Сегодня судоходство на Дальнем Востоке невозможно себе представить без компании FESCO - это одна из крупнейших транспортных компаний не только региона, но и всей России. Большой флот, постоянное развитие маршрутной сетки, повышение качества обслуживания.
Мы расспросили директора филиала FESCO во Владивостоке Игоря Шаркова о том, как проходит текущая навигация, где компания ведет обслуживание флота и что думает о новых судах и маршрутах.
— Компания располагает собственным флотом из сухогрузов и контейнеровозов. Расскажите, какие из этих судов были приобретены за последние годы и планируется ли пополнение флота?
— С 2014 года Транспортная группа FESCO последовательно реализует долгосрочную программу обновления флота. С 2014 по 2018 годы мы приобрели 5 современных судов общей вместимостью 5541 TEU и дедвейтом почти 70 тыс. тонн. В 2019 году купили современный контейнеровоз "ФЕСКО Магадан" и поставили его на линию "ФЕСКО Магадан Лайн" (ФМЛ). До конца этого года в состав флота войдет еще одно однотипное судно, которое также будет работать на ФМЛ.
Постановка на линию двух новых судов позволит нам увеличить грузооборот между Приморьем и Магаданской областью и удовлетворить растущий спрос на перевозки в этом направлении. Кроме того, в ближайшей перспективе мы рассматриваем возможность приобретения еще нескольких современных судов.
— Где и как ведется обслуживание судов? Как оцениваете состояние судоремонтной отрасли на Дальнем Востоке?
— Что касается технического обслуживания судов, то оно, как правило, производится на собственных производственно-ремонтных базах персоналом судоремонтной компании "ФЕСКО Сервис". Наши специалисты ведут работы, в том числе, по навигационному ремонту и обслуживанию конвенционного оборудования.
На сегодняшний день судоремонтная отрасль на Дальнем Востоке России испытывает определенные трудности и требует не только технической модернизации мощностей, но и развития системы подготовки производственного персонала. Кроме того, судоремонтные предприятия испытывают сложности с оперативной поставкой иностранных судовых запчастей и привлечением сервисных инженеров. Но следует отметить, что последовательная работа по улучшению ситуации на этих направлениях ведется.
— Какие грузы и в каких направлениях перевозятся? Успешно ли идет текущая навигация в этом плане? Какова вообще динамика за последние годы? Прогнозы на следующий сезон?
— Наши направления перевозок традиционны и не сильно подвержены изменениям. Международные линии связывают порты Приморья с Китаем, Республикой Корея и Японией. Что касается каботажных линий, то суда FESCO осуществляют регулярные рейсы на Чукотку, Камчатку и Сахалин, а также в порт Магадан. За 8 месяцев 2019 года наши суда перевезли более 200 тыс. тонн грузов: в международном сообщении — порядка 140 тыс. тонн, в каботаже — около 70 тыс. тонн.
Из положительных тенденций следует отметить то, что на Дальнем Востоке, особенно в каботаже, наблюдается стабильный рост грузоперевозок на 5-10% в год. Это в первую очередь связано с той программой развития Дальневосточного федерального округа (ДФО), которую сегодня осуществляет правительство страны. Реализация национальных программ в Магаданской области, Якутии и в других регионах уже начала давать ощутимый прирост грузопотока: завозится техника для освоения месторождений и оборудование для строительства обогатительных фабрик. С вводом в работу новых предприятий в этих регионах следует ждать и увеличения грузопотока в сторону портов Приморья и далее в страны АТР.
— Будут ли прокладываться новые маршруты? Или меняться наполнение уже существующих линий?
— Сегодня мы больше ориентированы не на увеличение числа линий или изменение номенклатуры грузов, а на улучшение качества уже существующих сервисов. Например, на линии "ФECKO Магадан Лайн" мы сейчас производим замену флота на суда большей вместимости, чтобы наши возможности соответствовали растущему грузообороту с Магаданской областью.
В то же время по итогам прошедшего Восточного экономического форума было задано направление на тесное сотрудничество с Индией, поэтому я не исключаю такой возможности, что география захода наших судов может расшириться за счет портов Индии. Во всяком случае мы готовы к такому развитию.
— Уже не первый год идут разговоры о том, чтобы установить регулярное сквозное судоходство по Северному морскому пути. Для обеспечения этих целей строятся новейшие ледоколы. Какие у ФЕСКО планы в отношении этого направления?
— Когда речь идет о сквозном судоходстве по Северному морскому пути, то это в основном касается судов, перевозящих нефть и газ из Европы в Азию. Мы же больше ориентированы на работу в восточном районе Арктики — это порты Анадырь, Эгвекинот, Провидения, Певек, куда ежегодно суда FESCO доставляют грузы в рамках северного завоза. Тем не менее мы внимательно следим за развитием перевозок в Арктике и готовы включиться в работу на данном направлении.