О ТЕКУЩЕМ МОМЕНТЕ
Ввод в состав флота новейших кораблей – еще одно свидетельство того, что наша судостроительная отрасль на подъеме и выходит сейчас именно на ритмичное, серийное производство боевых кораблей разных классов. Это важнейший, принципиальный шаг возрождения, развития нашего кораблестроения.
Владимир Путин на церемонии подъема военно-морского флага на поступающих в состав ВМФ кораблях фрегате "Адмирал Головко", МРК "Наро-Фоминск" и морском тральщике "Лев Чернавин", 25 декабря 2023 года, Санкт-Петербург, "Северная верфь"
В прошлом году портфель заказов по гражданской технике составлял 300 единиц. Сегодня – уже на 985 судов до 2035 года. Еще несколько лет назад такое было вообще сложно представить.
Премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин, из выступления в лектории общества "Знание", 6 декабря 2023, ВДНХ, Москва
О СТРОИТЕЛЬСТВЕ НОВЫХ ВЕРФЕЙ
Потребуется, на мой взгляд, серьезная модернизация отрасли и даже строительство новых предприятий, новых верфей. Мы видим, по крайней мере, две новые верфи. Одна – в Северо-Западном регионе, где-то в районе Питера, в Ленинградской области. Вторая – на Дальнем Востоке.
Из важных приоритетов я бы назвал еще расширение подготовки квалифицированных кадров для отрасли на базе как высшего, так и среднего специального образования. Прежде всего мы фокусируемся на Санкт-Петербурге, там наиболее мощная база. Сегодня нехватка кадров большая, плюс конкуренция большая идет – переманивают в другие отрасли, в том числе в оборонную. Но эта задача важная, мы тоже ею будем заниматься.
Уверен, что через пять-семь лет у нас будет современная, эффективная судостроительная отрасль.
Андрей Костин во время встречи с президентом РФ Владимиром Путиным, 27 ноября 2023 года, Москва, Кремль
Растущая потребность в крупнотоннажных гражданских судах для грузоперевозок по СМП требует строительства новых верфей, способных обеспечить строительство судов такого класса. Но это вопрос будущего. В первую очередь требуется модернизация Балтийского завода, дальше посмотрим.
Статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов, 12 июня 2023, из интервью газете "Деловой Петербург"
Чтобы закрыть потребность в крупнотоннажном флоте, нужна какая-то новая крупнотоннажная верфь, либо некая модернизационная программа. Если решение о создании такой крупнотоннажной верфи будет материализовано, мы выступим ее технологическим и кадровым партнером.
Алексей Рахманов, экс-глава ОСК, 14 июня 2023 г., интервью агентству "Интерфакс"
О НОВЫХ СУДАХ И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИИ
За счет выделения средств ФНБ на льготный лизинг мы рассчитываем построить до 2027 года более 260 гражданских судов разного назначения. С учетом этого развернута работа по импортозамещению судового оборудования... Отрасль освоит серийное производство узлов, агрегатов, которые крайне важно выпускать именно в нашей стране. Прежде всего элементов движительно-рулевого комплекса, специализированного палубного и рыбопромыслового оборудования.
Нам предстоит быстро освоить широкую линейку дизельных и газопоршневых двигателей. Для их разработки и производства уже одобрены займы Фонда развития промышленности на 30 миллиардов рублей. Основные финишеры – это "Трансмашхолдинг" и Группа "Синара" –к 2027 году должны выйти на ежегодный выпуск порядка 800 среднеоборотных и 400 высокооборотных дизельных и газопоршневых двигателей. Они востребованы предприятиями атомной и малой энергетики, будут устанавливаться... также на морских судах.
Денис Мантуров, заместитель председателя правительства – министр промышленности и торговли на заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, 21 декабря 2023 года, Москва, Кремль.
О РЕЧНОМ ФЛОТЕ
На ВВП эксплуатируется 12 700 судов, в том числе 1289 пассажирских и более 10 тысяч грузовых судов, включая буксиры, а также более одной тысячи нетранспортных судов. Ежегодно списывалось около 150 судов, потребность в строительстве нового флота до 2035 года оценивается более чем в 500 единиц.
Как показала практика, самым эффективным инструментом стимулирования отечественного судостроения является реализуемая Минпромторгом России с 2008 года программа по субсидированию кредитных ставок и лизинговых платежей при закупке судов. Кроме того, дополнительным стимулом строительства нового флота является программа утилизационного гранта.
В. Савельев, министр транспорта, на совещании по развитию речного судоходства, 20 июня 2023 года, Москва, Кремль.
ПРОДОЛЖИТСЯ ЛИ ТАЯНИЕ ЛЬДА В АРКТИКЕ?
Фрагмент диалога Владимира Путина с Александром Осадчиевым (на фото выше – справа, с поднятой рукой) во время встречи с молодыми учеными, 8 февраля 2023 год, Москва, Кремль:
В. В. Путин
– Как быстро будет открываться Северный морской путь для судоходства?
А. А. Осадчиев, ведущий научный сотрудник Института океанологии имени Ширшова РАН, Лауреат президентской премии по науке для молодых ученых
– Могу вам ответить честно: никто этого не знает.
В. В. Путин
– Даже вы?
А. А. Осадчиев
– Даже я, это очень сложно прогнозируемо. Есть положительный момент – большая инерционность ледовых условий. Если льда становится меньше и меньше, назад он быстро не нарастет... Научное сообщество имеет консенсус, что сокращение льда и дальше будет продолжаться, но насколько интенсивно, какие будут периоды безледные, это очень сложный вопрос...
Фото в превью: президент Российской Федерации В.В. Путин во время посещения Северного речного вокзала. Фото: Егор Алеев, ТАСС/Kremlin.ru