Рыбная отрасль при правильной постановке дела способна стать золотым дном. Но, к сожалению, в большинстве своем российская рыбная отрасль "гребет по верхам", довольствуясь сбытом рыбы, прошедшей максимум первичную переработку. Не настало ли время переходить к более интенсивному освоению наших рыбных богатств?
Беседуем на эту тему с Александром Золотавиным, региональным представителем компании GEA.
Александр Золотавин / Корабел.ру
— Ваша компания предлагает различное оборудование для рыбодобывающей отрасли. Таких предложений на российском рынке достаточно много. В чем ваше отличие?
— Принципиально для нас то, что мы предлагаем российским компаниям на рыбном рынке оборудование для глубокой переработки продукта. Сейчас наши рыбодобывающие компании в основном производят первичную переработку — выловили, разделали, заморозили и на этом все. Иногда это делается прямо в море на борту судна, иногда уже на берегу. Но суть в том, что мало кто делает второй шаг — превращает сырье в фактически готовые к употреблению котлеты, рыбные палочки, фишбургеры, обжаренную и упакованную в потребительскую упаковку продукцию.
При этом, как вы сами понимаете, глубокая переработка в несколько раз увеличивает стоимость продукта. И это именно та дополнительная прибыль, которую ищут коммерческие компании. Однако если у вас нет соответствующего производства, то вы просто вынуждены продавать свое сырье, произведя лишь первичную его переработку. Глубокая переработка станет логичным шагом развития производства.
— Неужели у вас нет конкурентов на российском рынке? Даже среди иностранных компаний?
— Видите ли, здесь очень важно не только само оборудование, но и компетенции в этой области. И если смотреть с этой точки зрения, то да, конкурентов у нас в России практически нет. Нужно отметить, что в портфолио реализованных проектов GEA в России преобладают проекты по переработке птицы и красного мяса. Но мы знаем, что у рыбного рынка большой потенциал, а у компании отличные технологии для этой отрасли. Я лично из опыта знаю, что наши коллеги очень успешно реализуют подобные проекты в Норвегии и других скандинавских странах, где эта отрасль развита значительно больше, чем у нас. Там практически каждая добывающая компания занимается не только первичной, но и вторичной переработкой, на которой зарабатывает добавочную стоимость.
"ГЕА Вестфалия Сепаратор Си Ай Эс", ООО
— А вы ориентируетесь на какие-то норвежские решения в этой отрасли? Или у вас собственные разработки?
— Конечно, когда к нам обращается заказчик или мы предлагаем ему технологическое решение, то используем наработанный международный опыт концерна. При этом мы готовы импровизировать, предлагать решения, которые соответствуют условиям российского рынка. Было бы правильно самим компаниям тоже высказывать свои пожелания, включать совместно с отделами маркетинга какой-то креатив, запускать новые продукты, которые нравятся российскому рынку. Рынок открыт для нововведений: можно предлагать покупателю, допустим, рыбу со смесями овощей.
— Где у вас расположены производства и из чего они состоят?
— Производство оборудования для глубокой переработки находится в Германии и Нидерландах. Это четыре различных специализированных машиностроительных завода. В России же есть собственный отдел проектирования, который в тесном сотрудничестве с технологическими центрами GEA в Германии и Нидерландах выполняет разработку технологических решений, электроснабжения и автоматизации установок.
В Санкт-Петербурге прошел второй Международный рыбопромышленный форум / Корабел.ру
— Насчет российской локализации не задумывались?
— В России у нас есть три производственные площадки: в Климовске (производство холодильного и компрессорного оборудования), в Коломне и в Туле (производство оборудования и средств для молочного животноводства).
GEA — первая компания из иностранных производителей холодильного оборудования, кто начал сборку в России. Производство компании расположено на юге Московской области в городе Климовске и представляет собой более 2500 м² оборудованных производственных площадей, включая производственный офис, склад материалов и комплектующих, заготовительный участок, сборочный участок, участок сборки электросилового оборудования, участки покраски и испытаний готовой продукции. На заводе выделена отдельная зона для производства оборудования из нержавеющей стали для пищевой промышленности. Расположение производства в Московской области обеспечивает удобство контроля выполнения заказов нашим клиентам.
Собственное производство позволяет сократить время изготовления оборудования, а также расширить предложение за счет сборки нестандартных модульных решений. Также GEA может участвовать в тендерах наравне с российскими производителями.
С открытием производства в России GEA предлагает своим клиентам холодильное оборудование со степенью локализации — более сорока процентов. Наша компания располагает возможностью использовать российский металлопрокат, кабели, емкостное оборудование (сосуды), трубы, фитинги, электрощиты. Каждый поставщик проходит процедуру проверки на соответствие требованиям качества продукции.
"ГЕА Вестфалия Сепаратор Си Ай Эс", ООО
— Давайте перейдем к конкретике. Какое именно оборудование вы готовы предложить рынку прямо сейчас?
— Например, оборудование для приготовления фарша, формовки, жидкой панировки, сухой панировки, обжаривания во фритюре, шоковой заморозки, для сортировки продукции на фиксированный вес. Наше оборудование позволяет взять продукт после первичной переработки, то же филе, нанести на него панировку, жидкую или сухую, обжарить, заморозить индивидуально, в дальнейшем рассортировать автоматически, упаковать в порции по 200-300-500 грамм, нанести маркировку.
Такую продукцию можно сразу выкладывать на прилавок в любых федеральных сетях или отправлять в отдаленные регионы. Срок годности подобной продукции позволяет это сделать, при этом качество готового продукта исключительное, благодаря тому, что используется не дефростированное сырье.
Помимо этого, клиент может заказать наши малогабаритные установки для извлечения рыбьего жира из отходов переработки, так как при разделке рыбы, например, лосося, в отходах еще содержится ценный жир и полезные твердые вещества. Твердые вещества могут быть переработаны на кормовую рыбную муку или использованы без обработки в качестве удобрения для силосных растений.
Наконец, мы предлагаем разработку и комплексную поставку оборудования для портовых холодильников, береговых предприятий переработки. В составе данных установок может быть использовано технологическое оборудование для контактной и воздушной заморозки рыбопродукции и ее последующего хранения судов рыбопромыслового флота.
— Вы разговаривали с рыбаками? У них есть заинтересованность?
— Конечно, это представляет для них интерес. Глубокая переработка позволяет как расширить ассортимент предлагаемой продукции, так и занять новые для себя ниши, и общий экономический эффект становится выше. Например, при филетировке трески и разделке ее на части появляется тримминг, не все части стоят одинаково дорого, при этом даже несколько процентов триммингов — это сотни килограммов. Глубокая переработка позволяет максимально использовать ценное сырье, получая на выходе продукцию самого высокого качества.
В Санкт-Петербурге прошел второй Международный рыбопромышленный форум / Корабел.ру
— И все-таки готовы ли у нас рыбаки пойти на первоначальные вложения? Они, насколько я понимаю, должны быть серьезными.
— Когда вы строите заводы по первичной переработке на суше, вы уже идете на значительные вложения. По сравнению с этим добавить туда дополнительный цех особых сложностей не представляет. Другой вопрос, что это для многих совершенно новое производство, это продвижение своей продукции на рынке, брендирование, работа с сетями. Вместе с тем давайте посмотрим на близкие к рыбопереработке отрасли, например, свиноводство. Здесь уже полностью сформировались агрохолдинги, предлагающие продукцию от поля до прилавка, естественно со своим циклом глубокой переработки. В России, логично предположить, и рыбная отрасль будет развиваться подобным образом, это вопрос времени.
— Сколько времени займет реализация проекта, если какая-то из фирм на него решится?
— От проектирования до поставки оборудования, запуска его в эксплуатацию и налаживания дистрибуции, чтобы продукция появилась на прилавках, по нашим расчетам может пройти примерно два — два с половиной года.
— А окупаемость просчитана?
— Сроки окупаемости достаточно быстрые, все зависит от конкретного проекта. Запуская такой проект, надо понимать, что все оборудование должно работать 24 часа в сутки с производительностью 800 — 1000 кг/час. Тогда этот проект будет очень успешным.
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+