— Ольга Николаевна, вы ведь экономист. Как так получилось, что вы стали генеральным директором лакокрасочного производства?
— Вы правы, у меня экономическое образование, и я начала работать в уже существующем "Дитексе" на должности главного бухгалтера. Через три года работы, когда я решила уволиться, родоначальник фирмы Дмитрий Геннадьевич Веселов предложил мне стать соучредителем и основать новое производство под тем же названием. Так появился современный "Дитекс", который вы видите сейчас.
Мне всегда нравились творческие профессии. С детства я хорошо рисовала, любила краски, училась на дизайнера, это мое первое образование. Но работать по профессии не стала. Наверное, звезды так сошлись, что в конце концов я стала производить краски.
— Тяжело было поднимать на ноги производство?
— Больше восьми лет мы изготавливали ЛКМ общестроительного назначения для Торгового Строительного дома "Петрович". Но нужно было развиваться дальше. Постепенно, параллельно, мы начали разрабатывать материалы другого назначения, для других отраслей. Наши разработки успешно проходили испытания в центрах испытаний химической продукции, получали сертификаты и одобрения. И наконец, мы пришли в судостроение. У нас не было цели завоевать эту нишу, мы очень медленно к ней шли.
Каждый материал мы долго разрабатывали и испытывали в нашей лаборатории. Покупали импортные краски, сравнивали, старались создать краски высокого качества. Лет 10 назад нам удалось разработать ЛКМ лучше импортного аналога. И, именно, эти краски превосходно работают сейчас. У нас есть заключение Центра испытаний химической продукции "Рутил" о том, что три наших материала имеют срок службы 30 лет в самой сложной климатической зоне.
— Поговорим о продукции. Что вы предлагаете для судостроения?
— Весь спектр материалов: грунты, эмали, шпатлевки, грунт-эмали. Для любых частей судна: подводная и надводная части, балластные, топливные, грузовые танки, палубы, надстройки, каюты. Год назад мы прошли испытания покрытий для балластных танков и получили одобрение Российского Морского регистра судоходства. Это очень серьезная работа, так как все понимают важность балластных резервуаров для судна.
Также, нами разработан ЛКМ, который работает при повышенной влажности. Всем известно, что краска не наносится на влажную и масляную поверхность. Наш грунт-эмаль наносится на влажную поверхность, без соблюдения точки росы, а также при температуре ниже -20 Сº. Конечно, если наш материал налить сверху на водный пузырь , то адгезии не произойдет. Но теперь, для нанесения нашего материала, заказчикам не нужен идеально сухой металл. Срок службы покрытия более шести лет в умеренном и холодном климате.
— Ваши мощности справляются с таким объемом работы?
— У нас небольшая площадь, всего 1000 м2. Машин достаточно, своя лаборатория, мощности рассчитаны для выпуска 200-300 тонн продукции в месяц.
К сожалению, пополнять производство новым оборудованием сложно, так как есть ограничение по электроэнергии. Арендодатель, на данный момент, не может обеспечить нам нужное количество. Но мы активно занимаемся этим вопросом. Необходимо решить эту задачу, чтобы иметь возможность дальнейшего развития.
— Расскажите обывателю, что из себя представляет лаборатория по созданию ЛКМ?
— Это обычная заводская лаборатория, укомплектованная всем необходимым. В 2021 году мы получили одобрение Военного представительства, в связи с этим полностью доукомплектовали, обновили и поверили все приборы в лаборатории. Здесь находятся маленькие бисерные мельницы, которые могут производить ЛКМ объемом один литр. С помощью них и метода "научного тыка" мы ищем идеальную рецептуру.
— Рецептура ЛКМ для разных целей сильно отличается?
— Конечно. Эмаль ПФ-115, например, самый простой материал, им красят все и всё! И на судах она применяется. Вообще, качество краски зависит не только от назначения, но и от производителя. Эмаль ПФ-115 можно сделать по-разному: в одном случае покрытие прослужит всего два месяца, выгорит и смоется, а в другом, покрытие будет служить три года и больше. Хотя краска одна.
От назначения, также, зависит состав ЛКМ. Сейчас пользуются большим спросом эпоксидные и полиуретановые покрытия, потому что они светостойкие, влагостойкие и имеют длительный срок службы. Все рецептуры разные, и лучшие материалы получаются не за один день. Это длительный процесс подбора компонентов, чтобы они друг с другом хорошо работали.
Когда-то советское государство разработало хорошие ГОСТы. И этими ГОСТами мы до сих пор пользуемся. Но для того, чтобы получить отличный материал, нужно качественное сырье. А хорошее сырье стоит дорого. Поэтому самая хорошая краска никогда не будет стоить дешево.
— Как на уход импорта отреагировал отечественных рынок ЛКМ? Возросла конкуренция?
— Мы не конкурируем, мы просто движемся. Насколько мы составляем конкуренцию? Не мне судить. Но, как ни странно, некоторое время назад мне поступило предложение продать бизнес. Значит нас видно, значит наши коллеги рассматривают нас, как серьезного игрока.
— Если сравнить вас с другими отечественными производителями? Вы на шаг впереди или позади?
— В нашем сегменте есть монстры, такие как, например, "Русские краски" и "Пигмент". Они даже по мощностям на уровне норвежских или американских компаний. Но есть и производства меньше, к которым я отношусь с большим почтением: "Акрус", "ЭмЛак", "ДВ Колор". Они старше нас, на рынок они пробирались потом и кровью. Поэтому нет, мы не конкурируем, мы просто идем своей дорогой.
— Как обстоят дела с импортными компонентами для ЛКМ?
— В 2022 году обнаружилось, что в России совершенно нет основных сырьевых позиций для ЛКМ — это, смол. Краски без смолы и лака не произвести.
Сейчас мы адаптировались. Наш Дмитрий Геннадьевич — непревзойденный снабженец. Он поддерживает общение с нашими коллегами и партнерами, поэтому проблем с сырьем для нас не возникло.
— Цена увеличилась?
— Да! Себестоимость, а отсюда и итоговая цена красок очень выросла. В 2022 году за два месяца цена на эпоксидную смолу выросла в три раза, и, конечно, это сказалось на цене краски.
Я большой патриот нашей страны и за развитие промышленности в России. Я верю, что мы можем производить что угодно. Хотелось бы обратиться к чиновникам и руководителям нашей страны: нужно развивать собственные производства, а не приглашать иностранные компании, убивая экономику и независимость нашей страны. Надо помогать и поддерживать своих отечественных производителей!
— Вернемся к краскам. Какие условия должны соблюдаться, чтобы краска хорошо наносилась на суда?
— Здесь мы ничем не отличаемся от других производителей, потому что условия для качественного нанесения покрытия одни: определенная температура, соблюдение точки росы, отсутствие прямых солнечных лучей, правильно выдержанный временной промежуток сушки между слоями.
Бывает, что у заказчика нет времени и возможности создать необходимые условия для качественной покраски. Что делать? Красить. Наши покрытия прошли и такие испытания: при отрицательных температурах или большой жаре, при повышенной влажности и при прямом попадании солнечных лучей. Так красить нельзя! Но приходится. Есть риск, что покрытие сойдет или не выполнит своих защитных функций, но на радость нам, ни разу от судовладельцев не поступали жалобы, на то, что покрытие не выдержало гарантийный срок, даже при экстремальных условиях покраски.
В 2020 году мы выиграли тендер "Газпромнефть Шиппинг" на доковую покраску судна. Я лично ездила на завод и видела, что создать все необходимые условия для правильной покраски невозможно. Дитекс дал согласие на произведение работ. Прошло три года, покрытие выдержало гарантийный срок.
— Можно ли сэкономить на покраске судна?
— Можно. Мы очень часто помогаем подобрать судовладельцу оптимальную схему покраски, потому что содержание судна — это огромные деньги. Для того, чтобы сэкономить на краске, нужно четко определить два фактора: первое — где будет эксплуатироваться судно; второе — через сколько лет судно будет перекрашиваться. Если ремонт запланирован через год, то вариантов сэкономить много, если через три или пять — уже меньше.
Каждый случай нужно рассматривать отдельно, как проект. Мы помогаем заказчику не просто потратить деньги, а вложить их с пользой.
— В чем принципиальное отличие отечественных красок от зарубежных?
— Сейчас отличий все меньше. Санкции и отсутствие поставок импортных ЛКМ помогают нам развиваться и усовершенствовать наши краски. Конечно, я говорю о тех производителях, которые действительно стремятся предложить рынку лучшее.
А вот технические возможности наших производителей и зарубежных очень разнятся. У нас, до спецоперации, было мало возможностей развивать наше оснащение, поскольку спрос на отечественную продукцию был минимальный. 90% рынка занимал импорт. Мы собирали "крошки со стола" и на них старались выжить. Сейчас, наконец, появилась востребованность. Поэтому, через какое-то время, притом недлительное, наши производства станут более совершенными. Мы найдем способы производить хорошие смолы или найдем их в братских странах. Это я говорю в общем, обо всех российских производителях.
— Как вас касается цифровизация и считаете ли вы это важным?
— Цифровизация нас никак не касается. Производство можно оцифровать, если менять оборудование полностью. Это очередная ступень - усовершенствовать машины и весь процесс производства краски. С цифровым удаленным управлением оборудованием процесс выпуска продукции станет намного проще и эффективнее. Такие задумки есть, но это в будущем.
— Насколько старые машины?
— Два года назад было частичное обновление. Но у нас есть машины, которым по 10-15 лет. Мы их, естественно, ремонтируем, заменяем детали. Но, к нашему счастью, когда-то в России производили хорошее оборудование, на качественном металле, оно не сильно изнашивается.
— У каждой компании есть своя фишка. Какая ваша фишка?
— Я считаю нашим главным преимуществом то, что в "Дитексе" мы к каждому заказчику относимся, как к любимому человеку. Некоторые наши заказчики становятся, практически, родными. Мои девочки-менеджеры очень по-доброму и с любовью общаются с ними.
У "Дитекса" нет цели просто продать, есть цель помочь. Мы не будем навязывать покупателю дорогой материал, если понимаем, что он ему не подойдет. Когда поступает запрос на ЛКМ, обязательно спрашиваем: какая степень подготовки металла предполагается, будет ли сниматься старое покрытие, в каком состоянии старое покрытие, какой нужен срок службы, где будет эксплуатироваться судно и т.д.
Зачастую у судовладельцев, например, борт выше ватерлинии окрашен пентафталевыми материалами. И тогда кроме пентафталя мы ничего не можем им предложить. Потому что ни полиуретан, ни эпоксид не совместятся с предыдущим пентафталевым покрытием. Наше новое покрытие, просто, снимет старое, и все это благополучно отвалится. Мы работаем на максимальную пользу для покупателя.
— С какими проектами и заводами успели поработать?
— ПСЗ "Янтарь", ЦС "Звездочка", 33 судоремонтный завод, "Пелла Фиорд", "Газпромнефть Шиппинг", Тобольская ССЗ, Окская судоверфь, Выборгский судостроительный завод и другие.
У нас есть заказчики, которые приходят к нам не каждый год. Представители лакокрасочной отрасли сказали бы, что это плохо, но я так не считаю. Когда человек приходит к нам спустя три года и говорит, что покрытие служило ему верой и правдой, и теперь он готов покупать у нас краску всегда — это очень хороший результат.
Наши материалы терпимы к погрешностям при покраске. Иногда приходят отзывы наподобие: "Хорошая краска, замечательная. Мы забыли отвердитель положить, но все отлично высохло и держится". У нас шок! Но заказчиков результат устроил.
Случаи бывают разные, но Дитекс всегда готов помочь, подсказать, предостеречь, и, конечно, порадоваться отличному результату вместе с любимыми покупателями и заказчиками.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |