Как сормовичи справляются с сериями теплоходов, строя сложнейший лайнер?

Поздней весной экспедиционный состав "Корабел.ру" взял курс на Нижний Новгород. Причин для такого маршрута было много, но главной целью поездки мы определили для себя визит на завод "Красное Сормово" — удар в удар как с Астраханью в сентябре 2018 года, чтобы познакомиться с ходом строительства круизного лайнера проекта PV300. Да, наша редакция уже писала о судне в марте, знакомя читателей с тогдашним состоянием круизника. Однако время идет, а темпы строительства сормовичи наращивают, поэтому лишней наша майская поездка в бывший Горький, безусловно, не являлась.

Ведущий завод страны

Согласовать проход на "Красное Сормово" для знакомства с руководством предприятия и ходом строительства заказов не было проблемой от слова "вообще". Наша редакция с заводом давно дружит, там нам всегда рады и готовы принять практически в любое время.

Наш экспедиционный состав встретил генеральный директор завода Михаил Першин. Молодой директор вступил на должность руководителя после ставшего уже легендой отрасли Николая Жаркова. Мы остались довольными встречей и знакомством с энергичным директором завода "Красное Сормово", и надеемся, что под его началом предприятие не растеряет потенциал, а наоборот — только увеличит и расширит свои возможности.
 

Михаил Першин, генеральный директор завода "Красное Сормово" / Корабел.ру


Сегодня через центральную проходную завода ежедневно проходит порядка 3500 человек, и, по словам Першина, кадровые проблемы все равно актуальны для предприятия. Чего не скажешь про загрузку завода в условиях сегодняшнего рынка, потому что заказами и их графиком реализации "Красное Сормово" может похвастаться. Серия за серией современных сухогрузов и танкеров (проектов RSD59 и RST27M соответственно) сходят со слипа предприятия и передаются заказчикам в срок. К примеру, в ходе нашей поездки мы застали спуск очередного судна - "ИДЕЛЬ 3". Такое событие "Корабел.ру" не мог пропустить и сразу подготовил отдельный репортаж о нем.

 

Сухогруз "ИДЕЛЬ 3" проекта RSD59 / Корабел.ру


- Для нашего предприятия точкой безубыточности является строительство и передача шести судов в год, - рассказывает генеральный директор завода "Красное Сормово". - Безусловно, мы стремимся к большему — увеличить это число в полтора раза. Проблемы есть, мы их знаем, однако хорошо представляем, как их решать. Помимо прочего, наш завод расширяет спектр предлагаемой продукции. Так, в октябре прошлого года мы получили лицензию на производство оборудования для атомных энергетических установок. В этом направлении работаем с Росатомом.


Завод проводит испытания для последующей передачи первых в серии сухогрузов для судоходной компании "Идель" (совместное предприятие фирмы "Пола Райз" и "Glencore"), а сухогруз "ИДЕЛЬ 3", спущенный на воду, будет передан заказчику в начале июня. На очереди серия из 11 сухогрузов аналогичного проекта для Государственной транспортной лизинговой компании. Договор с ГТЛК был подписан в марте 2019 года. Помимо этого, корабелы заняты строительством круизного лайнера проекта PV300.


- Наш коллектив сдаст лайнер заказчику в феврале 2020 года, - отметил Михаил Першин. - Вы сами увидите, что сделано на судне на сегодняшний день. Сейчас мы заняты установкой пассажирских кают от компании "Гесер", они уже отгружены и готовы к монтажу на судне. Коллектив подрядчика нам помогает в этой работе. Поскольку наш лайнер — головной, возникает много новых задач и для нас и для проектантов. Они требуют, конечно, особого внимания и подхода в работе. Однако мы стараемся предвидеть все трудности и оперативно их решаем, согласовываем изменения с Регистром, находим компромисс с заказчиком и КБ. Наш коллектив не раз приходил к решению задач, используя уникальные методы. Судно сложное, вы должны это понимать.


Перейдем к лайнеру

Глобально ситуация с круизником проекта PV300 складывается так: в технической документации отсутствуют некоторые нюансы и на момент ее разработки не все желания "Водохода" были сформулированы, а сормовичи, несмотря на это, стараются оперативно их удовлетворить.

Ведь корабелы работают, согласно документации, и о многих деталях могут даже не подумать. Поэтому "Водоход" тщательно следит за строительством, держа в уме перспективу. К примеру, как лайнер будет зимовать, что трап не должен выходить в барную зону, чтобы не создавать "проходной двор" около отдыхающих и прочее.

Экскурсию по судну нам провели исполнительный директор завода "Красное Сормово" Олег Тюкаев и ответственный сдатчик лайнера Александр Караганский. На момент нашего посещения техническая готовность судна составила 68%. Для сравнения, в марте 2019 года PV300 был готов на 57%.
 

Лайнер проекта PV300 / Корабел.ру


Сейчас корпус лайнера сформирован, на судне продолжается прокладка кабельных трасс, но в целом многие работы буксуют из-за отсутствия необходимых документов. Поэтому некоторые операции приходится делать с опережением, не дожидаясь исчерпывающего комплекта документов, опираясь на собственные профессиональные компетенции судостроителей.
 

Лайнер проекта PV300 / Корабел.ру


В пассажирских каютах уже установлены стеклопакеты, о которых в марте пока шел только разговор. Их произвела отечественная компания "Сегал". Правда, стеклопакеты пока установлены без стекол, что довольно рационально — дабы избежать битья и порчи во время строительства. В июне завод планирует выйти на установку стеклопакетов уже на верхних палубах.

Все каюты будут поставлены в модульном исполнении. Такой метод наши корабелы позаимствовали у зарубежных коллег.


Машинное отделение лайнера уже сформировано — все необходимое оборудование погружено, виден конструктив, видны элементы газовыхлопа, установлены утилизационные котлы.

В нашу прошлогоднюю сентябрьскую поездку на СЗ "Лотос" казалось, что строительству лайнеров что в Астрахани, что в Нижнем Новгороде ни конца ни края не видно. Однако в реальности у сормовичей, стоит признаться, дело идет. В сентябре корабелы собираются спустить PV300 на воду, чтобы провести испытания уже в текущем году.


- Расслабляться нет возможности, - рассказывает исполнительный директор предприятия Олег Тюкаев. - Усиливаться надо, потому что объема работ еще много! Мы реагируем оперативно — как только получаем новые чертежи, сразу же принимаемся за работу. Мы сейчас понимаем, что с этого месяца должны смотреть судно в разрезе "завтра — спуск". Это мобилизует людей. Попутно думаем, откуда взять еще кадры. Перед собой поставили одну задачу — чтобы каждый день спуск на воду приближался, чтобы не было ни одного проходного дня. Поэтому работаем и в праздники, и в выходные. Организовано несколько бригад, которые трудятся сверхурочно. Нам необходимо до конца года закрыть все испытания, чтобы успеть к февралю передать лайнер заказчику.


Главный редактор "Корабел.ру" об увиденном

Экспедицию "Корабел.ру" в Нижний Новгород возглавлял главный редактор нашего журнала Николай Ивакин. Вместе с ним мы знакомились с ходом строительства круизного лайнера проекта PV300. Приведем цитатой его мнение о судне:

Посещение строящегося на "Красном Сормово" круизного лайнера PV300 оставило у меня хорошее впечатление. Во-первых, видно, что коллектив настроен на работу. И генеральный директор, и его заместитель по производству говорят о нем с теплотой, владеют ситуацией на заказе, а главное – понимают, что самое интересное еще впереди. Заводчане практически закончили работу по металлу – изготовление корпуса, надстройки, переборок, внутренних конструкций. Причем алюминиевая часть выполнена очень хорошо. Уверен, здесь сказалось то, что они применили экструдированные панели. Когда в сентябре еще позапрошлого года на "Лотосе" я увидел, что там вся надстройка планировалась к изготовлению из листа и профиля, я задал вопрос – почему не используют панели? Ведь объем сварочных работ можно снизить процентов на 30-40 и, как следствие, избежать деформаций, неизбежных при таком количестве сварки. Мне ответили, что, мол, с панелями работать не умеют, да и проектант предостерегает от их применения, так как имеет негативный опыт при строительстве "Штандарта" проекта PV09, который, честно сказать, действительно выглядит не важно. Здесь же панели применили, и результат налицо. Правка и шпатлевка практически не требуются. Сказалось, наверное, соседство с заводом "Волга", который использует панель очень давно, с 70-х годов ХХ века, когда эта технология была освоена в СССР, кстати, лет на 20 раньше чем в Европе.


Основное общекорабельное оборудование на судно погружено, начата погрузка санитарных блоков пассажирских кают, вставлены оконные рамы, начата прокладка магистральных кабельных трасс, кое-где видны магистральные трубопроводы, хотя переборочные стаканы выварены еще не все – не до конца готова рабочая конструкторская документация. Насторожило отсутствие основной части вентиляционных трубопроводов. Тоже нет чертежей. Думаю, что это неспроста. Или что-то не ладится с расчетами вентиляции (количество обменов в помещениях, тепловыделение оборудования и пр.), или не согласуются размещения вентиляции, кабельных трасс и местных трубопроводов. В любом случае это плохо, так как это одна из самых трудоемких и влияющих на интерьер систем.

Есть и оборудование, о котором говорят лишь в будущем времени, – пассажирские лифты, противопожарные двери, оборудование кухни ресторана и прочее. Все это касается внутренних пассажирских помещений. И все это для заводчан оборудование неизвестное. И, как я понял, вообще часть из него разработана и изготовлена специально для этого судна, например, пассажирский лифт. Честно говоря, не помню случая, чтобы первые образцы судовой техники сразу исправно заработали. Но будем надеяться! Не получил я и ответа на вопрос, чем будут покрыты открытые части палуб. По классике просится тик (или как на старых "пассажирах" – сосна, но специальная). Но специалистов по деревянному покрытию, да еще не метрами, а сотнями метров, в России найти будет не просто.

Лайнер проекта PV300 / Корабел.ру


Про формирование внутренних интерьеров, оборудование кают, холлов, ресторанов, баров и прочего разговор мы не вели, потому что заниматься этим будет "Гесер", хотя и заводчанам от обслуживания специалистов никуда не деться.

Короче говоря, состояние дел на судне, отношение к нему нижегородцев мне понравилось. Руководство завода говорит о работе судна в навигацию 2020 года, во что я не очень верю, но о пробных рейсах в конце этой навигации можно говорить. Давайте надеяться на лучшее.

Материалы по теме:
Строительство PV300 на "Красном Сормово" - как мы побывали на возводящемся круизном лайнере (мартовский репортаж "Корабел.ру" с лайнера проекта PV300)
"Цель - 15 судов в год". Гендиректор "Красного Сормово" об устройстве современной судоверфи (интервью с Михаилом Першиным, генеральным директором завода "Красное Сормово") 
Первый российский круизный лайнер. Где правда, а где слухи (статья о строительстве круизного лайнера на "Лотосе")
 

"Красное Сормово", ПАО Нижний Новгород
+7 (831) 229-61-27, +7 (831) 229-61-05
"ВодоходЪ", ООО
Москва
+7 (495) 223-96-45
"Судостроительный завод "Лотос", АО Нариманов
+7 (8512) 29-00-34
"Группа компаний АРИС и ГЕСЕР", АО Отрадное
+7(812)493-27-98, +7(812)493-27-99




Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Морозов Вадим Александрович
29.05.2019, 21:17
Директору Жаркову надо в Нижнем памятник поставить за то .что он отстаивал интересы завода .когда собственником был Бендукидце , если бы не он все пошло бы на металлом .стапель может бы оставили , а Сормово это наполовину судостроительный завод .вторая половина это спец.машиностроение.
-0+
#Демьянович Андрей Юрьевич
04.07.2019, 12:14
В издательстве "Весь мир" вышла книга "Танки и люди. Битва в Пути главного инженера Демьяновича." В ней целая глава рассказывает о заводе "Красное Сормово". Читайте.
-0+
#Кислицин Андрей Владимирович
05.07.2019, 09:19
авторы и писаки, которые употребляют выражения типа "...от слова "вообще" будут гореть в аду
Свежие новости