2020 год оказался крайне неблагополучным с точки зрения морского пиратства: число инцидентов по всему миру выросло более чем на 20% по сравнению с предыдущим годом, а в Западной Африке было зарегистрировано рекордное количество нападений с начала 1990-х годов.
Фото: Российский профессиональный союз моряков |
Однако рост атак на торговые суда был зафиксирован не только в Гвинейском заливе, но и в Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америке. В 2020 году резко увеличилось число похищений людей, а количество высадок преступников на борт движущихся судов достигло самого высокого показателя за последние пять лет. Часто угрозу морского пиратства недооценивают, а его связи с отрицательными последствиями пандемии для экономики уделяется недостаточно внимания. И напрасно, поскольку за предыдущими финансовыми кризисами всегда следовал значительный рост морской преступности. Пандемия COVID-19, по всей видимости, способствует созданию аналогичных условий, которые вызывают рост нападений на суда.
Экономические последствия пандемии COVID-19 не менее разрушительны, среди них – сокращение рабочих мест, отрицательные темпы роста экономики и увеличение числа малоимущих. Так, в 2020 году, по оценкам Всемирного банка, еще 150 миллионов человек оказались за чертой бедности.
Многие из стран, испытывающих проблемы с пиратством, особенно остро ощутили отрицательные экономические последствия пандемии. Международный валютный фонд ожидает серьезного роста безработицы в Индонезии, Уругвае, Бразилии, Мексике и на Филиппинах. Мрачные прогнозы были сделаны для многих стран Западной Африки. Тем не менее в некоторых государствах, например, Китае, МВФ ожидает восстановления экономики в 2021 году. А вот те страны, в которых она была слабой и до пандемии, восстанавливаться будут дольше и тяжелее.
Экономические факторы по-прежнему имеют важное значение для понимания того, что толкает людей на преступления. Многочисленные исследования указывают, что отсутствие возможности законного заработка, особенно в местном рыболовном секторе, является фактором, который заставляет население заниматься пиратством и грабежами. Пандемия коронавируса при этом сильно ударила по мировой рыбной отрасли. Усилия по смягчению последствий COVID-19 привели к снижению индекса цен на рыболовную продукцию, а также к ожидаемым в будущем сокращениям поставок, производства, потребления и доходов от торговли. Ограничения, принятые в связи с пандемией, особенно сильно ударили по рабочим в развивающихся странах, поскольку во многих богатых государствах спрос на морепродукты упал.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что ситуация с пиратством в мире в этом году, вполне возможно, может ухудшиться, поэтому членам экипажей лучше неотступно следовать рекомендациям руководств "Лучшие практики по борьбе с пиратством", которые разработаны с учетом особенностей разных регионов. Однако самым важным залогом безопасности всегда остается бдительность и внимательное наблюдение за окружающей обстановкой.