Владимир Кравцов, «Йотун Пэйнтс»
Наиболее перспективны для потребителя с точки зрения эффективности само-сглаживающиеся противообрастающие покрытия. Они дают возможность снижения потери хода судов и, в результате, уменьшают расход топлива. Компания Jotun располагает передовыми разработками в этом направлении. Наше инновационное решение JHPMM по сверхэффективным противообрастающим покрытиям серии SeaQuantum X200 послужило основой для международного стандарта ISO 19030 по оценке эффективности работы корпуса судна.
Елена Евтушенко, Научно-производственный холдинг «ВМП»
Еще в давние времена было установлено, что обрастание корпуса критически снижает скорость маневрирования парусных кораблей, что имеет огромное значение, например, в условиях боя. Предтечей противообрастающих покрытий стала обивка подводных бортов кораблей медными листами.
Сегодня цели применения противообрастающих покрытий практически не изменились. Чем меньше обрастает корпус судна и чем слабее гидравлическое сопротивление его движению, тем меньше топлива нужно затратить для достижения требуемой скорости, тем это выгоднее для судовладельца.
К настоящему времени в мире сформировался целый самостоятельный класс противообрастающих покрытий, включающий и достаточно узкоспециализированные, рассчитанные под разные классы судов, особенности их плавания и периодичности ремонтного обслуживания.
Александр Коновалов, «ТСЗП»
Если речь идет о подводной части судна, то тут вне конкуренции композитное градиентное металлополимерное покрытия. По сути, на поверхность наносится металлическая матрица (псевдосплав), которая защищает от коррозии, а поверх имплантируется полимер на основе фторопласта. На выходе в отличие от обычного двухслойного покрытия, мы получаем композит с плавным переходом от металла к полимеру. Покрытие гидрофобно, и абсолютно все его поверхностные свойства, включая низкую адгезию загрязнителей и биологических организмов соответствуют свойствам фторопласта. Т.е. микроорганизмы и прочие обитатели морской воды просто не могут зацепиться за корпус.
Владимир Федотов, «Эмлак»
Наш материал Эмагард Self используется для защиты от обрастания подводной части корпусов судов неограниченного района плавания, судов с малой и средней скоростью движения, он также применяется в морских зонах с высокой активностью обрастания. Материал позволяет уменьшить сопротивление движению, увеличить скорость судна и сократить расход топлива.
Никита Петров, Hilong Russia
Противообрастающие самополирующиеся покрытия действительно обладают эффектом энергосбережения за счет снижения шероховатости поверхности. Эффект зависит от типа покрытия, скорости судна и соотношением времени стояния к плаванию. На сегодняшний день в нашем ассортименте есть противообрастающие покрытия как для тихоходных судов со скоростью менее 10 узлов, так и для судов со скоростью от 18 узлов.
Компания Hilong изучала данный вопрос на собственных покрытиях совместно с клиентами. На основании проведенной работы было установлено, что использование в течении 60 месяцев противообрастающих покрытий HilonCare избавляло от снижения потери хода, примерно, на 4%. С учетом того, что компенсация снижения скорости хода на процент требует увеличение расхода топлива на 3%, суммарная экономия горючего составила 12%. К примеру, для судна, потребляющего 30 тонн топлива в сутки при средней стоимости бункеровки 550 долларов за тонну, экономия будет равняться 2 600 000 долларов.
|
Подводная часть балкеров Prosperity 103 и Prosperity 102 окрашена самополирующимися противообрастающими покрытиями HilinCare 7380 компании Hilong / Корабел.ру |
Лука Черибелли, Lechler S.p.A., бренд Stoppani
Яхта без обрастания - один из самых значительных способов экономии энергии. Иметь чистый корпус, во-первых, означает значительное снижение расхода топлива и выбросов в окружающую среду, во-вторых, помогает лучше управлять яхтой, а на металлических лодках уменьшает
возможность начала поверхностной коррозии.
Дмитрий Фомин, «Акзо Нобель Коутингс»
Противообрастающие покрытия оказывают огромное влияние на энергоэффективность судов. Современные покрытия на основе фторполимеров позволяют получить экономию топлива до 9 %.
Мы всегда уделяли особое внимание разработкам противообрастающих покрытий. Одно из последних наших достижений – самополирующееся, противобрастающее покрытие Intercept 8500LPP. Оно разработано с применением запатентованного полимера Lubyon, позволяющего поддержать уровень полирования практически неизменным на протяжении пяти лет.
Какие виды ледостойких материалов вы выпускаете?
Александр Гареев, «Русские краски»
Компания «Русские краски разработала покрытие, обеспечивающее защиту наружной обшивки корпуса судна от внешних воздействий в условиях ледового плавания и удовлетворяющее требованиям раздела 6.5.3, части XIII Правил классификации и постройки морских судов РМРС. Мы планировали получить СТО РМРС на данный материал в апреле этого года. Сейчас «Русские краски» работают над модификацией ЛКП с целью добиться характеристик, соответствующих классу I группы 1.
Федотов Владимир, «Эмлак»
Наша компания выпускает эмаль ЭМАКОР 4257 ICE RESIST, предназначенную для защиты от коррозии подводной части ледоколов, судов ледового плавания и гидротехнических сооружений, а также морских буровых установок и других металлических конструкций.
Дмитрий Фомин, «Акзо Нобель Коутингс»
Компания Akzo Nobel имеет более чем 20 летний опыт производства ледостойкого покрытия Intershield 163 Inerta 160, которое отлично себя зарекомендовало на проектах ледоколов и судов ледового класса таких компаний, как «Росморпорт», «Совкомфлот», «Атомфлот».
Александр Коновалов, «ТСЗП»
Наша компания уже более 20 лет занимается инженерией поверхностей и за эти годы мы разработали множество систем защиты для разных областей применения. Если говорить о ледостойких покрытиях, то отлично себя зарекомендовали сплавы на основе алюминия.
Никита Петров, Hilong Russia
В продуктовом портфеле компании есть устойчивое к абразивному истиранию ледостойкое эпоксидное покрытие HilonIce 5200, обладающее низким коэффициентом трения, что снижает расход топлива. Данное покрытие специально разработано для судов, плавающих в ледовых условиях.
Владимир Кравцов, «Йотун Пэйнтс»
Наиболее перспективным является новое поколение наших ледостойких покрытий Marathon IQ2. Продукт не содержит фенола, что особенно актуально для проектов, которые строятся в «судостроительных» странах, имеющих очень жесткие экологические ограничения по его содержанию в ЛКМ. Высокие показатели ударной стойкости и механической прочности, а также низкий коэффициент трения делают Marathon IQ2 уникальным в классе ледостойких покрытий. И этот материал не единственный. Компания имеет широкий ассортимент ледостойких покрытий для любых условий эксплуатации судов ледового класса
|
Marathon IQ2 может обеспечить, примерно, 4,5%-ное улучшение гидродинамической эффективности по сравнению с современными ледостойкими покрытиями / Jotun |
Как влияют на отечественный рынок ЛКМ нормативы проведения тендеров, в которых определяющим фактором является цена?
Владимир Кравцов, «Йотун Пэйнтс»
Крайне негативно, выгода здесь только у завода-строителя. Сократив при фиксированном бюджете затраты на краску, он передает заказчику судно с заведомо низким сроком защиты от коррозии. В процессе эксплуатации это приведет к существенным тратам судовладельца.
Владимир Трофименко, Mankiewicz
Если бы при этом была отработана система проверки реальных характеристик покрытия, все было бы хорошо. Но, к сожалению, зачастую такую проверку не проводят, а доверяют теоретическим показателям и сертификатам на бумаге. Безусловно, в таком случае рынок действительно качественных решений находится в состоянии невозможности конкурировать в неадекватной системе отбора. С другой стороны, если заказчика все устраивает, и он не предъявляет требований и претензий – значит это просто показатель уровня развития рынка и конкретного заказчика.
Мир многогранен, и на одном даже узком сегменте рынка можно встретить кардинально различные походы к требованиям по качеству, что и является основой для составления корректных и объективных тендерных процедур.
Елена Евтушенко, Холдинг ВМП
Ориентир на цену возможен только для стандартизованных случаев, одинаковых по свойствам товаров. Лакокрасочные материалы объективно более сложные. Их качество определяется очень широким набором потребительских свойств, которые необходимо учитывать при выборе. Ценовое соревнование зачастую подталкивает к выбору менее качественного материала, в конечном счете от этого страдает потребитель.
Александр Гареев, «Русские краски»
Во-первых, материалы имеют различную рецептуру, состав, срок службы, расход. При одной и той же цене за килограмм или литр ЛКМ судовладелец может получить совершенно разный объем окрашенной поверхности судна. Во-вторых, на рынке до сих пор присутствует пул производителей, не соблюдающих рецептуру при изготовлении ЛКМ, что также сказывается на качестве покрытий.
В итоге тендеры не дают возможность судовладельцам приобрести качественные материалы и, как следствие, в дальнейшем им приходится чаще ремонтировать и перекрашивать суда.
Владимир Федотов, «Эмлак»
Тендеры в нашей стране - очень специфичный и сложный процесс. В подавляющем большинстве тендеров прописывают марку, тип и производителя краски, заложенной проектировщиками в проект. Это, зачастую, делает честную борьбу невозможной, правда, это уже вопрос к ведомствам, которые должны контролировать процесс.
Также, к моему глубокому сожалению, 95% тендеров выигрывает самая дешевая краска, которая не дает надежной долговечной защиты.
Александр Коновалов, «ТСЗП»
В нашем случае очень сильно. Если говорить о покрытиях, наносимых методом газотермического напыления, то им отведен отдельный сегмент, в котором появляются компании, не имеющие никакой компетенции в данном вопросе, кроме приобретенного оборудования. На мой взгляд, это неправильный подход.
Если речь идет о защите корпуса судна или портового сооружения от коррозии, нельзя ограничивать конкуренцию такими терминами как «краска» или «полимерный материал». Во главу угла должны ставится требования по сроку службы и гарантии на покрытие.
Как влияет на рублевую стоимость вашей продукции изменение курса валют?
Владимир Федотов, «Эмлак»
Мы используем высококачественное европейское сырье и оборудование, и с ростом курса себестоимость производства ЛКМ тоже увеличивается. Но как мы российский завод мы зависим от колебаний курса меньше, чем импортные производители, у которых цены зачастую указаны в у. е.
|
Материалы «Эмлак» были использованы на новейшем четырехпалубном лайнере «Мустай Карим» / Корабел.ру |
Владимир Кравцов, «Йотун Пэйнтс»
Подавляющее большинство сырьевых компонентов у нас отечественного производства. С другой стороны, наши поставщики часть сырья необходимого для производства требуемых нам составов и материалов закупают за границей. Конечно, роста затрат на сырье можно ожидать, и повышение цен вполне возможно.
Елена Евтушенко, Холдинг ВМП
ВМП является российским производителем, и наша политика направлена на использование преимущественно отечественных сырьевых компонентов. Однако ряд продуктов малотоннажной химии в России не выпускается или не имеет тех качественных характеристик, которые нам необходимы. В этих случаях мы вынуждены использовать импорт, хотя его доля с каждым годом уменьшается.
Научные подразделения холдинга «ВМП» постоянно совершенствуют рецептуры материалов, в том числе с целью сократить влияние валютного курса на себестоимость продукции. Сегодня, к сожалению, полностью исключить это невозможно. Надеемся, что развитие отечественной экономики и химической отрасли в целом позволит со временем локализовать производство необходимого сырья на территории России.
Александр Гареев, «Русские краски
Колебание курса естественно скажется, так как импортное сырье занимает значительную долю. При этом отмечу, что вся научно-производственная база компании находится в России, мы стараемся использовать отечественные материалы, и падение рубля делает ЛКМ серии PK-Marine еще более конкурентоспособными по сравнению с импортными аналогами.
Никита Петров, Hilong Russia
Колебания курсов валют оказывают влияние, но мы стараемся минимизировать их воздействие и всегда остаемся в пределах рыночных цен за счет оптимизации процессов и гибкой ценовой политики.
Во сколько сегодня обходится производителям тестирование и сертификация новых материалов при выводе их на рынок?
Елена Евтушенко, Холдинг ВМП
Очень дорого. Зачастую дороже, чем за рубежом. Многие отечественные компании и ассоциация «Центрлак» ставили этот вопрос перед Минпромторгом. Но решения пока нет.
Александр Гареев, «Русские краски»
В разных классификационных организациях стоимость разная. Достаточно дорого обходятся испытания материалов в сертифицированных лабораториях. Еще одной проблемой являются сроки и запутанные механизмы испытаний для включения в реестры.
Владимир Кравцов, «Йотун Пэйнтс»
Зачастую стоимость выражается цифрой с большим количеством нолей. Кроме того, некоторые испытания занимают очень длительный срок.
Никита Петров, Hilong Russia
Отраслевая сертификация и вхождение в реестры в любой отрасли - процесс, требующий финансовых и временных затрат, а также слаженной работы всех подразделений компаний. Конечная стоимость будет зависеть от количества систем покрытий, направлений их применения, программ и методов испытаний, стоимости услуг лабораторий и сертифицирующих органов.
Лука Черибелли, Lechler S.p.A., бренд Stoppani
Большие средства из бюджета R&D выделяются компанией на испытания и сертифицирования продукции. Величина расходов иногда зависит не только от количества продуктов, но также от количества рынков, для которых эти продукты производятся.
Александр Коновалов, «ТСЗП»
Зачастую, подобные испытания обходятся компаниям в шестизначные цифры. И тому, кто действительно что-то разрабатывает и хочет внедрить, финансовая составляющая не позволяет это сделать.