Последние скандалы, связанные с невыплатой заработной платы экипажам судов, вновь привлекли внимание общественности. И если в России за "морского брата" еще есть кому заступится - инспекция по охране труда, прокуратура, морские профсоюзы, - то, работая на иностранного работодателя, российские моряки рискуют не только заработанными деньгами, но подчас и жизнью. А фирмы, обещающие трудойстройство моряков под "удобный флаг" зачастую оказываются мошенниками.
Между тем есть ряд определенных требований, предъявляемых к крюинговым компаниям. И если потенциальные клиенты подобных фирм будут интересоваться их выполнением, то многих рисков можно избежать. Так на что же стоит обратить внимание, придя в крюинговые фирмы?
Правило первое. Трудоустройство моряков может осуществляться только на суда под иностранным флагом. В интересах трудоустроенных моряков необходимо, чтобы продолжительность контракта с иностранным работодателем составляла более 180 дней. Поскольку данный срок пребывания за границей дает возможность получения статуса нерезидента и освобождает от уплаты подоходного налога на территории РФ.
Правило второе. Любая уважающая себя фирма, заботящаяся о своей репутации, до начала осуществления крюинговой деятельности произведет добровольную сертификацию услуг по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом. Названная сертификация проводится ежегодно. Этот документ служит для клиентов гарантией того, что компания представляет на рынке серьезных работодателей.
Еще один немаловажный аспект. С трудоустраиваемых моряков плата за предоставление свободной вакансии не берется - услуги крюинговой компании оплачивает работодатель-судовладелец.
Определенные требования предъявляются и к иностранному работодателю. Например, ему необходима лицензия на трудоустройство иностранных граждан и договор с национальными профсоюзами. Если такой договор отсутствует, то крюинговой компании необходимо заключить соглашение с общероссийским профсоюзом, представляющим интересы моряков, где будут четко оговорены все вопросы (условия проживания и оплаты труда на судах под иностранным флагом).
Кроме этого, при посещении крюинговой компании стоит обратить внимание и на другие факторы. Например, наличие аппарата управления и персонала с достаточным уровнем квалификации и профподготовки, включающей в себя знания в области морского транспорта. Стоит также ненавязчиво поинтересоваться наличием материально-технической базы для контроля уровня подготовки моряков. Немаловажным является и наличие информационной системы (семьи находящихся в загранплавании моряков должны знать о местонахождении своих родственников).
Есть еще ряд других требований, предъявляемых к деятельности подобных организаций. К ним относится заключение генерального договора с судовладельцем-работодателем соотвествующее национальным и международным требованиям и отражающее соцзащиту моряков. Компания также должна вести реестр трудоустроенных моряков, иметь бухотчеты, а также обеспечивать контроль за осуществлением работодателем страхования моряков и предоставлять визовую поддержку.
Однако, потенциальным клиентам не стоит забывать о том, что у крюинговых фирм тоже есть определенные требования к кандидатам. Например, они должны иметь квалификацию, соотвествующую международным нормам и требованиям, а также прилично владеть английским.