О морской индустрии для региона: обуза или один из драйверов развития
Морская индустрия является важнейшим направлением развития экономики Астраханской области. В регионе функционируют 10 крупных и средних судостроительно-судоремонтных предприятий, два морских порта - Астрахань и Оля суммарной перегрузочной мощностью 16,4 млн. тонн, в которых работают 16 операторов грузовых терминалов. На шельфе Каспия ведется обустройство двух месторождений: им. Ю. Корчагина и им. В. Филановского. В текущем году начинается строительство объектов обустройства месторождения Ракушечное.
Предприятия судостроения строят сухогрузы, танкеры, суда пассажирского и вспомогательного флота, крановые суда. Крупные предприятия судостроительного комплекса Астраханской области специализируются на строительстве морских гидротехнических сооружений для освоения шельфовых месторождений. Суммарная мощность по обработке металла судостроительных и судоремонтных предприятий Астраханской области составляет до 90 тыс. тонн в год.
Опыт, накопленный астраханскими корабелами при строительстве объектов шельфовых месторождений, позволил освоить новые направления деятельности по строительству судов транспортного и пассажирского флота. Совсем недавно, 4 сентября, на Астраханском судостроительном производственном объединении состоялась закладка двух танкеров-химовозов проекта 00216М. Продолжает серийное строительство танкеров и сухогрузов, а с 2016 года - и пассажирских круизных судов судостроительный завод "Лотос". Серьезным конкурентным преимуществом данного завода являются льготы, получаемые им как резидентом особой экономической зоны "Лотос".
Помимо судостроения, активно развивается в регионе и судоремонт. На судоремонтных предприятиях региона имеются несколько плавучих доков, грузоподъемность крупнейшего из которых 5400 тонн.
К традиционным лидерам данной отрасли - "Волго-Каспийскому СРЗ", "Заводу им. Ленина" и заводу "Галактика" - в прошедшем году присоединилось "АСПО", которое после длительного перерыва восстановило судоремонтное направление деятельности и планирует задействовать под него не только головную площадку, но и мощности завода им. III Интернационала.
Об ОЭЗ "Лотос": оправдывает ли зона надежды
Особая экономическая зона "Лотос" была создана в конце 2014 года. Для понимания: было подписано постановление Правительства РФ о ее создании. Сама же территория представляла собой огромный пустырь площадью 1000 га, на котором не было ничего (кроме СЗ "Лотос", который стал якорным резидентом ОЭЗ). Территорию нужно было развивать с нуля, начиная с планирования и межевания участков, заканчивая созданием объектов инфраструктуры – ведь для строительства и функционирования новых предприятий нужны вода, электричество, газ и другая инфраструктура.
Сегодня это уже не голая степь, а большая строительная площадка, где появились первые производственные цеха резидентов ОЭЗ "Лотос" и объекты инженерной инфраструктуры.
В настоящее время в ОЭЗ "Лотос" привлечено 8 компаний-резидентов (в том числе 2 компании с иностранным участием) с общим объемом заявленных инвестиций - более 24 млрд. рублей. Компании "Гекса-Лотос" и "Свои" готовятся к запуску первых очередей заводов.
Завершаются переговоры с несколькими иностранными компаниями – ведущими производителями оборудования судостроительного профиля (их названия будут озвучены после подписания соглашений). Также в настоящее время готовят бизнес-планы ряд компаний, которые станут резидентами в этом году.
Завершено строительство объектов инфраструктуры на площади 400 га (это сети водоснабжения и водоотведения, электрические сети, распределительные подстанции, камеры водоснабжения и другие) в рамках выделенных средств из федерального бюджета.
Поэтому на 4-й год работы ОЭЗ "Лотос", учитывая, что территорию нужно было осваивать с нуля и объекты инфраструктуры появились только сейчас, у нас есть 8 резидентов и ряд компаний, которые готовят бизнес-планы, а также два резидента запускают первые очереди. Это хороший результат. Здесь не идет речи о перспективных резидентах, это не менее 10 компаний, с которыми ведется проработка.
На начальном этапе регион планировал более активно заполнять территорию резидентами судостроительного профиля. Но, начав работать в этом направлении, столкнулись с проблемой отсутствия сформированного рынка комплектующих для судостроения и нефтегазовой отрасли. Сейчас этот процесс более-менее понятен, появляются конкретные программы и поручения, поэтому Астраханская область работает и планирует в ближайшие время привлечь в качестве резидентов тех иностранных производителей, с которыми ведутся переговоры с самого начала.
С учетом подписанной Конвенции о правовом статусе Каспийского моря и ряда документов о сотрудничестве с партнерами России по Каспию, регион считает, что значение ОЭЗ "Лотос" как единственной производственной ОЭЗ России на Каспии, возрастет.
Завод "Лотос" реализует проект модернизации судостроительного производства и является якорным резидентом ОЭЗ "Лотос". Суть проекта заключается в модернизации и реконструкции действующего судостроительного предприятия для увеличения производственных мощностей, повышения качества продукции до мирового уровня и концентрации производителей смежных отраслей на территории ОЭЗ "Лотос". В рамках реализации проекта запущен центр металлообработки, который включает в себя линию предварительной обработки и термической резки металлопроката.
В среднесрочной перспективе планируется внедрение в цикл производства продукции линии по сварке плоских секций, что позволит реализовать поточный метод строительства судов, наладить логистику перемещения продукции внутри производственной площадки, сократить цикл постройки судов, увеличить объемы производства в соответствии с меняющимися потребностями рынка.
До конца года планируется:
- запуск производства геосинтетических материалов" компании "Гекса-Лотос" (дорожное строительство, строительство подземных сооружений, гидротехническое строительство, проведение природоохранных работ, строительство спортивных сооружений). Производственное оборудование завезено, в ближайшее время планируется провести пуско-наладочные работы;
- запуск производства труб капельного орошения по уникальной методике с использованием биоразлагаемых материалов (снижение трудозатрат на извлечение трубок, отработавших свой срок в конце сельскохозяйственного сезона и экологического воздействия на сельскохозяйственные земли за счет снижения содержания полимера в плодородном слое). Проект реализует компания "Свои".
Продолжается строительство производственных объектов:
- компания "АТЕФ РУСС" (производство электротехнического оборудования),
- компания "МедИнТех" (производство саморазрушающихся шприцев третьего поколения).
Ведутся подготовительные работы по созданию производств:
- компания "Морское композитное судостроение" (производство инновационных скоростных маломерных судов специального назначения),
- компания "ИнПроект" (создание информационно-аналитического центра по сбору и обработке информации, получаемой посредством морских автономных беспилотных средств),
- компания "Протелюкс Лотос" (производство протеина из природного газа).
О соседях по Каспию: конкуренты или партнеры
Сотрудничество в сфере судостроения с партнерами из прикаспийских государств является значимым фактором экономического развития Астраханской области.
Судостроительные предприятия Астраханской области на протяжении многих лет регулярно выполняют заказы партнеров из прикаспийских государств по возведению крупных и технически сложных морских инженерных сооружений, предназначенных для поиска и добычи углеводородов на морских месторождениях, и ремонту судов различного класса и назначения.
За последнее десятилетие только по заказам из Туркменистана на астраханских судостроительных и судоремонтных предприятиях было построено и отремонтировано различных объектов флота на сумму свыше 615,5 млн. долларов США.
Из числа последних реализованных контрактов можно отметить ремонт в 2017 году на ССЗ "Первомайский" туркменского танкера, а на "Галактике" - ремонт сухогруза из Туркменистана.
Наметилась тенденция к размещению в Астрахани заказов на ремонт судов из Ирана. В 2015-2017 гг. на верфях "Галактики" было отремонтировано уже пять иранских судов.
В настоящее время компания "КНРГ Проекты" завершает строительство многофункционального судна снабжения для компании "Dragon Oil Turkmenistan" для обеспечения работы морских стационарных платформ на Каспии. Проведение ходовых испытаний судна с последующей передачей заказчику запланировано на осень 2018 года.
Эти примеры показывают, что сотрудничество в сфере судостроения и судоремонта между Астраханской областью и прикаспийскими странами успешно развивается.
В то же время прикаспийские государства уделяют пристальное внимание развитию морской индустрии, в том числе и развитию судостроения. Сегодня в связи с подписанием Конвенции о правовом статусе Каспийского моря развитие этого направления ускорится. Судостроительные предприятия Азербайджана и Казахстана строятся в сотрудничестве с ведущими иностранными компаниями, и, конечно, они являются нашими конкурентами. Кроме того, наши соседи по Каспию имеют возможность строить суда с бо?льшими массогабаритными характеристиками.
Однако у нас есть и конкурентные преимущества:
- квалифицированные кадры, подготовка которых ведется в регионе,
- компетенции по строительству судов различного назначения,
- большое число предприятий определенных специализаций.
- возможность строить суда различного назначения.
Об участниках морского рынка региона: консолидированная команда или группа разрозненных компаний
С 2010 года с приходом в регион Объединенной судостроительной корпорации в отрасли прошла консолидация, когда крупные предприятия вошли в ОСК. Корпорация активно участвует в развитии судостроительной отрасли региона, обеспечивая привлечение новых производственных заказов, благодаря чему обеспечена полная загрузка СЗ "Лотос", филиала "Астраханский СРЗ" АО ЦС "Звездочка", появились новые заказы на Астраханском судостроительном производственном объединении.
Консолидированная позиция крупных предприятий отрасли – продолжение освоения производства новых видов продукции, модернизация производства, повышение производительности труда, а это расширит конкурентные преимущества заводов региона.
Что будет с отраслью в Астраханской области через 5, 10 лет
В среднесрочной перспективе астраханские судостроители должны включиться в работу по строительству судов рыбопромыслового флота, восстановив и расширив компетенции в этой области, освоить строительство вспомогательных судов для обслуживания шельфовых месторождений, а также судов дноуглубительного флота. Кроме того, перспективным является строительство железнодорожных и автомобильных паромов.
Несмотря на имеющиеся трудности, отрасль развивается и остается важнейшим звеном экономики Астраханской области.
Материалы по теме:
Как идет строительство двух танкеров-химовозов в Астрахани (материал о строительстве танкеров проекта 00216М)
Как идет строительство круизного лайнера в Астраханской области (материал о строительстве круизного лайнера проекта PV300VD)
Съездить в Астрахань и не поесть рыбы - преступление! (путевые заметки из экспедиции в Астраханский регион).
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|