего предприятия точкой безубыточности является строительство и передача шести судов в год, - рассказывает генеральный директор завода "Красное Сормово". - Безусловно, мы стремимся к большему — увеличить это число в полтора раза. Проблемы есть, мы их знаем, однако хорошо представляем, как их решать. Помимо прочего, наш завод расширяет спектр предлагаемой продукции. Так, в октябре прошлого года мы получили лицензию на производство оборудования для атомных энергетических установок. В этом направлении работаем с Росатомом.
Завод проводит испытания для последующей передачи первых в серии сухогрузов для судоходной компании "Идель" (совместное предприятие фирмы "Пола Райз" и "Glencore"), а сухогруз "ИДЕЛЬ 3", спущенный на воду, будет передан заказчику в начале июня. На очереди серия из 11 сухогрузов аналогичного проекта для Государственной транспортной лизинговой компании. Договор с ГТЛК был подписан в марте 2019 года. Помимо этого, корабелы заняты строительством круизного лайнера проекта PV300.
- Наш коллектив сдаст лайнер заказчику в феврале 2020 года, - отметил Михаил Першин. - Вы сами увидите, что сделано на судне на сегодняшний день. Сейчас мы заняты установкой пассажирских кают от компании "Гесер", они уже отгружены и готовы к монтажу на судне. Коллектив подрядчика нам помогает в этой работе. Поскольку наш лайнер — головной, возникает много новых задач и для нас и для проектантов. Они требуют, конечно, особого внимания и подхода в работе. Однако мы стараемся предвидеть все трудности и оперативно их решаем, согласовываем изменения с Регистром, находим компромисс с заказчиком и КБ. Наш коллектив не раз приходил к решению задач, используя уникальные методы. Судно сложное, вы должны это понимать.
Перейдем к лайнеру
Глобально ситуация с круизником проекта PV300 складывается так: в технической документации отсутствуют некоторые нюансы и на момент ее разработки не все желания "Водохода" были сформулированы, а сормовичи, несмотря на это, стараются оперативно их удовлетворить.
Ведь корабелы работают, согласно документации, и о многих деталях могут даже не подумать. Поэтому "Водоход" тщательно следит за строительством, держа в уме перспективу. К примеру, как лайнер будет зимовать, что трап не должен выходить в барную зону, чтобы не создавать "проходной двор" около отдыхающих и прочее.
Экскурсию по судну нам провели исполнительный директор завода "Красное Сормово" Олег Тюкаев и ответственный сдатчик лайнера Александр Караганский. На момент нашего посещения техническая готовность судна составила 68%. Для сравнения, в марте 2019 года PV300 был готов на 57%.
Сейчас корпус лайнера сформирован, на судне продолжается прокладка кабельных трасс, но в целом многие работы буксуют из-за отсутствия необходимых документов. Поэтому некоторые операции приходится делать с опережением, не дожидаясь исчерпывающего комплекта документов, опираясь на собственные профессиональные компетенции судостроителей.
В пассажирских каютах уже установлены стеклопакеты, о которых в марте пока шел только разговор. Их произвела отечественная компания "Сегал". Правда, стеклопакеты пока установлены без стекол, что довольно рационально — дабы избежать битья и порчи во время строительства. В июне завод планирует выйти на установку стеклопакетов уже на верхних палубах.
Все каюты будут поставлены в модульном исполнении. Такой метод наши корабелы позаимствовали у зарубежных коллег.
Машинное отделение лайнера уже сформировано — все необходимое оборудование погружено, виден конструктив, видны элементы газовыхлопа, установлены утилизационные котлы.
В нашу прошлогоднюю сентябрьскую поездку на СЗ "Лотос" казалось, что строительству лайнеров что в Астрахани, что в Нижнем Новгороде ни конца ни края не видно. Однако в реальности у сормовичей, стоит признаться, дело идет. В сентябре корабелы собираются спустить PV300 на воду, чтобы провести испытания уже в текущем году.
- Расслабляться нет возможности, - рассказывает исполнительный директор предприятия Олег Тюкаев. - Усиливаться надо, потому что объема работ еще много! Мы реагируем оперативно — как только получаем новые чертежи, сразу же принимаемся за работу. Мы сейчас понимаем, что с этого месяца должны смотреть судно в разрезе "завтра — спуск". Это мобилизует людей. Попутно думаем, откуда взять еще кадры. Перед собой поставили одну задачу — чтобы каждый день спуск на воду приближался, чтобы не было ни одного проходного дня. Поэтому работаем и в праздники, и в выходные. Организовано несколько бригад, которые трудятся сверхурочно. Нам необходимо до конца года закрыть все испытания, чтобы успеть к февралю передать лайнер заказчику.
Главный редактор "Корабел.ру" об увиденном
Экспедицию "Корабел.ру" в Нижний Новгород возглавлял главный редактор нашего журнала Николай Ивакин. Вместе с ним мы знакомились с ходом строительства круизного лайнера проекта PV300. Приведем цитатой его мнение о судне:
Посещение строящегося на "Красном Сормово" круизного лайнера PV300 оставило у меня хорошее впечатление. Во-первых, видно, что коллектив настроен на работу. И генеральный директор, и его заместитель по производству говорят о нем с теплотой, владеют ситуацией на заказе, а главное – понимают, что самое интересное еще впереди. Заводчане практически закончили работу по металлу – изготовление корпуса, надстройки, переборок, внутренних конструкций. Причем алюминиевая часть выполнена очень хорошо. Уверен, здесь сказалось то, что они применили экструдированные панели. Когда в сентябре еще позапрошлого года на "Лотосе" я увидел, что там вся надстройка планировалась к изготовлению из листа и профиля, я задал вопрос – почему не используют панели? Ведь объем сварочных работ можно снизить процентов на 30-40 и, как следствие, избежать деформаций, неизбежных при таком количестве сварки. Мне ответили, что, мол, с панелями работать не умеют, да и проектант предостерегает от их применения, так как имеет негативный опыт при строительстве "Штандарта" проекта PV09, который, честно сказать, действительно выглядит не важно. Здесь же панели применили, и результат налицо. Правка и шпатлевка практически не требуются. Сказалось, наверное, соседство с заводом "Волга", который использует панель очень давно, с 70-х годов ХХ века, когда эта технология была освоена в СССР, кстати, лет на 20 раньше чем в Европе.
Основное общекорабельное оборудование на судно погружено, начата погрузка санитарных блоков пассажирских кают, вставлены оконные рамы, начата прокладка магистральных кабельных трасс, кое-где видны магистральные трубопроводы, хотя переборочные стаканы выварены еще не все – не до конца готова рабочая конструкторская документация. Насторожило отсутствие основной части вентиляционных трубопроводов. Тоже нет чертежей. Думаю, что это неспроста. Или что-то не ладится с расчетами вентиляции (количество обменов в помещениях, тепловыделение оборудования и пр.), или не согласуются размещения вентиляции, кабельных трасс и местных трубопроводов. В любом случае это плохо, так как это одна из самых трудоемких и влияющих на интерьер систем.
Есть и оборудование, о котором говорят лишь в будущем времени, – пассажирские лифты, противопожарные двери, оборудование кухни ресторана и прочее. Все это касается внутренних пассажирских помещений. И все это для заводчан оборудование неизвестное. И, как я понял, вообще часть из него разработана и изготовлена специально для этого судна, например, пассажирский лифт. Честно говоря, не помню случая, чтобы первые образцы судовой техники сразу исправно заработали. Но будем надеяться! Не получил я и ответа на вопрос, чем будут покрыты открытые части палуб. По классике просится тик (или как на старых "пассажирах" – сосна, но специальная). Но специалистов по деревянному покрытию, да еще не метрами, а сотнями метров, в России найти будет не просто.
Про формирование внутренних интерьеров, оборудование кают, холлов, ресторанов, баров и прочего разговор мы не вели, потому что заниматься этим будет "Гесер", хотя и заводчанам от обслуживания специалистов никуда не деться.
Короче говоря, состояние дел на судне, отношение к нему нижегородцев мне понравилось. Руководство завода говорит о работе судна в навигацию 2020 года, во что я не очень верю, но о пробных рейсах в конце этой навигации можно говорить. Давайте надеяться на лучшее.
Материалы по теме:
Строительство PV300 на "Красном Сормово" - как мы побывали на возводящемся круизном лайнере (мартовский репортаж "Корабел.ру" с лайнера проекта PV300)
"Цель - 15 судов в год". Гендиректор "Красного Сормово" об устройстве современной судоверфи (интервью с Михаилом Першиным, генеральным директором завода "Красное Сормово")
Первый российский круизный лайнер. Где правда, а где слухи (статья о строительстве круизного лайнера на "Лотосе")