Это самый мощный дизельный ледокол в мире, и на него возложены спецзадачи в Обской губе.
Праздник прошел, но мы считаем необходимым предоставить возможность полюбоваться уникальным ледоколом, который построили российские судостроители на отечественной верфи.
О ледоколе
Ледокол обеспечения "Александр Санников" - головное судно проекта. Был заложен 3 ноября 2015 года в Выборге. Через год, 24 ноября 2016 года корабелы ВСЗ спустили его на воду. А уже в мае 2018 года ледокол ушел на испытания.
Это то самое судно, за ходом строительства которого следила вся страна.
Основные характеристики "Александра Санникова":
- класс — Icebreaker 8;
- мощность — 22 МВт;
- длина — 121,7 м;
- ширина — 26,0 м;
- осадка — 8,2 м;
- дедвейт — 3 400 т;
- скорость — 16 узлов;
- автономность — 30 суток;
- экипаж — 21 человек.
Сам ледокол многофункциональный - может осуществлять не только проводки, но и тушить пожары, бороться с аварийными разливами нефти и перевозить груз. Собственно, все, что сейчас требуется Арктике.
Еще на спуске "Александра Санников", генеральный директор ВСЗ подчеркнул, что обводы корпуса судна необычны для традиционных ледокольных схем, потому что это судно не давит лед, а разрезает и фрезерует его. Именно из-за этого установлены две азимутальные колонки в корме и одна в носу, за счет чего обеспечивается более чистый канал и более чистая вода под самим ледоколом. А это увеличивает ледопроходимость.
"Газпром нефть" - отраслевые лидеры освоения Арктики
Гостей праздника было действительно много - от представителей заказчика до контрагентов и проектантов. Оно и понятно - событие важное. И пока, по нашему взгляду, имеет все шансы стать самым ключевым в 2018 году.
Для вступительной речи на сцену, организованную на палубе ледокола, были приглашены первый заместитель генерального директора "Газпром нефти" Вадим Яковлев, глава ОСК Алексей Рахманов и генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев.
Первым слово взял Яковлев, отметив, что нефтяные залежи Ямала были недоступны для рынка более полувека. Это связано с недостаточным развитием технологий, с отсутствием транспортной схемы региона. Уже сегодня "Газпром нефть" разработала уникальную схему транспортировки углеводородов с Новопортовского месторождения - транспортировка морским путем в Обской губе по Севморпути. Именно для этих задач на арену выходит ледокол "Александр Санников", который будет обеспечивать ледокольную проводку танкеров.
Вадим Яковлев подчеркнул, что помимо приема в состав флота "Александра Санникова" компания работает над развитием современного арктического танкерного флота и инфраструктуры месторождения: "Только в этом году "Газпром нефть" инвестирует в проекты на Ямале около 400 млрд рублей. Это очень сложная задача по масштабу, по уникальности решений".
Затем с поздравительной речью выступил Алексей Рахманов, заметив, что доля российского контента на ледоколе "Александра Санников" превышает все ранее достигнутые корпорацией параметры.
Алексей Рахманов, президент ОСК, на церемонии подъема флага на ледоколе "Александр Санников" / Корабел.ру |
Крестная мать ледокола - заместитель генерального директора по правовым и корпоративным вопросам "Газпром нефти" Елена Илюхина / Корабел.ру |
Экспресс-экскурсия по ледоколу
После торжественной части, капитан новоиспеченного судна Александр Киселев провел экскурсию по ледоколу. Начали мы с капитанского мостика.
По словам капитана, управляемость ледокола на высоком уровне, а ходовые качества - великолепны. На это повлияла установка трех азимутальных колонок от финского производителя "ABB" - два движителя в корме мощностью 7500 кВт и 6500 кВт, и носовой движитель мощностью 1800 кВт. Они же дают судну возможность разворота на 360 градусов на месте. Причем, как подчеркнули представители заказчика, на это требуется всего минута.
Как и все мощные ледоколы, которым предстоит работа на Севере, "Александр Санников" имеет вертолетную площадку.
На ледоколе установлены четыре главных дизель-генератора и портовый генератор мощностью 27 000кВт + 1 200 кВт. Его ледокопроходимость позволяет резать льды до 2 м толщиной.
Судно имеет собственную пожарную станцию, госпиталь, аварийные катера ЛАРН, мощную лебедку и кран грузоподъемностью 26 т.
Стоит заметить, что капитан ледокола подчеркнул особенность катеров ЛАРН, сравнив их с портовыми буксирами, которые в целом имеют равную мощность.
Испанский производитель лебедок "Fluidmecanica" поставил на ледокол свою продукцию. В списке оборудования числятся якорь и якорная лебедка, а также шпиль швартовный однопалубный с электрическим приводом, который доработан специалистами компании-производителя.
Слов сказано много
Задачи, которые ставятся перед "Александром Санниковым", изучены вдоль и поперек. Действительно, "Газпром нефть" имеет большие планы на ледокол, инвестируя такие суммы в развитие российской Арктики.
"Александр Санников" проекта Arc130A стал первым ледоколом, построенным по программе "Время Арктики". В рамках этой программы уже спущены на воду и эксплуатируются 6 танкеров для транспортировки нефти с Новопортовского месторождения. Уже известно, что в июле судно начнет их сопровождение.
Нам же остается пожелать экипажу и самому ледоколу семи футов под килем и успешной работы в этом нелегком, но стратегически важном направлении для страны.
[Больше фотографий в галерее снизу]
Материалы по теме:
Готовь "Санникова" летом (о развитии Новопортовского месторождения компанией "Газпром нефть")
Нарушитель ледокольных схем (о спуске на воду "Александра Санникова")
Ямал да удал (о порте Сабетта, проекте "Ямал СПГ" и танкере "Кристоф де Маржери")
Арктика ждет "Арктику" (о спуске на воду самого мощного в мире атомного ледокола "Арктика")
"Илья Муромец" – новый ледокол-снабженец с немецкими корнями (о спуске на воду дизель-электрического ледокола "Илья Муромец")