Об особенностях системы контроля расхода топлива рассказывает генеральный директор предприятия Алексей Якушев. Беседа состоялась во время выставки-конференции "НЕВА 2021".
– Расскажите, что привезли на выставку?
– В выставке "НЕВА" мы принимаем участие не первый раз. Каждый раз стараемся показать наши передовые решения, ведь "Технодар" – не просто инжиниринговый центр, который пользуется чужим оборудованием, у нас собственная линия производства датчиков расхода топлива. Мы занимаемся непрерывной разработкой новых изделий и дополнений. Также у нас есть IT отдел, где мы совершенствуем софт, который предлагаем нашим заказчикам: в этом году улучшили систему сбора данных (с автоматической синхронизацией сервера). Разработали новые панели визуализации данных и обмена информации с экипажем. Возможно, для мира IT это звучит не как какая-то прорывная идея, однако на рынке систем контроля и расхода топлива подобные технологии есть у единиц.
Разработали для бункеровки специальную светозвуковую сигнализацию, которая позволяет автоматизировать процесс загрузки топлива. Если во время приема топлива система обнаруживает пену, так называемый "эффект капучино", то срабатывает сигнализация, и пока проблема не будет устранена, бункеровка не продолжится. Также есть решения по сбору и обработке данных, которыми может пользоваться экипаж и самостоятельно следить за необходимыми процессам, отчитываться при помощи установленной системы.
– Какие задачи вы помогаете закрыть судовладельцам?
– Основное, что мы помогаем решить – грамотный учет и контроль расхода топлива, так как у судовладельцев нет инструментов для этого. Конечно, те, у кого два-три судна, в ручном режиме могут с этим справляться, но если мы говорим о крупных компаниях, этот процесс в разы усложняется.
Что мы еще даем судовладельцам? Уверенность, что во время бункеровки он получит свое топливо в полном объеме. Например, когда мы заправляемся, мы не можем знать наверняка, сколько процентов топлива нам не доливают (мы опираемся лишь на данные колонки), а когда речь идет о тоннах топлива, погрешность в 1-2% – существенный удар по бюджету. Наши узлы учета топлива бункерных операций работают с точностью 0,1%. Так как система сертифицирована, её результаты можно использовать для оспаривания некачественной бункеровки.
На основе собранных данных, их структуризации мы даем нашим пользователям принимать дальнейшие решения и действия по оптимизации расходов. Хотя и начинается все с того, что судовладелец пресекает нецелевое использование топлива, научается правильно его считать и учитывать, работать со статистическими данными. Тут, кстати, открывается ещё один ресурс для экономии средств.
– Как быстро окупается ваше решение по экономии топлива?
– Срок окупаемости системы менее года, но были случаи, когда система окупалась за 1–2 месяца. Процент экономии в среднем составляет 5-15%. Для большого морского судна это существенные цифры. Если теплоход потребляет в месяц около 300 тонн топлива, то даже экономия в 3% позволит сохранить несколько миллионов рублей.
Лишь у немногих судовладельцев срок окупаемости системы выходит за рамки года. Обычно это те, у кого очень тонко отстроены бизнес-процессы, уже налажен учет, а наша система лишь укрепляет его.
– Что делаете, если компании уже хочется экономить, но пока нет возможности оснастить все суда?
– Мы и сами рекомендуем начать с "пилотного проекта". Устанавливаем систему на несколько судов и даем возможность владельцу отладить бизнес-процессы, убедиться на личном опыте, как это все работает. Также мы можем предложить судовладельцу различные системы оплаты, различного вида сервисы вплоть до того, что можем ставить улучшенную систему с повышенной абонентской платой.
– Есть ли у вас сервисное обслуживание после установки системы?
– Система сама по себе непростая. Она, как и свойственно сложному техническому объекту, требует сопровождения, порой и руками. Например, судно сходило на ремонт, – нужно по новой собирать и настраивать систему. Бывает, необходимо какие-то датчики доработать или доставить, провести периодическое обслуживание. Для этого у нас есть специалисты.
Существует также информационное сопровождение: мы отвечаем за качество данных. Поддерживаем сервисное обеспечение, чтобы оно работало в режиме 24 на 7. У нас есть служба технической поддержки и аналитики, которые подготавливают рекомендации для наших клиентов.
– С какими компаниями сотрудничаете, на какие суда устанавливают вашу систему?
– Наши системы стоят и на буксирах, и на сухогрузах, и на нефтеналивных, и на специальном флоте, земснарядах, шаландах, "рыбаках". Среди клиентов такие компании как "Морвенна", "Доброфлот", "Антей", несколько компаний из холдинга Norebo. На обслуживании стоят более 3000 судов из управления бассейнов рек. Компания "Межрегионтрубопроводстрой", имеющая уникальный флот в виде трубоукладчиков, специальных буксиров, земснарядов. Оснащали известное судно "Фортуна".
– Есть какая-то разница между установкой система на старый и новый флот?
– Разница в подходе. Если 10 лет назад мы ставили в основном датчики, то сегодня, имея богатый опыт работы с судостроительными заводами и проектантами, мы можем оснащать суда своей системой прямо на верфи, перед сдачей заказчику. В таком случае мы не всегда ставим датчики расхода, а привязываем наше ПО к существующим судовым системам. Наш инженерно-технический уровень позволяет без проблем получать данные даже там, где на первый взгляд их получить невозможно.
– Расскажите подробнее о вашем программном обеспечении, на котором держится система?
– "Технодару" 14 лет, из них 10 мы занимаемся разработкой ПО. Наш софт – полностью наше творение, и по сей день мы занимаемся его развитием и совершенствованием. На сегодня это большой комплекс, позволяющий собирать данные с объектов любой сложности, структурировать информацию и транслировать их нашим клиентам на любое устройство. ПО внесено в реестр российских программных продуктов. Мы даже прошли добровольную сертификацию в Российском речном регистре.
Продукт имеет возможность серьезного масштабирования, что позволяет применять его судовладельцу как для 1-2 судов, так и на 1000. Более того, мы не используем платные лицензионные компоненты в структуре ПО, что позволяет любому учреждению приобрести у нас софт и разместить его на своих серверах. Также это дает возможность сделать систему безопасной и независимой от возможных санкций.
– В каком направлении планируете развивать свое ПО?
– Данные судна в различном виде с большого количества датчиков мы научились собирать, обрабатывать, делать отчеты, выдавать конечному пользователю в различном виде. Сейчас мы работаем над тем, чтобы научиться работать с этими данными для высчитывания оптимального маршрута следования. Конечно, многие компании заявляют, что у них это уже есть, что они используют искусственный интеллект, но так ли это на самом деле, насколько их информация достоверна – под вопросом. Мы всегда отвечаем за точность и качество данных перед нашими заказчиками. Поэтому нам важно, чтобы наше планирование были такими же точными, как и данные, которые мы собираем сейчас.
Если детальнее, то... У нас есть судно. За два года мы получаем статистику на него: с какой скоростью может ходить, какие расходы при этой скорости, какие грузы возит. Сервер должен на основании этих данных с высокой точностью предсказывать оптимальный маршрут по нажатию клавиши. Например, хочет судовладелец отправить теплоход из Москвы во Владивосток, запускает систему, а она с высокой точностью и вероятностью выстраивает маршрут до конечной точки, но не просто, как навигатор, а предсказывает, где лучше сделать стоянки, сколько топлива придется взять, и т.д.
То есть на выходе такой софт будет учитывать все.
– Как у вас обстоят дела с экспортом?
– На мировом уровне есть программные продукты схожие с нашим разного уровня качества. Мы, однозначно, смотрим в сторону зарубежных контрактов и партнеров, но никому не нужен просто программный продукт или датчик. Судовладельцу нужен сервис под ключ. В нашем понимании сервис под ключ – это еще и специалиста выделить. В связи с этим есть определенные ограничения, поэтому пока что мы не представлены на зарубежном рынке.
– Возможно ли использовать ваши решения на судах на СПГ?
– У нас есть исполнение счетчиков и под СПГ, и под водород. Зависит от судовладельца: надо ему это или нет. Если к нам обратятся с таким запросом, мы его удовлетворим.
– Каким представляете флот будущего?
– Если заглянуть на лет 30 вперед, то я представляю по большей степени беспилотный флот. Переход на СПГ, водород займет на мой взгляд не менее 20–30 лет. Пока что это из области фантастики. На сегодняшний день судно живет дольше, чем автомобиль. Срок внедрения новых судов, если такие появятся, большой. И пока непонятно, будет ли это окупаться.
Также смотрите по теме:
Видеосюжет с буксира-толкача "Зубр", где рассказывают о системе "Технодара", начиная с 2:48.
Подписаться