У нас любят фразу "с высоты прожитых лет". У Ивана Яновского высота порядочная – он отметил в этом году девяностолетний юбилей. 75 из них он отдал служению речному флоту. Возглавлял Иртышское пароходство, Омский CCЗ. Сегодня руководит кафедрой в Омском институте водного транспорта и по-прежнему переживает за любимое дело и делится своим мнением по поводу нынешней ситуации.
|
Яновский И.И., заведующий кафедрой экономики и управления транспорта Омского института водного транспорта, к.т.н., профессор, академик РАЕН / Фото: из архива Яновского И.И. |
– Речные грузоперевозки серьезно снизились, флот постарел. Можно ли оживить отрасль, и что для этого нужно сделать?
– Я участвую в работе правительственного совета, и сейчас идет разговор о том, что нужно возрождать судоходство. На долю речного флота приходится 2% от общего числа перевозок, хотя у нас протяженность водных путей сумасшедшая, а Европа перевозит 15-16%. Как это так?
Флот у нас устарел, его нужно обновлять. Практически с начала 1990-х годов строительство флота в Обь-Иртышском бассейне прекратилось. С того момента, как я ушел из пароходства, речные суда практически и не строили. Вы спросите: как быть? Считаю, поможет система, которая называется лизинг. Государство дает деньги для строительства судов, а судовладельцы сначала берут их в аренду, а потом выкупают, делая собственностью.
В Омскую область судостроение нужно возвращать в обязательном порядке. Здесь работают заводы, выращивается много хлеба. Сейчас идет разговор о том, что нам бы зерно отправлять транспортом через новый порт Сабетту на Восток. Но для этого потребуются специальные суда и контейнеры. В Омской области дошли до того, что возят уголь на расстояния до 800 км на автомобилях. Мы посчитали: чтобы привезти в Усть-Ишим 4,5 тысячи тонн угля, достаточно одного судна и пары барж, а самосвалов потребуется 200! И стоить автоперевозки будут в 3-4 раза дороже.
Не стоит забывать, что речной флот – это еще и забота об экологии: у теплоходов не так много выбросов, как у самосвалов. Но руководителям прибрежных районов невыгодно, чтобы речкой груз возили, этим ведь нужно специально заниматься. А так водителям скажут, мол, выгружайте здесь, и никаких забот.
Полный текст интервью: "Всегда считал и считаю, что речник – замечательная профессия".