На долю российского судостроения и судоремонта приходится около полутора-двух процентов мирового потребления судовых лакокрасочных материалов и покрытий. Особенности отечественного рынка ЛКМ и последние тенденции отрасли мы обсудили с ведущими экспертами, а также узнали как отразилось на стоимости материалов падения курса рубля, какие новые покрытия для арктических применений появились на рынке и есть ли в России компании, сумевшие заработать на карантине.
Владимир Кравцов, «Йотун Пэйнтс»
Наиболее перспективны для потребителя с точки зрения эффективности само-сглаживающиеся противообрастающие покрытия. Они дают возможность снижения потери хода судов и, в результате, уменьшают расход топлива. Компания Jotun располагает передовыми разработками в этом направлении. Наше инновационное решение JHPMM по сверхэффективным противообрастающим покрытиям серии SeaQuantum X200 послужило основой для международного стандарта ISO 19030 по оценке эффективности работы корпуса судна.
Елена Евтушенко, Научно-производственный холдинг «ВМП»
Еще в давние времена было установлено, что обрастание корпуса критически снижает скорость маневрирования парусных кораблей, что имеет огромное значение, например, в условиях боя. Предтечей противообрастающих покрытий стала обивка подводных бортов кораблей медными листами.
Сегодня цели применения противообрастающих покрытий практически не изменились. Чем меньше обрастает корпус судна и чем слабее гидравлическое сопротивление его движению, тем меньше топлива нужно затратить для достижения требуемой скорости, тем это выгоднее для судовладельца.
К настоящему времени в мире сформировался целый самостоятельный класс противообрастающих покрытий, включающий и достаточно узкоспециализированные, рассчитанные под разные классы судов, особенности их плавания и периодичности ремонтного обслуживания.
Александр Коновалов, «ТСЗП»
Если речь идет о подводной части судна, то тут вне конкуренции композитное градиентное металлополимерное покрытия. По сути, на поверхность наносится металлическая матрица (псевдосплав), которая защищает от коррозии, а поверх имплантируется полимер на основе фторопласта. На выходе в отличие от обычного двухслойного покрытия, мы получаем композит с плавным переходом от металла к полимеру. Покрытие гидрофобно, и абсолютно все его поверхностные свойства, включая низкую адгезию загрязнителей и биологических организмов соответствуют свойствам фторопласта. Т.е. микроорганизмы и прочие обитатели морской воды просто не могут зацепиться за корпус.
Владимир Федотов, «Эмлак»
Наш материал Эмагард Self используется для защиты от обрастания подводной части корпусов судов неограниченного района плавания, судов с малой и средней скоростью движения, он также применяется в морских зонах с высокой активностью обрастания. Материал позволяет уменьшить сопротивление движению, увеличить скорость судна и сократить расход топлива.
Никита Петров, Hilong Russia
Противообрастающие самополирующиеся покрытия действительно обладают эффектом энергосбережения за счет снижения шероховатости поверхности. Эффект зависит от типа покрытия, скорости судна и соотношением времени стояния к плаванию. На сегодняшний день в нашем ассортименте есть противообрастающие покрытия как для тихоходных судов со скоростью менее 10 узлов, так и для судов со скоростью от 18 узлов.
Компания Hilong изучала данный вопрос на собственных покрытиях совместно с клиентами. На основании проведенной работы было установлено, что использование в течении 60 месяцев противообрастающих покрытий HilonCare избавляло от снижения потери хода, примерно, на 4%. С учетом того, что компенсация снижения скорости хода на процент требует увеличение расхода топлива на 3%, суммарная экономия горючего составила 12%. К примеру, для судна, потребляющего 30 тонн топлива в сутки при средней стоимости бункеровки 550 долларов за тонну, экономия будет равняться 2 600 000 долларов.
Лука Черибелли, Lechler S.p.A., бренд Stoppani
Яхта без обрастания - один из самых значительных способов экономии энергии. Иметь чистый корпус, во-первых, означает значительное снижение расхода топлива и выбросов в окружающую среду, во-вторых, помогает лучше управлять яхтой, а на металлических лодках уменьшает
возможность начала поверхностной коррозии.
Дмитрий Фомин, «Акзо Нобель Коутингс»
Противообрастающие покрытия оказывают огромное влияние на энергоэффективность судов. Современные покрытия на основе фторполимеров позволяют получить экономию топлива до 9 %.
Мы всегда уделяли особое внимание разработкам противообрастающих покрытий. Одно из последних наших достижений – самополирующееся, противобрастающее покрытие Intercept 8500LPP. Оно разработано с применением запатентованного полимера Lubyon, позволяющего поддержать уровень полирования практически неизменным на протяжении пяти лет.
Какие виды ледостойких материалов вы выпускаете?
Александр Гареев, «Русские краски»
Компания «Русские краски разработала покрытие, обеспечивающее защиту наружной обшивки корпуса судна от внешних воздействий в условиях ледового плавания и удовлетворяющее требованиям раздела 6.5.3, части XIII Правил классификации и постройки морских судов РМРС. Мы планировали получить СТО РМРС на данный материал в апреле этого года. Сейчас «Русские краски» работают над модификацией ЛКП с целью добиться характеристик, соответствующих классу I группы 1.
Федотов Владимир, «Эмлак»
Наша компания выпускает эмаль ЭМАКОР 4257 ICE RESIST, предназначенную для защиты от коррозии подводной части ледоколов, судов ледового плавания и гидротехнических сооружений, а также морских буровых установок и других металлических конструкций.
Дмитрий Фомин, «Акзо Нобель Коутингс»
Компания Akzo Nobel имеет более чем 20 летний опыт производства ледостойкого покрытия Intershield 163 Inerta 160, которое отлично себя зарекомендовало на проектах ледоколов и судов ледового класса таких компаний, как «Росморпорт», «Совкомфлот», «Атомфлот».
Александр Коновалов, «ТСЗП»
Наша компания уже более 20 лет занимается инженерией поверхностей и за эти годы мы разработали множество систем защиты для разных областей применения. Если говорить о ледостойких покрытиях, то отлично себя зарекомендовали сплавы на основе алюминия.
Никита Петров, Hilong Russia
В продуктовом портфеле компании есть устойчивое к абразивному истиранию ледостойкое эпоксидное покрытие HilonIce 5200, обладающее низким коэффициентом трения, что снижает расход топлива. Данное покрытие специально разработано для судов, плавающих в ледовых условиях.
Владимир Кравцов, «Йотун Пэйнтс»
Наиболее перспективным является новое поколение наших ледостойких покрытий Marathon IQ2. Продукт не содержит фенола, что особенно актуально для проектов, которые строятся в «судостроительных» странах, имеющих очень жесткие экологические ограничения по его содержанию в ЛКМ. Высокие показатели ударной стойкости и механической прочности, а также низкий коэффициент трения делают Marathon IQ2 уникальным в классе ледостойких покрытий. И этот материал не единственный. Компания имеет широкий ассортимент ледостойких покрытий для любых условий эксплуатации судов ледового класса
Как влияют на отечественный рынок ЛКМ нормативы проведения тендеров, в которых определяющим фактором является цена?
Владимир Кравцов, «Йотун Пэйнтс»
Крайне негативно, выгода здесь только у завода-строителя. Сократив при фиксированном бюджете затраты на краску, он передает заказчику судно с заведомо низким сроком защиты от коррозии. В процессе эксплуатации это приведет к существенным тратам судовладельца.
Владимир Трофименко, Mankiewicz
Если бы при этом была отработана система проверки реальных характеристик покрытия, все было бы хорошо. Но, к сожалению, зачастую такую проверку не проводят, а доверяют теоретическим показателям и сертификатам на бумаге. Безусловно, в таком случае рынок действительно качественных решений находится в состоянии невозможности конкурировать в неадекватной системе отбора. С другой стороны, если заказчика все устраивает, и он не предъявляет требований и претензий – значит это просто показатель уровня развития рынка и конкретного заказчика.
Мир многогранен, и на одном даже узком сегменте рынка можно встретить кардинально различные походы к требованиям по качеству, что и является основой для составления корректных и объективных тендерных процедур.
Елена Евтушенко, Холдинг ВМП
Ориентир на цену возможен только для стандартизованных случаев, одинаковых по свойствам товаров. Лакокрасочные материалы объективно более сложные. Их качество определяется очень широким набором потребительских свойств, которые необходимо учитывать при выборе. Ценовое соревнование зачастую подталкивает к выбору менее качественного материала, в конечном счете от этого страдает потребитель.
Александр Гареев, «Русские краски»
Во-первых, материалы имеют различную рецептуру, состав, срок службы, расход. При одной и той же цене за килограмм или литр ЛКМ судовладелец может получить совершенно разный объем окрашенной поверхности судна. Во-вторых, на рынке до сих пор присутствует пул производителей, не соблюдающих рецептуру при изготовлении ЛКМ, что также сказывается на качестве покрытий.
В итоге тендеры не дают возможность судовладельцам приобрести качественные материалы и, как следствие, в дальнейшем им приходится чаще ремонтировать и перекрашивать суда.
Владимир Федотов, «Эмлак»
Тендеры в нашей стране - очень специфичный и сложный процесс. В подавляющем большинстве тендеров прописывают марку, тип и производителя краски, заложенной проектировщиками в проект. Это, зачастую, делает честную борьбу невозможной, правда, это уже вопрос к ведомствам, которые должны контролировать процесс.
Также, к моему глубокому сожалению, 95% тендеров выигрывает самая дешевая краска, которая не дает надежной долговечной защиты.
Александр Коновалов, «ТСЗП»
В нашем случае очень сильно. Если говорить о покрытиях, наносимых методом газотермического напыления, то им отведен отдельный сегмент, в котором появляются компании, не имеющие никакой компетенции в данном вопросе, кроме приобретенного оборудования. На мой взгляд, это неправильный подход.
Если речь идет о защите корпуса судна или портового сооружения от коррозии, нельзя ограничивать конкуренцию такими терминами как «краска» или «полимерный материал». Во главу угла должны ставится требования по сроку службы и гарантии на покрытие.
Как влияет на рублевую стоимость вашей продукции изменение курса валют?
Владимир Федотов, «Эмлак»
Мы используем высококачественное европейское сырье и оборудование, и с ростом курса себестоимость производства ЛКМ тоже увеличивается. Но как мы российский завод мы зависим от колебаний курса меньше, чем импортные производители, у которых цены зачастую указаны в у. е.
Владимир Кравцов, «Йотун Пэйнтс»
Подавляющее большинство сырьевых компонентов у нас отечественного производства. С другой стороны, наши поставщики часть сырья необходимого для производства требуемых нам составов и материалов закупают за границей. Конечно, роста затрат на сырье можно ожидать, и повышение цен вполне возможно.
Елена Евтушенко, Холдинг ВМП
ВМП является российским производителем, и наша политика направлена на использование преимущественно отечественных сырьевых компонентов. Однако ряд продуктов малотоннажной химии в России не выпускается или не имеет тех качественных характеристик, которые нам необходимы. В этих случаях мы вынуждены использовать импорт, хотя его доля с каждым годом уменьшается.
Научные подразделения холдинга «ВМП» постоянно совершенствуют рецептуры материалов, в том числе с целью сократить влияние валютного курса на себестоимость продукции. Сегодня, к сожалению, полностью исключить это невозможно. Надеемся, что развитие отечественной экономики и химической отрасли в целом позволит со временем локализовать производство необходимого сырья на территории России.
Александр Гареев, «Русские краски
Колебание курса естественно скажется, так как импортное сырье занимает значительную долю. При этом отмечу, что вся научно-производственная база компании находится в России, мы стараемся использовать отечественные материалы, и падение рубля делает ЛКМ серии PK-Marine еще более конкурентоспособными по сравнению с импортными аналогами.
Никита Петров, Hilong Russia
Колебания курсов валют оказывают влияние, но мы стараемся минимизировать их воздействие и всегда остаемся в пределах рыночных цен за счет оптимизации процессов и гибкой ценовой политики.
Во сколько сегодня обходится производителям тестирование и сертификация новых материалов при выводе их на рынок?
Елена Евтушенко, Холдинг ВМП
Очень дорого. Зачастую дороже, чем за рубежом. Многие отечественные компании и ассоциация «Центрлак» ставили этот вопрос перед Минпромторгом. Но решения пока нет.
Александр Гареев, «Русские краски»
В разных классификационных организациях стоимость разная. Достаточно дорого обходятся испытания материалов в сертифицированных лабораториях. Еще одной проблемой являются сроки и запутанные механизмы испытаний для включения в реестры.
Владимир Кравцов, «Йотун Пэйнтс»
Зачастую стоимость выражается цифрой с большим количеством нолей. Кроме того, некоторые испытания занимают очень длительный срок.
Никита Петров, Hilong Russia
Отраслевая сертификация и вхождение в реестры в любой отрасли - процесс, требующий финансовых и временных затрат, а также слаженной работы всех подразделений компаний. Конечная стоимость будет зависеть от количества систем покрытий, направлений их применения, программ и методов испытаний, стоимости услуг лабораторий и сертифицирующих органов.
Лука Черибелли, Lechler S.p.A., бренд Stoppani
Большие средства из бюджета R&D выделяются компанией на испытания и сертифицирования продукции. Величина расходов иногда зависит не только от количества продуктов, но также от количества рынков, для которых эти продукты производятся.
Александр Коновалов, «ТСЗП»
Зачастую, подобные испытания обходятся компаниям в шестизначные цифры. И тому, кто действительно что-то разрабатывает и хочет внедрить, финансовая составляющая не позволяет это сделать.
Наиболее перспективны для потребителя с точки зрения эффективности само-сглаживающиеся противообрастающие покрытия. Они дают возможность снижения потери хода судов и, в результате, уменьшают расход топлива. Компания Jotun располагает передовыми разработками в этом направлении. Наше инновационное решение JHPMM по сверхэффективным противообрастающим покрытиям серии SeaQuantum X200 послужило основой для международного стандарта ISO 19030 по оценке эффективности работы корпуса судна.
Елена Евтушенко, Научно-производственный холдинг «ВМП»
Еще в давние времена было установлено, что обрастание корпуса критически снижает скорость маневрирования парусных кораблей, что имеет огромное значение, например, в условиях боя. Предтечей противообрастающих покрытий стала обивка подводных бортов кораблей медными листами.
Сегодня цели применения противообрастающих покрытий практически не изменились. Чем меньше обрастает корпус судна и чем слабее гидравлическое сопротивление его движению, тем меньше топлива нужно затратить для достижения требуемой скорости, тем это выгоднее для судовладельца.
К настоящему времени в мире сформировался целый самостоятельный класс противообрастающих покрытий, включающий и достаточно узкоспециализированные, рассчитанные под разные классы судов, особенности их плавания и периодичности ремонтного обслуживания.
Если речь идет о подводной части судна, то тут вне конкуренции композитное градиентное металлополимерное покрытия. По сути, на поверхность наносится металлическая матрица (псевдосплав), которая защищает от коррозии, а поверх имплантируется полимер на основе фторопласта. На выходе в отличие от обычного двухслойного покрытия, мы получаем композит с плавным переходом от металла к полимеру. Покрытие гидрофобно, и абсолютно все его поверхностные свойства, включая низкую адгезию загрязнителей и биологических организмов соответствуют свойствам фторопласта. Т.е. микроорганизмы и прочие обитатели морской воды просто не могут зацепиться за корпус.
Владимир Федотов, «Эмлак»
Наш материал Эмагард Self используется для защиты от обрастания подводной части корпусов судов неограниченного района плавания, судов с малой и средней скоростью движения, он также применяется в морских зонах с высокой активностью обрастания. Материал позволяет уменьшить сопротивление движению, увеличить скорость судна и сократить расход топлива.
Противообрастающие самополирующиеся покрытия действительно обладают эффектом энергосбережения за счет снижения шероховатости поверхности. Эффект зависит от типа покрытия, скорости судна и соотношением времени стояния к плаванию. На сегодняшний день в нашем ассортименте есть противообрастающие покрытия как для тихоходных судов со скоростью менее 10 узлов, так и для судов со скоростью от 18 узлов.
Компания Hilong изучала данный вопрос на собственных покрытиях совместно с клиентами. На основании проведенной работы было установлено, что использование в течении 60 месяцев противообрастающих покрытий HilonCare избавляло от снижения потери хода, примерно, на 4%. С учетом того, что компенсация снижения скорости хода на процент требует увеличение расхода топлива на 3%, суммарная экономия горючего составила 12%. К примеру, для судна, потребляющего 30 тонн топлива в сутки при средней стоимости бункеровки 550 долларов за тонну, экономия будет равняться 2 600 000 долларов.
Подводная часть балкеров Prosperity 103 и Prosperity 102 окрашена самополирующимися противообрастающими покрытиями HilinCare 7380 компании Hilong / Корабел.ру |
Яхта без обрастания - один из самых значительных способов экономии энергии. Иметь чистый корпус, во-первых, означает значительное снижение расхода топлива и выбросов в окружающую среду, во-вторых, помогает лучше управлять яхтой, а на металлических лодках уменьшает
Дмитрий Фомин, «Акзо Нобель Коутингс»
Противообрастающие покрытия оказывают огромное влияние на энергоэффективность судов. Современные покрытия на основе фторполимеров позволяют получить экономию топлива до 9 %.
Мы всегда уделяли особое внимание разработкам противообрастающих покрытий. Одно из последних наших достижений – самополирующееся, противобрастающее покрытие Intercept 8500LPP. Оно разработано с применением запатентованного полимера Lubyon, позволяющего поддержать уровень полирования практически неизменным на протяжении пяти лет.
Какие виды ледостойких материалов вы выпускаете?
Александр Гареев, «Русские краски»
Компания «Русские краски разработала покрытие, обеспечивающее защиту наружной обшивки корпуса судна от внешних воздействий в условиях ледового плавания и удовлетворяющее требованиям раздела 6.5.3, части XIII Правил классификации и постройки морских судов РМРС. Мы планировали получить СТО РМРС на данный материал в апреле этого года. Сейчас «Русские краски» работают над модификацией ЛКП с целью добиться характеристик, соответствующих классу I группы 1.
Федотов Владимир, «Эмлак»
Наша компания выпускает эмаль ЭМАКОР 4257 ICE RESIST, предназначенную для защиты от коррозии подводной части ледоколов, судов ледового плавания и гидротехнических сооружений, а также морских буровых установок и других металлических конструкций.
Дмитрий Фомин, «Акзо Нобель Коутингс»
Компания Akzo Nobel имеет более чем 20 летний опыт производства ледостойкого покрытия Intershield 163 Inerta 160, которое отлично себя зарекомендовало на проектах ледоколов и судов ледового класса таких компаний, как «Росморпорт», «Совкомфлот», «Атомфлот».
Александр Коновалов, «ТСЗП»
Наша компания уже более 20 лет занимается инженерией поверхностей и за эти годы мы разработали множество систем защиты для разных областей применения. Если говорить о ледостойких покрытиях, то отлично себя зарекомендовали сплавы на основе алюминия.
Никита Петров, Hilong Russia
В продуктовом портфеле компании есть устойчивое к абразивному истиранию ледостойкое эпоксидное покрытие HilonIce 5200, обладающее низким коэффициентом трения, что снижает расход топлива. Данное покрытие специально разработано для судов, плавающих в ледовых условиях.
Владимир Кравцов, «Йотун Пэйнтс»
Наиболее перспективным является новое поколение наших ледостойких покрытий Marathon IQ2. Продукт не содержит фенола, что особенно актуально для проектов, которые строятся в «судостроительных» странах, имеющих очень жесткие экологические ограничения по его содержанию в ЛКМ. Высокие показатели ударной стойкости и механической прочности, а также низкий коэффициент трения делают Marathon IQ2 уникальным в классе ледостойких покрытий. И этот материал не единственный. Компания имеет широкий ассортимент ледостойких покрытий для любых условий эксплуатации судов ледового класса
Marathon IQ2 может обеспечить, примерно, 4,5%-ное улучшение гидродинамической эффективности по сравнению с современными ледостойкими покрытиями / Jotun |
Владимир Кравцов, «Йотун Пэйнтс»
Крайне негативно, выгода здесь только у завода-строителя. Сократив при фиксированном бюджете затраты на краску, он передает заказчику судно с заведомо низким сроком защиты от коррозии. В процессе эксплуатации это приведет к существенным тратам судовладельца.
Владимир Трофименко, Mankiewicz
Если бы при этом была отработана система проверки реальных характеристик покрытия, все было бы хорошо. Но, к сожалению, зачастую такую проверку не проводят, а доверяют теоретическим показателям и сертификатам на бумаге. Безусловно, в таком случае рынок действительно качественных решений находится в состоянии невозможности конкурировать в неадекватной системе отбора. С другой стороны, если заказчика все устраивает, и он не предъявляет требований и претензий – значит это просто показатель уровня развития рынка и конкретного заказчика.
Мир многогранен, и на одном даже узком сегменте рынка можно встретить кардинально различные походы к требованиям по качеству, что и является основой для составления корректных и объективных тендерных процедур.
Елена Евтушенко, Холдинг ВМП
Ориентир на цену возможен только для стандартизованных случаев, одинаковых по свойствам товаров. Лакокрасочные материалы объективно более сложные. Их качество определяется очень широким набором потребительских свойств, которые необходимо учитывать при выборе. Ценовое соревнование зачастую подталкивает к выбору менее качественного материала, в конечном счете от этого страдает потребитель.
Александр Гареев, «Русские краски»
Во-первых, материалы имеют различную рецептуру, состав, срок службы, расход. При одной и той же цене за килограмм или литр ЛКМ судовладелец может получить совершенно разный объем окрашенной поверхности судна. Во-вторых, на рынке до сих пор присутствует пул производителей, не соблюдающих рецептуру при изготовлении ЛКМ, что также сказывается на качестве покрытий.
В итоге тендеры не дают возможность судовладельцам приобрести качественные материалы и, как следствие, в дальнейшем им приходится чаще ремонтировать и перекрашивать суда.
Владимир Федотов, «Эмлак»
Тендеры в нашей стране - очень специфичный и сложный процесс. В подавляющем большинстве тендеров прописывают марку, тип и производителя краски, заложенной проектировщиками в проект. Это, зачастую, делает честную борьбу невозможной, правда, это уже вопрос к ведомствам, которые должны контролировать процесс.
Также, к моему глубокому сожалению, 95% тендеров выигрывает самая дешевая краска, которая не дает надежной долговечной защиты.
Александр Коновалов, «ТСЗП»
В нашем случае очень сильно. Если говорить о покрытиях, наносимых методом газотермического напыления, то им отведен отдельный сегмент, в котором появляются компании, не имеющие никакой компетенции в данном вопросе, кроме приобретенного оборудования. На мой взгляд, это неправильный подход.
Если речь идет о защите корпуса судна или портового сооружения от коррозии, нельзя ограничивать конкуренцию такими терминами как «краска» или «полимерный материал». Во главу угла должны ставится требования по сроку службы и гарантии на покрытие.
Как влияет на рублевую стоимость вашей продукции изменение курса валют?
Владимир Федотов, «Эмлак»
Мы используем высококачественное европейское сырье и оборудование, и с ростом курса себестоимость производства ЛКМ тоже увеличивается. Но как мы российский завод мы зависим от колебаний курса меньше, чем импортные производители, у которых цены зачастую указаны в у. е.
Материалы «Эмлак» были использованы на новейшем четырехпалубном лайнере «Мустай Карим» / Корабел.ру |
Подавляющее большинство сырьевых компонентов у нас отечественного производства. С другой стороны, наши поставщики часть сырья необходимого для производства требуемых нам составов и материалов закупают за границей. Конечно, роста затрат на сырье можно ожидать, и повышение цен вполне возможно.
Елена Евтушенко, Холдинг ВМП
ВМП является российским производителем, и наша политика направлена на использование преимущественно отечественных сырьевых компонентов. Однако ряд продуктов малотоннажной химии в России не выпускается или не имеет тех качественных характеристик, которые нам необходимы. В этих случаях мы вынуждены использовать импорт, хотя его доля с каждым годом уменьшается.
Научные подразделения холдинга «ВМП» постоянно совершенствуют рецептуры материалов, в том числе с целью сократить влияние валютного курса на себестоимость продукции. Сегодня, к сожалению, полностью исключить это невозможно. Надеемся, что развитие отечественной экономики и химической отрасли в целом позволит со временем локализовать производство необходимого сырья на территории России.
Александр Гареев, «Русские краски
Колебание курса естественно скажется, так как импортное сырье занимает значительную долю. При этом отмечу, что вся научно-производственная база компании находится в России, мы стараемся использовать отечественные материалы, и падение рубля делает ЛКМ серии PK-Marine еще более конкурентоспособными по сравнению с импортными аналогами.
Никита Петров, Hilong Russia
Колебания курсов валют оказывают влияние, но мы стараемся минимизировать их воздействие и всегда остаемся в пределах рыночных цен за счет оптимизации процессов и гибкой ценовой политики.
Во сколько сегодня обходится производителям тестирование и сертификация новых материалов при выводе их на рынок?
Елена Евтушенко, Холдинг ВМП
Очень дорого. Зачастую дороже, чем за рубежом. Многие отечественные компании и ассоциация «Центрлак» ставили этот вопрос перед Минпромторгом. Но решения пока нет.
Александр Гареев, «Русские краски»
В разных классификационных организациях стоимость разная. Достаточно дорого обходятся испытания материалов в сертифицированных лабораториях. Еще одной проблемой являются сроки и запутанные механизмы испытаний для включения в реестры.
Владимир Кравцов, «Йотун Пэйнтс»
Зачастую стоимость выражается цифрой с большим количеством нолей. Кроме того, некоторые испытания занимают очень длительный срок.
Никита Петров, Hilong Russia
Отраслевая сертификация и вхождение в реестры в любой отрасли - процесс, требующий финансовых и временных затрат, а также слаженной работы всех подразделений компаний. Конечная стоимость будет зависеть от количества систем покрытий, направлений их применения, программ и методов испытаний, стоимости услуг лабораторий и сертифицирующих органов.
Лука Черибелли, Lechler S.p.A., бренд Stoppani
Большие средства из бюджета R&D выделяются компанией на испытания и сертифицирования продукции. Величина расходов иногда зависит не только от количества продуктов, но также от количества рынков, для которых эти продукты производятся.
Александр Коновалов, «ТСЗП»
Зачастую, подобные испытания обходятся компаниям в шестизначные цифры. И тому, кто действительно что-то разрабатывает и хочет внедрить, финансовая составляющая не позволяет это сделать.
Будем знакомы |
ООО «Акзо Нобель Коутингс» Предлагает на российском рынке эпоксидные грунты для антикоррозионной защиты корпуса судна, противообрастающие покрытия для защиты от обрастания, финишные покрытия для надводный поверхностей судна. Компания открыла завод по производству морских и защитных покрытий в Липецке проектной мощностью 10 млн литров в год. ООО «Йотун Пэйнтс» Компания Jotun – один из лидеров мирового рынка судовых ЛКМ. Производит полный спектр защитных покрытий и покрытий специального назначения. Локализация производства в России проведена в 2017 году, годовой оборот компании ООО «Йотун Пэйнтс» составляет около 4,5 млрд рублей. Научно-производственный холдинг «ВМП» Холдинг ВМП разработал и поставляет для гражданского и военного флота, а также морских и прибрежных объектов нефтегазового комплекса более 20 систем защитно-декоративных покрытий и покрытий специального назначения. Они применяются при строительстве новых судов, проведении ремонтных работ, строительстве и реконструкции судовых верфей. ОАО «Русские краски» Стратегия компании основывается на производстве высокотехнологичных материалов мирового уровня. Сегодня ее портфель включает 300 видов продукции. С 2017 г создаются системы современных противокоррозионных ЛКМ для судо- и кораблестроения, средний срок эксплуатации которых составляет 10-15 лет. Годовой оборот – 6,6 млрд руб. ООО «ТСЗП» Компания «ТСЗП» более 20 лет занимается инженерией поверхностей в области газотермического напыления и наплавки. Покрытия являются протекторными, место повреждения затягивается собственными окислами, это делает покрытия долговечными. В судостроении используются антикоррозийные, противообрастающие, антиобледенительные и противоскользящие покрытия «ТСЗП». Их наносят на корпуса судов и кораблей, нефтедобывающих платформ, портовых и морских сооружений. ЗАО «Эмлак» Присутствует на рынке более 20 лет и производит широкий спектр сертифицированных материалов для судостроения и судоремонта. В их число входят системы покрытий для защиты надводного борта, ватерлинии, надстроек, внутренних помещений, нескользящие покрытия для палуб, покрытия для нефтяных танков, грузовых трюмов, балластных танков и емкостей с питьевой водой. Hilong Russia Компания предлагает все типы противообрастающих покрытий, а также покрытий для грузовых трюмов, балластных танков, внутренней поверхности резервуаров и надводного борта. За период с 2015 по 2019 гг. материалы Hilong использовались более чем на 540 судах. В конце года начнется производство жидких антикоррозионных материалов на «Хайлон Петролиум Пайп Сервис» в Оренбурге. Mankiewicz (Манкевич) Индустриальная группа компаний, основанная в Гамбурге в 1895 г., входит в ТОП-100 инновационных компаний Германии. Ведущий разработчик и производитель индустриальных систем, полимерных защитно-декоративных покрытий, специальных ЛКМ и технологий нанесения. В настоящее время Mankiewicz – разработчик и производитель антибактериальных покрытий нового поколения. Товарооборот — 350 млн евро в год. Представительство в России открыто в 2013 г. Stoppani Stoppani, имеющая опыт работы в области яхтинга с 1883 года, является брендом компании Lechler с 2007 года. Благодаря их сотрудничеству родился проект ISOFAN MARINE - новый качественный ассортимент продукции с финишными циклами покраски. С 2015 года продукция Stoppani постоянно используется верфью Lusben в Виареджо, официальной службой Azimut-Benetti group для покраски многих своих яхт. |
Прогнозируется ли ужесточение экологических требований к судовым покрытиям в ближайшее время, и как вы готовитесь к этому?
Елена Евтушенко, Холдинг ВМП
Токсины входящие в состав противообрастающих покрытий оказывают определенную нагрузку на экологию моря. Ужесточение требований к покрытиям происходит постоянно. Когда-то широко применялись соединения мышьяка, их сменили менее опасные соединения олова и, наконец, самым массовым токсином в противообрастающих покрытиях стала закись меди.
Лакокрасочная промышленность идет по пути использования новых, более экологически безопасных биоцидов, а также более широкого применения безбиоцидных материалов. Когда такие инновационные материалы станут более дешевыми и доступными, использование закиси меди в качестве противообрастающего токсина будет запрещена. Проект такого решения будет официально объявлен за несколько лет до предполагаемого принятия. И решаться вопрос будет голосованием государств в ООН!
Показатели выделения из покрытий потенциально токсичных для человека веществ в обитаемых отсеках судов также определяются на международном уровне и контролируются национальными классификационными обществами. Экологические требования к другим лакокрасочным материалам, применяемым в судостроении, регламентируются общеотраслевыми нормативами в рамках национальных законодательств.
В настоящее время идет межгосударственное согласование проекта единого для всех стран ЕАЭС технического регламента «О безопасности лакокрасочных материалов». Он ограничит как применение пигментов, содержащих свинец, так и летучих органических веществ в лакокрасочных материалах. Со стороны России координатором этой работы выступает ассоциация «Центрлак». Она оперативно информирует компании отечественной лакокрасочной отрасли об обсуждаемых вопросах и принимаемых решениях. Мы являемся членами этой ассоциации.
Александр Гареев, «Русские краски»
Для «Русских красок» экология один из приоритетов деятельности. И нам есть чем гордиться. За последние 10 лет мы вдвое снизили уровень отходов производства, загрязняющих окружающую среду. Компания постоянно модернизирует технологии, многим отходам находит вторичное применение, активно применяет регенерацию растворителей и сжигание химических газов. Выпускаемые нами судовые ЛКМ отвечают современным требованиям рынка.
ЛКМ линейки PK-Marine являются высоковязкими с высоким сухим остатком, которые не только решают вопрос экологической безопасности, но и существенно снижают время окраски и сушки.
Владимир Кравцов, «Йотун Пэйнтс»
Подобные изменения происходят регулярно. Мы стараемся работать на опережение. Анализ потребности рынка, изменение законодательных и экологических норм – одни из основных определяющих факторов для нашей исследовательской и инновационной работы.
Дмитрий Фомин, «Акзо Нобель Коутингс»
Ужесточение требований по экологии - это мировая тенденция. Компания Akzo Nobel старается идти в ногу со временем и разработала новейшее безбиоцидное противообрастающее покрытие на основе фторполимеров - Intersleek 1100SR позволяющее получить экономию топлива 9%.
Лука Черибелли, Lechler S.p.A., бренд Stoppani
В прошлом появилось много новых требований, даже в области яхтинга. Например, в 2018 году на рынке ЕС вступили в силу новые правила, касающиеся противообрастающих средств. Мы думаем, что новые правила будут постепенно внедряться и в дальнейшем. В Stoppani мы уже разработали и имеем некоторые технические решения, которые могут удовлетворить эти экологические требования.
Никита Петров, Hilong Russia
Существует тенденция по снижению количества меди в противообрастающих покрытий. Многие мировые компании уже идут по пути создания не содержащих медь противообрастающих покрытий, наша компания не исключение.
Глобальные компании, работающие в России, отличают миллиардные обороты, низкая себестоимость продукции и сервис по всему миру. Что могут противопоставить им в конкурентной борьбе российские производители красок?
Александр Гареев, «Русские краски»
Основное преимущество АО «Русские краски» - наличие собственного научно-технического центра. Все наши материалы - это результат собственных разработок, что позволяет оперативно реагировать на запросы рынка. Мы стараемся использовать отечественное сырье с качественными показателями. В отличии от многих конкурентов, изготавливаем не только сам материал, но и связующее для его производства, что также положительно сказывается на конечной стоимости наших ЛКМ.
Елена Евтушенко, Холдинг ВМП
Курс на импортозамещение подтолкнул к более активному развитию производство судовых ЛКМ в России. Потребуется какое-то время, чтобы направление окрепло. При этом успехи российских производителей в замещении импорта в других областях применения ЛКМ позволяют прогнозировать, что в будущем и в судостроении отечественные производители будут конкурировать с зарубежными на равных.
Александр Коновалов, «ТСЗП»
Глобальные компании не осуществляют нанесение материала, являясь лишь поставщиками продукта. Мы же занимаемся как разработкой, так и нанесением собственного отечественного покрытия и несем полную ответственность за его качество.
Владимир Трофименко, Mankiewicz
Не вижу больших трудностей для российской компании выходить на экспортные рынки и за счет этого также снижать себестоимость и развиваться. Но не раз мы встречали компании, которые предлагают на бумаге решение, заявляют определенные характеристики по цене в несколько раз дешевле мировых аналогов.
Часто такие решения хороши только в отсутствии реальной проверки в лаборатории. Поэтому, мне кажется, надо быть честнее, предлагать реалистичные решения и открыто конкурировать. На длинной дистанции побеждает, в любом случае, качество и честность. Наша компания развивается уже 125 лет, уверяю, нам хватает примеров.
Владимир Кравцов, «Йотун Пэйнтс»
Основным критерием должно быть качество продукции. Говорить о низкой себестоимости вряд ли уместно: как раз глобальные компании огромное внимание уделяют качественному сырью, часто достаточно дорогому. Именно сырье составляет основную часть себестоимости.
Лука Черибелли, Lechler S.p.A., бренд Stoppani
На мой взгляд, средние и малые компании конкурируют с глобальными компаниями благодаря своей способности быть ближе к клиентам, как дистрибьюторам, так и конечным пользователям. Они могут лучше понять их потребности и значительно сократить время ответа, а во многих ситуациях делиться с клиентами многими стратегическими решениями, что позволяет их чувствовать себя частью компании.
Возникали ли сложности в вашей деятельности из-за санкций в отношении России?
Владимир Кравцов, «Йотун Пэйнтс»
Мы, как российское предприятие, отношения к санкциям не имеем, каких-либо ограничений по снабжению наших клиентов на всей территории Российской Федерации не испытываем.
Елена Евтушенко, Холдинг ВМП
В закупке сырья нам пришлось переориентироваться на другие рынки. Эту задачу мы успешно решили и стремимся и дальше расширять выбор сырьевых компонентов по характеристикам и ценам.
Александр Гареев, «Русские краски»
Нет, у нас не было осложнений в этой части.
Как отразился на работе компании карантин?
Владимир Кравцов, «Йотун Пэйнтс»
К счастью, это еще не карантин, а только ограничительные меры. Конечно, приходится приспосабливаться к новым условиям. Мы серьезно зависим от того, насколько на наших клиентах сказываются эти ограничения.
Александр Гареев, «Русские краски»
В апреле деловая активность клиентов незначительно снизилась, но окончательные результаты мы, скорее всего, увидим летом.
Елена Евтушенко, Холдинг ВМП
Научно-производственный холдинг «ВМП» - предприятие с непрерывным технологическим циклом производства работ, обеспечивающим продукцией в том числе строительные организации. Мы продолжаем вести производственную и отгрузочную деятельность, соблюдая все необходимые меры безопасности для персонала. Часть сотрудников переведена на удаленный режим работы и выполняет служебные задачи без ущерба качеству и срокам.
Большинство наших клиентов относятся к предприятиям, на которые не распространяется режим каникул. При этом спад деловой активности и общий стресс экономики, конечно, скажутся на объемах продаж. Будущие потери еще предстоит оценить. Пережитый карантин привнесет много нового в нашу жизнь. Мы имеем все необходимое, чтобы достойно пройти этот период и сохранить лидерские позиции российского производителя ЛКМ.
Владимир Федотов, «Эмлак»
Не встречал ни одной компании, которой карантин принес бы пользу. Все взятые на себя обязательства мы выполняем. Многие функции удается реализовывать дистанционно.
Владимир Трофименко, Mankiewicz
Компания Mankiewicz внимательно следит за ситуацией не только в Росси, но и в мире. Мы применяем все необходимые и остаточные меры обеспечения безопасности здоровья наших сотрудников. Люди из группы риска были отправлены домой на удаленную работу. На производстве были обеспечены необходимые и проверенные меры индивидуальной защиты.
Помимо этого, наше производство в Гамбурге получило официальное разрешение на производство дезинфицирующего средства, которое мы максимально быстро запустили в производство и поставляли не только на собственные производственные и офисные площадки, но и распространяли среди партнеров и клиентов.
Эти материалы теперь доступны и в России. Мы уже успели бесплатно предоставить санитайзер людям, которые испытывали в нем потребность.
Благодарим за помощь в подготовке материала ООО «Дизель Экспорт» (Ярославль).