Под парусами
Под парусами
Парусники, яхты и все, что с ними связано

Как получить права ГИМС

0 11281 10 мин
Для хождения в море, как и для вождения автомобиля, нужны права, правда получить их чуть сложнее, чем автомобильные. О том, через что нужно пройти, чтобы получить права судоводителя, какие инстанции нужно посетить и какие документы собрать - в материале Корабел.ру.
Центр ГИМС МЧС России по г. Санкт-Петербургу / Фото: Корабел.ру

Для управления яхтой или катером в России нужны соответствующие права. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации определяет:
маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать;

                                                                                                           Статья 3. Основные понятия

 
Государственный надзор за маломерными судами, местами их стоянок и использованием маломерных судов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС), подведомственная Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Подразделения ГИМС располагаются в восьми федеральных округах России - Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Южном, Северо-Кавказском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном; в каждом из округов центры ГИМС распределены по областям, республикам, краям, автономным округам и городам Москве, Санкт-Петербургу, Севастополю.

Для граждан, желающих владеть и пользоваться маломерными судами, среди перечня функций ГИМС наиболее интересны следующие пункты:
 
  • осуществление в установленном порядке классификации, освидетельствования, государственной регистрации и учета маломерных судов, присвоения им идентификационных номеров, выдача судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда;
  • разработка типовых программ обучения и осуществление приема экзаменов по судовождению, правилам пользования и навыкам практического управления маломерными судами, водными мотоциклами (гидроциклами), аттестация судоводителей и выдача им удостоверений на право управления маломерным судном, в том числе временных разрешений на право управления маломерным судном.
 
Таким образом, чтобы получить права на управление маломерным судном, надо обращаться в ГИМС.

Вот корреспондент Корабел.ру и обратился…

Нужно уточнить, что права ГИМС могут быть использованы только для "любителей" водного транспорта, "профессионалы" (те, кто работает в этой сфере) аттестуются в другой организации – в Минтрансе.

Итак, в общем случае перед экзаменом необходимо пройти теоретическую и практическую подготовку. Такую подготовку (для "любителей") обычно проводят различные профильные школы, которых много. В зависимости от вида судна (моторное, парусное судно, гидроцикл, судно особой конструкции) и предполагаемого района плавания (внутренние воды РФ, внутренние водные пути РФ, внутренние морские воды и территориальное море РФ, морские прибрежные воды до 20 миль от берега) курс обучения продолжается несколько недель или месяцев. Однако в нашем случае у соискателя подготовка и опыт уже имелись, даже шкиперская лицензия ISSA (International Sail School Association), права яхтенного капитана (иностранного государства) и документальное подтверждение пройденных под парусом 20 тысяч миль.

Центр ГИМС ГУ МЧС по Санкт-Петербургу находится в Петроградском районе города на улице Пеньковой, 6. Именно там осуществляется подача, оформление и получение документов.
 
Пеньковая, 6 / Фото: Корабел.ру
Практический экзамен по судовождению принимают в пункте освидетельствования маломерных судов по адресу Южная дорога, 12.
 
Южная дорога, 12 / Фото: Корабел.ру
Для начала делаю телефонный звонок на Пеньковую – можно ли сдать экзамен экстерном, если подготовка есть? Пожалуйста, говорят. Отлично, можно начинать.

21 мая через Госуслуги подаю заявление на услугу "Получение удостоверения на право управления маломерным судном в МЧС России", оплачиваю госпошлину 910 рублей. Вообще пошлина "За выдачу удостоверения на право управления маломерным судном" 1300 рублей, но при оплате через Госуслуги 30 % скидка, и потом не нужно заполнять квитанцию, ходить из ГИМСа в банк и обратно. Так что можно смело платить, в ГИМСе оплату увидят. В приложенном к заявлению файле отправил копию прав яхтенного капитана (хоть и иностранного государства, но пусть будет), копию медицинской справки и в качестве подтверждения практического плавательного стажа страницу из лог-бука яхтсмена.
 
Заявление на Госуслугах / Фото: Корабел.ру
Пока что всё удобно.

Медицинскую справку для ГИМС можно получить в обычной медкомиссии для водителей – с пометкой "для управления маломерным судном". Справка обошлась в 2 тысячи рублей.

Всего лишь на пятый день пришёл ответ от Госуслуг. Оказалось, для подачи заявления нужно приехать на Пеньковую, 6 в понедельник или среду с 10 до 12, имея с собой копию паспорта (1-ая стр. и прописка), фото 3х4 (2 шт., цветные, на матовой бумаге, без уголка), оригинал медицинской справки и оплаченную госпошлину.
 
Ответ Госуслуг / Фото: Корабел.ру
Возникло лёгкое недоумение, появились вопросы…

Во-первых, почему Госуслуги думали над таким ответом четверо суток? Во-вторых, как быть тем, кто по обыкновению в понедельник и среду с 10 до 12 на работе? Почему всё же нельзя подобное заявление подать через Госуслуги?

Но пошлину через Госуслуги приняли.

Для ускорения прохождения формальностей решаю заполнить заявление дома. Где взять информацию? Конечно же на сайте ГИМС! Заходим на сайт Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу, раздел "Деятельность", подраздел "Государственные услуги", "Аттестация судоводителей, регистрация судов, классификация и освидетельствование". Внизу страницы ссылки, в разделе "Аттестация судоводителей" есть бланки заявлений.

В разделе "Аттестация судоводителей" на основном сайте МЧС России находим вопросы для аттестации, форму бланка заявления, нормативно-правовую базу ГИМС, информацию о списке документов и даже перечень уполномоченных на проведение аттестации подразделений ГИМС. Всё что нужно.

Скачиваем форму бланка заявления "Личная карточка судоводителя…", заполняем.

Теперь нужно решить вопрос с подачей заявления – в рабочее время это сделать сложновато. Придётся задействовать членов семьи. Написал доверенность от физического лица на совершение соответствующих действий, по закону нотариально заверять такую доверенность не требуется.

Супруга едет в обозначенное время подавать заявление от моего имени.

И в приёме заявления отказывают. Как это так, говорит служащая, по доверенности? Мы так не принимаем! Нужна нотариально заверенная доверенность, а на этой нет печати.

Как это не принимаете?! Это же не суд, не регистрация и не сделка с недвижимостью… Где начальство? Начальства нету, будет позже. По телефону позвонить начальству и выяснить этот вопрос никак невозможно.

Абсурд какой-то.

После разговора по телефону с начальством заявление по доверенности приняли, пришлось ехать ещё раз, снова в промежуток с 10 до 12 в понедельник или среду. Спасибо хоть второй раз приняли без очереди... условное "спасибо".
 
Объявление / Фото: Корабел.ру
После приёма заявления ГИМС назначает дату теоретического экзамена, которая зависит от количества соискателей. Если их мало, дата может быть назначена хоть на следующий день после подачи заявления. Если много, с неделю придётся подождать. Время экзамена – с 16 часов, снова в рабочие часы, но тут уже можно только лично. Так что нужно отпрашиваться с работы.

Информация на сайте МЧС из главы "Аттестация судоводителей" гласит:
Удостоверение на право управления судоводитель получает после прохождения соответствующего обучения и прохождения аттестации в органах ГИМС, которая включает теоретический и практический экзамены. Теория сдается на компьютере, практика — на водоеме, причем на том типе судна, которым хочет управлять судоводитель. В случае успешного прохождения аттестации судоводитель получает удостоверение на право управления, в котором указываются те типы судов, которыми он может управлять.
На самом деле теория сдаётся не на компьютере, а на бумаге.

Выдаются по каждому из разделов карточки с 10 вопросами, и соискатели на них отвечают, проставляя в соответствующих номерам вопросов от 1 до 10 клетках соответствующие номера ответов от 1 до 5. Тут важно не перепутать номер вопроса с номером ответа, не вписать от волнения одно вместо другого. Любое исправление считается ошибкой. А ошибок для зачёта можно совершить максимум две. Как оказалось, перепутать номера очень легко.

После успешной сдачи теоретического экзамена следует практика на водоёме, в нашем случае на моторной и на парусной яхте. В среду нужно приехать к 10 утра на Южную дорогу, 12 и показать навыки управления соответствующими плавсредствами.
 
Южная дорога, 12 / Фото: Корабел.ру
Своей парусной яхты у ГИМС по Санкт-Петербургу нет – и это странно, всё же морская столица России. Так что желающим аттестоваться на парус придётся заранее найти кого-то, кто предоставит яхту и шкипера для этого мероприятия (сам-то соискатель пока "не умеет" ходить). И регистрационный номер этой яхты нужно вписать в заявление – оказывается, по парусной яхте пишется отдельное заявление. Зачем это делается не совсем понятно. Разве номер яхты нельзя прямо в экзаменационный протокол вписать – экзамен проходил на яхте №… ?

Итак, собравшиеся к 10 утра на Южной дороге соискатели (это опять нужно отпроситься на работе...) записываются в протокол, слушают инструкции по безопасности и прохождению экзамена, затем выходят с инструктором на воду.
 
Практический экзамен / Фото: Корабел.ру
Во время процедуры записи в протокол корреспондент Корабел.ру внезапно выяснил, что ГИМС не признаёт негосударственные шкиперские лицензии (IYT, ISSA, RYA – но это было заранее понятно), а признаёт только государственные…

Но, позвольте, у меня есть государственная! Вот, пожалуйста – диплом яхтенного капитана (одного из государств бывшего СССР), с правом управления парусным судном до 30 метров длинны, площадь парусности не ограничена, мощность двигателя до 150 л.с. ... После ознакомления инспектор спросил: "Почему вы сразу не предоставили этот документ?"

Как это не предоставил?! Копию этого документа я приложил к заявлению 21 мая на Госуслугах…
 
Заявление на Госуслугах / Фото: Корабел.ру
Оказывается, в ГИМС Санкт-Петербурга не читают приложенные файлы. Они там не открываются.

"Нужен перевод!" - сказал инспектор по поводу иностранного диплома капитана. А сейчас можно сдать практический экзамен, на моторную яхту. Парусная яхта, на которой планировалось сдавать (номер которой записан в заявлении), пока проходили теоретические экзамены, ушла в путешествие.
 
Катер, на котором проходит аттестация (в центре снимка)/ Фото: Корабел.ру
Экзамен на моторке - отход от причала, манёвры на воде, выполнение команд инструктора, швартовка. Тест сдан.

Раз нужен перевод, делаем перевод. В тот же день, 30 июня, делаю перевод, на всякий случай нотариально заверенный. Правда оказалось, что перевод этот можно использовать только после завершения процедуры аттестации – нужно подать новое заявление на снятие ограничений по площади парусности яхты. На начальном этапе выдаются права с разрешённой площадью парусов до 22 кв. м.

Когда возвращается "своя" парусная яхта, отпрашиваюсь на работе и в среду, без четверти десять, швартуемся у причала на Южной дороге. Однако оказывается, что инспектор, который может принять экзамен по парусу, в отпуске, и заменить его совершенно некем. Никаких предупреждений и объявлений по этому поводу нигде не было, и получается, что время опять потрачено зря. Приходите через две недели...

Через две недели на всякий случай звоню на Пеньковую – записаться не надо ли? Да нет, просто приходите к 10 утра и всё… Опять договариваюсь по поводу яхты, отпрашиваюсь с работы, и в среду, 28 июля, отправляюсь на испытание.
 
На Южной дороге собираются в основном желающие получить права на гидроцикл и моторную яхту. На паруснике только мы одни - говорят, на парус сдают редко.
 
Экзамен на гидроцикле / Фото: Корабел.ру
Моторная яхта / Фото: Корабел.ру
Экзамен на парус включает знание матчасти, демонстратцию умений обращения с парусами, управления яхтой под парусом - всё проходит благополучно.
 
Экзамен на парусной яхте / Фото: Корабел.ру
Теперь осталось только получить заветный документ. ГИМС обязан выдать права через 5 дней после аттестации; значит приехать забрать можно через неделю, 5 августа в четверг.

5 августа, очередной раз отпросившись с работы, приезжаю пораньше к зданию из красного кирпича на Пеньковой. Приём с 10 утра, а в 9-15 передо мной уже четверо. В очереди можно и поговорить. Рассказы довольно грустные - кто-то приходил заменить права ещё в апреле, и не оказалось бланков... Процедура замены прав занимает 21 день (пешком в Москву носят?), а до мая (вне сезона навигации) документы вообще не принимают... Кто-то переписывал заявление три раза, а у капитана дальнего плавания не подошла справка из медицинской комиссии.

У окошка выдачи сообщают: "Ваши права не готовы! Приезжайте в понедельник."

Чувство удивления уже не испытал. Приехал на всякий случай через неделю, в четверг. При получении прав расписался в двух толстых, прошитых книгах и ещё в одном формуляре. Будто пулемёт получал.
 
Права ГИМС / Фото: Корабел.ру
В итоге для получения прав потребовалось почти три месяца - с 21 мая по 12 августа, без учёта возможного обучения.

Можно сказать - хотелось бы видеть организацию этого процесса несколько иначе.

Очевидно, что служащие региональных центров ГИМС не определяют "политику" учреждения, и явно необходимые изменения должны быть инициированы сверху, министерством. Вообще работа инспекторов на местах довольно сложная - люди порой на аттестацию приходят совершенно неподготовленные, нервничают, задают бестолковые вопросы. При этом общение инспекторов достаточно вежливое и корректное.
 
Но множество вопросов были бы сняты, будь на интернет-ресурсах МЧС более организованная и подробная информация. Загрузку сотрудников и очереди можно значительно уменьшить, как сделано, например, при выдаче автомобильных прав - организовать действующую, а не фиктивную подачу заявлений через Госуслуги, сократить ненужные на сегодняшний день бюрократические формальности. Организовать возможность сдачи экзаменов и получение документов в более удобное для людей время, возможность получения документов по почте или курьером, СМС-уведомления о готовности. Сделать единую компрьютерную программу аттестации, с учётом региональных особенностей, разместить тренажёр этой программы на сайтах ГИМС. Ведь есть на сайтах частных школ подобные тренажёры...

Возможно, подобные изменения уже готовятся. Было бы здорово это увидеть.
 
Для обращений граждан / Фото: Корабел.ру

Алексей Полунин



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Завершаем юбилейную навигацию лайнера "Мустай Карим" вместе с Викторией Корабеловной!
14:57 / судоходство
рекламаПодписка 2025