А судостроению как одной из приоритетных отраслей промышленности не только разрешили создавать иностранные и совместные предприятия, но оказали всестороннюю господдержку.
Результат не заставил себя долго ждать. С 2008 года Вьетнам прочно входит в шестерку ведущих стран по дедвейту заказанных судов, в стране заработали несколько новых верфей, заводы начали строить технически сложные суда, повышается локализация оборудования.
Вьетнам — давний и хороший друг нашей страны. И российская дружба с Ханоем держится по сегодняшний день. Наши верфи строят для вьетнамского ВМС подлодки, мы обмениваемся знаниями и опытом, российские специалисты регулярно посещают Вьетнам и работают там. Поэтому для раскрытия темы о вьетнамском судостроении наша редакция решила найти очевидца темпов роста судостроительной промышленности Вьетнама, человека, который не понаслышке знаком с делом.
Мы сразу же столкнулись с двумя проблемами — во-первых, такие специалисты есть, но найти сам контакт и настроить его — тяжело; во-вторых, те, кто знаком с вьетнамским судостроением, посещали страну несколько лет назад. Что это значит для промышленности Вьетнама? Судостроение и судоремонт там развиваются семимильными шагами, и информация, актуальная в какой-то момент, буквально завтра может такой уже не быть. Однако мы выполнили задачу и нашли Константина Рогинского, который проработал до 2016 года первым заместителем директора предприятия морского транспорта и водолазных работ компании "Вьетсовпетро" и рассказал нам об отрасли в этой стране:
"В 1985 году по линии ОАО "Зарубежнефть" был направлен капитаном на суда СП "Вьетсовпетро" во Вьетнам, где и работал на различных судах нефтедобывающей отрасли. С 2002 года переведен на должность первого заместителя директора предприятия морского транспорта и водолазных работ (ПМТ и ВР). Проработал до 2016 года. За время моей работы во Вьетнаме флот СП "Вьетсовпетро" постоянно пополнялся и модернизировался за счет как иностранных, так и отечественных верфей. Все это проходило целенаправленно и постоянно. Вначале правительство приняло решение ремонтировать флот под флагом Вьетнама только в своей стране, что, естественно, дало мощный толчок для развития ремонтных заводов, обеспечения их специалистами, современным оборудованием и постепенного перевода их в разряд судостроительных. Были построены судоверфи с мощностями, обеспечивающими строительство судов до 100 000 тысяч т, построены сухие доки, позволяющие доковать суда свыше 200 000 тысяч т. Хайфон, Дананг, Нячанг, Зумкуат, Вунгтау, Хошимин — на судоверфях этих морских портов строятся сухогрузы, танкеры, специализированные суда и самоподъемные буровые установки. Есть судоверфи, совместные с Сингапуром, Австралией, Южной Кореей. Развитие судостроительной отрасли во Вьетнаме идет очень хорошими темпами, под контролем правительства и имеет далеко идущие перспективы".
Судостроение во Вьетнаме появилось только в начале 1960-х годов, и заключалось оно в сборке барж, буксиров, земснарядов из блоков, которые привозили из СССР, Китая и Восточной Германии. Постепенно производство локализовывалось и к началу 70-х годов в стране уже могли самостоятельно строить небольшие боевые корабли.
Но настоящий подъем у вьетнамского судостроения произошел после окончания войны в 1975 году, когда на поток было поставлено производство сухогрузов прибрежного плавания, речных паромов, буксиров, барж.
В тот же период Вьетнам начал посылать специалистов для обучения, в том числе и в СССР. Но в конце 80-х годов этот подъем закончился, и судостроительная промышленность скатилась в глубокий кризис, который удалось преодолеть только к середине 90-х годов, когда отрасль стала ориентироваться на международный рынок и иностранных заказчиков.
В конце 1990-х в судостроительной промышленности Вьетнама наблюдается заметный рост — более 30% в год с точки зрения общего объема производства продукции. И в первые три года XXI века доходы отрасли выросли феноменально. Выручка в 2002 году выросла на 93 процента по сравнению с 2001 годом. Экспорт в 2002 году составил 51,5 млн долларов США, что вдвое больше, чем в 2001 году. Отчасти рост выручки обусловлен необходимостью развития внутреннего судоходства. Тем не менее, вьетнамская судостроительная отрасль начала привлекать иностранных клиентов из-за ее достойного качества и доступных цен.
Такой рост продолжался до кризиса 2008-2009 годов. Пережив сложные времена, Вьетнам намеренно начал еще более активно развивать собственное судостроение. И не зря — многие отраслевые эксперты со всего мира еще с 2010-х годов, да и по сей день утверждают, что быть в топ-6 по дедвейту заказанных судов — не предел для Вьетнама. Норвегия, Нидерланды и Великобритания уже инвестируют большие средства во вьетнамскую судостроительную промышленность.
От способности строить несложные грузовые суда дедвейтом не более 3000 т к настоящему времени судостроительная отрасль Вьетнама освоила производство почти всех видов современных транспортных судов: сухогрузов, танкеров, судов для перевозки автомобилей и др.
Были построены для вьетнамских и иностранных заказчиков по различным проектам:
- балкеры дедвейтом до 82 000 т;
- контейнеровозы вместимостью до 1800 TEU;
- суда для перевозки сжиженного газа (этилена) вместимостью до 4500 куб. м;
- суда для перевозки автомобилей вместимостью до 4900 машин;
- танкеры для перевозки нефтепродуктов и химикатов дедвейтом до 13 500 т;
- плавучие склады нефти вместимостью до 150 000 т;
- буксиры мощностью до 7000 кВт;
- земснаряды производительностью до 2800 куб. м в час;
- поисково-спасательные суда;
- морские и речные баржи;
- пассажирские суда с корпусами из композитных материалов и стали вместимостью до 200 человек;
- специальные суда технического флота;
- спасательные и медицинские катера скорой помощи и др.
В числе иностранных заказчиков судов можно упомянуть Graig Investment Ltd (Великобритания), Ray Shipping (Израиль), Hoegh Autoliners (Норвегия), Clipper (Дания) и известные судоходные компании из Японии и Южной Кореи.
Сегодня в стране имеется около 150 верфей, из них около 20 – это крупные предприятия, которые способны строить технически сложные и большие суда и работать на экспорт Более 80% рынка контролирует Судостроительная промышленная корпорация (SBIC), куда входят восемь заводов, ряд предприятий-производителей судового оборудования, КБ.
Еще в стране пять верфей со 100% иностранной собственностью, как правило, это филиалы или региональные заводы крупных азиатских или европейские холдингов. Плюс в начале XXI века в стране были образованы совместные предприятия с иностранными компаниями, в том числе с Damen, Hyundai, Keppel.
Гособоронзаказа в объеме работ крупных верфей не так много (либо он не афишируется в открытых источниках). Но даже заточенные на строительство и обслуживание кораблей ВМС страны предприятия занимаются серийным строительством коммерческих судов, сотрудничают с иностранными компаниями вроде Damen, работают на иностранных заказчиков.
Рассмотрим наиболее крупные судостроительные предприятия Вьетнама и покажем на их примере, почему вьетнамскому судостроению сулят перспективное будущее.
Long shipbuilding Co. Ltd. (входит в SBIC)
Верфь Long shipbuilding Co. Ltd. была основана в 1971 году при поддержке правительства Польши. С учетом недавно проведенной модернизации, верфь способна строить суда дедвейтом до 80 000 т.
В активе компании два стапеля габаритами 240x48 метров и 250x36 метров, две достроечные набережные общей длиной 357 метров, сухой док габаритами 352x48 метров. Максимальная грузоподъемность козловых кранов на стапелях 400 и 300 т соответственно. На предприятии трудятся 5500 человек.
Верфь серийно занимается строительством сухогрузов дедвейтом 53 тыс. т, контейнеровозов на 1800 TEUs, небольших танкеров дедвейтом 3500 т. Сотрудничает верфь и с Damen. По голландским проектам на верфи строятся буксиры, плавкраны. По профилю предприятие схоже с нижегородским заводом "Красное Сормово". Для наглядного сравнения, у отечественного лидера по строительству сухогрузов в год две достроечные набережные общей длиной 300 м, а на предприятии работает, по данным на 2017 год, около 3600 человек.
Pha Rung shipbuilding Co. Ltd (входит в
SBIC)
Верфь Pha Rung shipbuilding расположена в провинции Хайфон. Предприятие было основано в 1983 году при технической поддержке правительства Финляндии.
Сейчас в активе предприятия сухой док габаритами 156 х 25 м, плавдок — 115 х 32 м, плюс слип габаритами 270 x 32 метра. Всего на предприятии три достроечных набережных длинами 230, 200 и 150 метров. Максимальная грузоподъемность портального крана на слипе – 200 т. На предприятии трудятся около 950 человек.
Серийно предприятие выпускает танкера и химовозы дедвейтом 6500 т и 13000 т, балкеры дедвейтом 34 тыс. т, накатные самоходные баржи.
Bach Dang Shipbuilding Co. Ltd (входит в
SBIC)
Верфь Bach Dang Shipbuilding Co. Ltd., расположенная в провинции Хайфон, одна из возрастных в стране. Основана она была в 1964 году. Предприятие может строить суда водоизмещением до 50 000 т.
На верфи есть стапель габаритами 174 х 28 м, поперечный стапель — 102 х 61 м, сухой док — 186 х 34 м и плавдок грузоподъемностью 4500 т Максимальная грузоподъемность портальных кранов на слипе 2 х 120 т и 2 x 80 т. Общая площадь предприятия 26 га, а трудятся на нем около 1700 сотрудников.
Серийно верфь Bach Dang строит сухогрузы дедвейтом 22 500 т, контейнеровозы до 1700 TEUs, танкеры дедвейтом 13500 т под разные грузы.
Song Cam shipbuilding JSC (входит в SBIC)
Верфь Song Cam shipbuilding JSC, расположенная в провинции Хайфон, была основана в 1959 году. Сейчас завод – совместное предприятие с Damen. Верфь расположена на участке площадью 43 гектара. Внутри голландского гиганта Song Cam – предпочтительное место для строительства буксиров мощностью до 7 тыс. л.с, рабочих и разъездных судов длиной до 60 метров.
В основном верфь, на которой трудятся около 750 сотрудников, занимается выпуском насыщенных корпусов и способна строить до 40 единиц буксиров в год. Однако Damen планирует увеличить эту цифру до 80 готовых корпусов.
На предприятии один из самых оснащенных крытых эллингов во Вьетнаме. Помещение 120 х 85 метров разделено на 4 пролета. Каждый из них оснащен 25-тыми козловыми кранами. Для достройки используются 2 плавучих причала по 80 м каждый. Верфь Song Cam shipbuilding JSC похожа на Ленинградский судостроительный завод "Пелла", причем не только профилем, но и сотрудничеством с компанией Damen. Важно заметить, что "Пелла" тоже имеет один из самых оснащенных крытых эллингов, правда, в России. В сравнении с вьетнамской верфью, "Пелла" имеет около 2 тыс. сотрудников, а сдает от 8 до 10 буксиров в год.
Для спуска и подъема судов на верфи Song Cam shipbuilding JSC используется синхролифт Rolls-Royce, который может работать с судами длиной до 60 м. Плюс у компании в распоряжении есть три слипа габаритами 70 х 30 м, 120 х 20 м, 194 х 30 м и два сухих дока 97 х 23 м и 100 х 22 м.
Thinh Long Shipbuilding Co. Ltd (входит в SBIC)
Верфь Thinh Long Shipbuilding была основана в 2006 году и рассчитана на строительство судов дедвейтом до 20 000 т.
Верфь занимается производством грузовых и рыболовных судов, патрульных катеров, в том числе из алюминия, судов техфлота. Отдельное направление верфи – судоремонт
В активе завода два стапеля 194 х 27 м и 226,5 х 27 м, две достроечные набережные длиной 233 и 180 м. На стапелях смонтирован козловой кран грузоподъемностью 200 т и 100 т соответственно.
Cam Ranh Shipbuilding Co. Ltd (входит в SBIC)
Компания Cam Ranh Shipbuilding Co. Ltd. была основана в 1985 году. Эта верфь способна строить суда дедвейтом до 50 000 т, но в скором времени верфь должна завершить вторую стадию модернизации и увеличить дедвейт судов до 70 тыс. т.
Пока в активе верфи стапель габаритами 320 x 48 м. Максимальная грузоподъемность козлового крана на стапеле 200 т.
Серийно верфь строит сухогрузы дедвейтом 13000 т, 20000 т, 22500 т, контейнеровозы вместимостью 250 TEUs.
Помимо судостроения эта верфь занимается ремонтом судов.
Saigon Shipbuilding Industry Co., Ltd (SSIC) (входит в SBIC)
Сайгонская верфь Saigon Shipbuilding Industry Co., Ltd (SSIC) была основана в 1991 году, может строить суда дедвейтом до 65 тыс. т. В активе предприятия сухой док габаритами 180 х 30 м и слип 182 х 24 метра. Максимальная грузоподъемность козлового крана на слипе 200 т.
Предприятие серийно строит сухогрузы дедвейтом 6500 и 11000 т, речные многофункциональные грузовые суда дедвейтом 2900 т, танкеры дедвейтом 1700 т, пассажирские суда.
Saigon Shipbuilding and Marine Industry Co., Ltd (входит в SBIC)
Верфь Saigon Shipmarine была основана в 1977 году. Сейчас предприятие может строить дедвейтом до 10 000 т и ремонтировать до 30 000 т соответственно.
Верфь оснащена двумя плавдоками грузоподъемностью 8500 т (148,8 х 29 метра) и 6000 т (136 х 22,5 м), длина достроечной набережной 143 м.
Плюс на предприятии есть поперечный слип для спуска судов максимальными габаритами 143х69 метров. Предприятие способно обрабатывать до 40.000 т металла в год.
Серийно верфь выпускает грузовые суда дедвейтом 6800 т, небольшие газовозы, пассажирские суда, оффшорные суда и суда-якорезаводчики.
Hyundai – Vinashin shipyard
Верфь Hyundai – Vinashin shipyard, как совместное корейско-вьетнамское предприятие, была образована в 1999 году и изначально специализировалась на судоремонте.
Судостроением начала заниматься с 2008 года, и с того времени построила более 50 крупнотажных судов.
Сейчас в активе предприятия два плавдока габаритами 260х45 метров и 360х65 метров, пять достроечных набережных длинами 500, 500, 250, 150 и 100 метров. Максимальная грузоподъемность кранов на набережной №3 и №4 150 т, на №1 и №2 30 и 20 т соответственно. К примеру, у "Северной верфи", которая имеет тоже два плавдока, правда, меньших габаритов (150 х 29 метров и 140 метров соответственно) чем у верфи Hyundai – Vinashin shipyard, общая длина достроечных набережных составляет 870 метров.
Song Thu shipyard
Верфь Song Thu shipyard основана была в 1976 году по решению Главного командования ВМС страны для технического обеспечения и ремонта кораблей ВМС страны.
Сейчас верфь продолжает программу ремонта военных кораблей и обслуживания объектов предприятия "SOVIETPETRO". Также по сотрудничеству с Damen верфь выпускает целую линейку азимутальных буксиров.
Кстати, земснаряд Росморпорта "Северная Двина" проекта TSHD2000 от Damen, что вступил в строй в 2016 году, тоже постройки этой верфи.
Площадь предприятия 10 гектаров. Сейчас на верфи Song Thu трудятся свыше 1600 человек. Для спуска судов используется синхролифт RollsRoyce грузоподъемностью 1600 т.
PIRIOU VIETNAM (South East Asia Shipyard)
Верфь PIRIOU VIETNAM была основана во Вьетнаме в конце 2006 года французским предприятием PIRIOU GROUP.
Сейчас PIRIOU VIETNAM строит среднетажные рыболовные и служебные суда со стальными или алюминиевыми корпусами длиной до 120 метров. Начиная с 2007 года, эта верфь построила более 40 алюминиевых судов, в том числе 12 единиц 53-метровых скоростных спасательных катеров и катамаранов для обслуживания ветряных электростанций.
Сейчас на верфи PIRIOU VIETNAM работает более 550 человек. Общая площадь верфи 10,6 Га. Габариты сухого дока составляет 120 х 21 м. Сам док оборудован 240-тонным козловым краном. Дополнительно на верфи есть синхролифт грузоподъемностью 6 000 т и длиной 120 м. Длина достроечной набережной около 200 м плюс еще одна дополнительная стенка для швартовки и испытания судов длиной 200 м.
TRIYARDS Holdings Limited
Компания TRIYARDS (головная структура зарегистрирована в Сингапуре) изначально занималась исключительно оффшорными профилем. Затем появились и иные направления.
Во Вьетнаме у группы компаний три верфи. TRIYARDS Vung Tau - общая площадь верфи 13,4 Га, максимальные габариты выводных путей 175 х 52 метра.
TRIYARDS Ho Chi Minh City – площадью 10 га, крытый эллинг, максимальные габариты выводных путей 141 х 61 метр.
TRIYARDS Strategic Marine Vungtau - общая площадь верфи 11,5 га, крытый эллинг, 3 стапеля габаритами №1 137 x 17 м, № 2 177 x 17 м и № 3 141 x 50 м. Достроечная набережная длиной 90 метров.
Vuot Song Shipyard Maritime
Верфь Vuot Song была основана в 2000 году. За 18 лет работы предприятие сдало 178 новых судов. Сейчас завод работает в кооперации с верфью Bason Corporation Cai Mep.
Предприятие располагается на площади в более 95 га. В активе верфи есть два сухих дока, которые позволяют спускать суда дедвейтом до 8500 т, 2 крана г/п 120 т плюс и 11 мобильных кранов грузоподъемностью 25 т каждый.
Серийная продукция верфи – это небольшие рыболовные суда от 15 до 24 метров, самоходные и несамоходные баржи, азимутальные буксиры (самый большой в линейке верфи 34 метра), яхты, паромы, пассажирские и даже круизные суда длиной до 51 метра.
Lilama Company Limited (LISEMCO shipyard)
Lilama Company Limited и верфь в Хайфоне — LISEMCO, известна прежде всего, как поставщик оборудования и металлоконструкций для промышленных предприятий. В 1992 году фирма объединилась с верфью Kien An и организовала новое производство судов и кораблей.
Общая площадь предприятия – 12 га, из них под нужды судостроения задействовано 4 га. На предприятии есть сухой док габаритами 140 х 25 м. Годовой объем переработки металла под нужды судостроения — 30 000 т. В среднем верфь в год строит и ремонтирует 10 судов. На предприятии трудятся более 2200 человек.
Серийно верфь строит универсальные сухогрузы дедвейтом 3300 т, суда технического проекта, в том числе буксиры по проекту Damen.
Vungtau Shipbuilding & Oil Gas Services JSC
Верфь Vungtau Shipbuilding yard была основана в 1995 году и изначально была госкомпанией. После начала сотрудничества с корейской верфью с Dongil Shipyard верфь была акционирована и сейчас это коммерческое предприятие.
Сейчас в активе верфи сухой док габаритами 115 х 20 и слип для подъема судов максимальным весом 300 т, достроечная набережная длиной 110 метров. Верфь серийно производит сухогрузы дедвейтом 3000 т и 8000 т, занимается судоремонтом.
PETROVIETNAM Shipyard
Верфь основана в 2007 году Вьетнамской национальной нефтегазовой группой (PETROVIETNAM), Банком инвестиций и развития Вьетнама (BIDV), Вьетнамской машиностроительной корпорацией (LILAMA) и Корпорацией судостроительной промышленности (SBIC). Завод PV Shipyard сейчас – ведущий подрядчик по строительству, переоборудованию и ремонту морских буровых установок.
Верфь располагается на площади в 40 га. Длина достроечной набережной — 156 метров, глубины у набережной — 30 метров, гарантированные глубины в акватории 11 метров.
Ba Son shipyard
Верфь Ba Son – одна из самых старых во Вьетнаме. Историю ведет с 1861 года. Сейчас площадь верфи 22 га. Длина причальной стенки составляет более 1 км. В активе предприятия два плавучих дока грузоподъемностью 8500 т и 2000 т соответственно, максимальная длина принимаемых судов 120 метров. Общий штат завода — 2200 человек.
Именно на этой верфи строятся по лицензии ракетные катера проекта 1241.8 типа "Молния" совместно с СЗ "Вымпел". Из гражданской продукции можно выделить балкеры дедвейтом 6800 т, небольшие рыболовные суда.
Nam Trieu shipyard
Верфь Nam Trieu shipyard специализируется на строительстве сухогрузных судов дедвейтом до 70 тыс. т, плавучих установок для добычи и хранения и отгрузки нефти дедвейтом до 150 тыс. т, танкеров дедвейтом до 15 тыс. т, контейнеровозов вместимостью до 700 TEU, судов специального назначения, сторожевых катеров, барж различной конструкции.
В распоряжении верфи три наклонных стапеля для строительства судов дедвейтом до 20 тыс. т (габариты 210 x 28 м), дедвейтом до 50 тыс т (габариты 310 x 46 м) и для ремонта судов дедвейтом до 70 тыс. т (330 x 48 м).
Ben Kien shipyard
Верфь Ben Kien специализируется на строительстве сухогрузных судов дедвейтом до 10 тыс. т, танкеров до 3500 т, специальных судов, патрульных катеров, барж грузоподъемностью до 8500 т, судов техфлота, рыболовных и пассажирских судов и тд.
Dung Quat Shipbuilding Industry Ltd.
ВерфьDung Quat Shipbuilding Industry Ltd. (DQS) была основана в феврале 2006 года. Сейчас в активе верфи два сухих дока габаритами 380 х 85 м и 510 х 110 м. Соответственно максимальная грузоподъемность кранов на первом доке 350 т, на втором – 700 т.
На верфи строились такие объекты, как самоподъемная буровая установка "Мурманская", целый ряд буровых платформ для компании "SOVIETPETRO", плавучее хранилище нефти дедвейтом 150 тыс. т, танкеры и суда снабжения для "SOVIETPETRO".
За немногим более 40 лет Вьетнам практически с нуля организовал собственное судостроительное производство. Пусть и не без помощи социалистического лагеря, а после азиатских государств, прежде всего Китая и Кореи. В стране появились технологии, специалисты, организовалось собственное производство оборудования и комплектующих.
До 2020 года вьетнамская промышленность поставила цель строить более капиталоемкие и сложные суда, в конечном счете уйти от простых балкеров и танкеров.
И по последним реализованным проектам эта программа выполняется, пусть и в аспекте строительства судов для разработки шельфа. И наверняка Вьетнам еще не сказал своего последнего слова в судостроении.
Материалы по теме:
ССК "Звезда" сегодня. Как развивается завод, где будут строить морских гигантов (статья об ССК "Звезда" как наглядный пример развития отечественного судостроения
"Россия навсегда в моем сердце!" (статья о том, как вьетнамские студенты получают образование в России)