Для нашей редакции судьба композитного катамарана проекта 23290 далеко не безразлична. Мы следили за его жизнью с первых дней: от создания проекта до строительства, неоднократно публиковали статьи о необычном судне, лично присутствовали на презентации катамарана. Мне же выпала удача посетить его первый коммерческий рейс от Санкт-Петербурга до Петергофа с пассажирами на борту.
Судьба пассажирского флота Северной столицы тоже важная тема. Поэтому я решил разобраться, готов ли город к подобным "Грифонам" и как себя чувствуют композитные катамараны, гостя в Санкт-Петербурге.
"Грифон" - судно-"эгоист"
О том, что одна из ведущих судоходных компаний города "Нева Тревел Компани" будет эксплуатировать на линии Санкт-Петербург — Петергоф новый композитный катамаран, стало известно еще в июле 2018 года. Тогда коллеги по цеху назвали мужественным решение фирмы стать оператором судна.
Мы встречались с исполнительным директором "Нева Тревел Компани" Юрием Набатовым перед подготовкой "Грифона" к его первой пробной навигации, которая продлилась всего-навсего 22 дня. Он был воодушевлен грядущими событиями, хотя откровенно не знал, какой результат получит компания, запуская катамаран на линию. Собственно, разговор получился довольно интересным, но абстрактным — говорить особо было не о чем, равно как и невозможно было спрогнозировать итоги еще не состоявшейся навигации. Тогда я понял одно: "Нева Тревел Компани" среди других петербургских судовладельцев отличается своим энтузиазмом и, если можно так выразиться, толикой авантюризма. Компания регулярно участвует в городских проектах "на воде", помогает в организации всеми любимых "Алых парусов", сотрудничает с амбициозными и молодыми деятелями, которые развивают различные креативные пространства культурной столицы России. И кто, если не "Нева Тревел Компани", взялся бы за эксплуатацию "Грифона"?
"Приходите после навигации — будет что обсудить, сейчас пока рано делать какие-либо выводы", — сказал нам тогда Юрий Набатов. Ну, мы и пришли. Разумеется, центральной темой встречи был именно "Грифон" и итоги его эксплуатации, но и рынок городских пассажирских перевозок не могли не обсудить.
— Юрий Андреевич, расскажите, что сейчас происходит с рынком скоростных пассажирских перевозок и флотом в Санкт-Петербурге? "Фонтанки" и "Москвы" не берем, здесь все более-менее понятно и стабильно.
— Рынок скоростных пассажирских перевозок специфичный. В основном, в нем используются "Метеоры", которые сейчас активно эксплуатируются. Стоимость одного такого СПК в нормальном рабочем состоянии на рынке – порядка 12-15 млн рублей. Его можно купить и за шесть-восемь миллионов, восстановить и эксплуатировать. Их срок окупаемости составляет около пяти-семи лет. Конечно, будут основные большие затраты на обслуживание и ремонт двигателей, в остальном — "Метеоры" в нормальном состоянии. Алюминиевые корпуса довольно хорошо сохранились и при регулярном уходе (а компании Санкт-Петербурга заботятся о своих судах) они прослужат еще много лет. Косметику салона фирмы обновляют. Электро- и радионавигационное оборудование также планово освежают. Однако на двигатели за эти пять лет в среднем еще уходит порядка пяти-восьми млн рублей. Вместе с ними, плюс капитальные вложения, стоимость судна выходит около 20 млн. Это за 5 лет прямых капитальных затрат. Без учета топлива, отстоя и зарплаты.
Судно при работе на линии из центра города с учетом затрат на стоимость подхода в Петергофе, портовые сборы, и аренды может за хороший сезон приносить около двух-трех млн рублей.
Сейчас все говорят, что "Метеоры" устарели, их нельзя эксплуатировать, весь пассажирский флот требуется обновлять.
Дальше все предлагают, что могут. Условно говорим про СПК и катамараны – это более-менее живые проекты. Стоимость новой "Кометы" начинается от 450 млн рублей, есть идеи по производству новых "Метеоров" со стоимость порядка 350-400 млн. Новый скоростной катамаран, как "Грифон", оценивается в 250-300 млн рублей. Говоря прямо, идеологически катамаран на сегодняшний день это новая фишка, уникальная вещь. Но тем не менее, мы не только работаем за идею, но и считаем рентабельность бизнеса. Уже много лет судовладельцы, эксплуатирующие скоростной флот в Санкт-Петербурге, на всех профильных совещаниях говорят одно и то же: нам без разницы, сколько будет стоить новое судно, 500, 400, 300 или 200 млн рублей. Даже за 200 млн, с учетом любых, самых выгодных условий рассрочки, это судно никогда не окупится на коммерческой линии в Санкт-Петербурге.
Позиция Ассоциации судовладельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга следующая: у нас не социальные, а на 90% туристические перевозки. Мы считаем, что город не должен субсидировать сами перевозки туристов, а лучше своевременно помогать оказывать эти услуги, помогать развитию инфраструктуры.
Выходит достаточно тупиковая ситуация: судоходные компании никогда не окупят вложения в новые суда. "Метеоры" на имеющихся двигателях просуществуют восемь-десять лет. Полноценная замена двигателя встанет в 40 млн рублей. Это все же инвестиции в старые суда, которые не окупятся. Нет никакого смысла работать 10 лет на эти двигатели, без гарантий, что за это время не придумают очередной циркуляр о запрете эксплуатации флота "старше скольких-то лет".
Мы издавна несем идею: не надо субсидировать перевозки туристов, выплачивая дотации судоходным компаниям. Помогайте судостроительным предприятиям в России, чтобы они могли построить современное судно и продать его по той стоимости, которую в том или ином виде смогут отбить компании при грамотной эксплуатации.
Мы неоднократно встречались с лизинговыми компаниями, такими как "ГТЛК", "Гознак-Лизинг", "Газпромбанк-Лизинг". Они имеют разные схемы лизинга и господдержку с низкой процентной ставкой. Предоставляют деньги на 15 лет под 2,5-4% годовых. Если нам удастся использовать эту программу с низкой процентной ставкой на 15 лет, то это будет реально интересный проект, который подходит для Санкт-Петербурга. И мы как судоходная компания будем готовы рассматривать строительство судов пассажировместимостью 120-150 человек стоимостью не более 100 млн рублей. При этом деньги берем в долгосрочный лизинг, и первые 3-5 лет судно фактически будет работать в убыток.
Здесь не идет разговор о любви или неприязни к какому-то судну или виду флота. Мы понимаем, что рано или поздно флот в Санкт-Петербурге все-таки должен обновиться. На какие типы судов — не принципиально важно. Главное, чтобы новые суда отвечали эксплуатационным требованиям судоходных компаний города, и были представлены понятные условия приобретения.
В конце этой навигации мы осуществляли тестовую эксплуатацию построенного на Средне-Невском судостроительном заводе композитного катамарана "Грифон". В целом теплоход хорошо показал себя. Он выигрывает у "Метеоров" по мореходности и комфорту. Когда наши СПК стояли из-за погодных условий, "Грифон" носился туда-сюда без потери скорости. Это один из самых больших плюсов катамарана – его всепогодность.
— Я был на "Грифоне" на первом коммерческом рейсе. Тогда погода благоволила, все прошло очень хорошо. Шли плавно, тихо, ничего совершенно не беспокоило. И на обратном пути я поговорил с семейной парой, которые шли на "Метеоре" в Петергоф, а обратно уже на катамаране. Им все понравилось. Однако после доходили разговоры о том, что пассажиры негативно отзываются о работе "Грифоне". Что не понравилось пассажирам? И были ли вообще такие отзывы?
— Уверяю, что недовольных не было. Это больше похоже на спекуляции. За все время эксплуатации мы перевезли более 4000 пассажиров. Встречались люди, которые говорили, что хотят пойти на "Метеорах", потому что планировали именно на них, как на устоявшейся визитной карточке Санкт-Петербурга.
— Напомните, пожалуйста, период эксплуатации.
— Фактически мы эксплуатировали его с 8 по 30 сентября.
— После эксплуатации что скажете, "Грифон" — жизнеспособный проект для Петербурга?
— Главный его недостаток – это надводный габарит. Конечно, хорошо, что катамаран мореходнее "Метеора" и может работать в плохие погодные условия в заливе. Однако замечу: в Санкт-Петербурге плохая погода – значит поднялся сильный ветер, зачастую именно западный. Это влияет на уровень воды — он поднимается. При подъеме уровня воды выше 60 см, а так бывает чаще всего, "Грифону" не пройти под Тучковым и Благовещенским мостами. И обратно из залива не вернуться в центральную акваторию города. В таких случаях мы высаживали людей на набережной Макарова, и дальше на других теплоходах, перевозили их в центр Петербурга. Осенью такой формат еще сработает. А в высокий сезон – это утопия.
Композитный катамаран "Грифон" отправился в свой первый коммерческий рейс / "Средне-Невский судостроительный завод" |
— Где "Грифон" сейчас?
— Он на Средне-Невском судостроительном заводе. Судно является его собственностью. Мы эксплуатировали его по договору. Однако без внесения определенных изменений мы не сможем полноценно использовать его в следующем сезоне. К примеру, прежде всего как раз необходимо уменьшить надводный габарит, то есть перенести мачты для прохождения низких мостов при высокой воде. Еще хотелось бы доработать надводную часть корпуса судна и швартовные устройства для возможности организации технологического взаимодействия с другими типовыми пассажирскими судами в городе.
— За время эксплуатации что-нибудь ломалось? Как вообще ремонтировать композитный катамаран?
— Как ремонтировать композитное судно, мы пока не знаем. К счастью, за время работы ничего не ломалось. Средне-Невский судостроительный завод рисует графики, что срок службы такого судна более 30 лет, анализирует ремонты стального, алюминиевого и композитного судов. И в теории композит гораздо перспективнее. Но никто не знает, что будет с "Грифоном" через 10 лет. Даже сам завод. А нам, повторюсь, главное, чтобы судно стабильно работало и цена за новое была приемлема.
— Вы говорили о стоимости ниже 100 млн рублей. То есть выше — уже нереальная сумма?
— В рамках работы на коммерческих линиях в Санкт-Петербурге, к сожалению, нереальная. Более того, говорят, что в случае серийности можно снизить стоимость нового катамарана с 250 до 220 млн. Но это мало меняет картину. Да, сумма существенно снижается, но мы все равно не потянем.
— Выходит, если бы вам предоставили "Грифона" по стоимости ниже 100 млн рублей, вы бы его приобрели?
— Если бы нам предложили катамаран за 60-80 миллионов, то мы бы его приобрели. Причем для нас неважно — алюминиевый или композитный катамаран. Главное, чтобы он отвечал нашим требованиям для работы в Петербурге.
— Понятно, что корпус не так важен. Просто сегодня тему композитов активно обсуждают даже ленивые. Это действительно интересно. И то, что катамараны развиты в Европе.
— Катамараны действительно очень развиты не только в Европе, но и во всем мире. В последнее время я очень углубился в изучение этого вопроса. Но в скоростном пассажирском судостроении на сегодняшний день все же, наверное, более 90% алюминиевых, а не композитных судов. Это прежде всего связано с более высокой стоимостью композитного теплохода на этапе строительства. Хотя, безусловно, идеально гладкие борта композитного судна положительно влияют как на его скоростные, так и на эстетические показатели.
Что касается самого "Грифона", то самый главный минус связан не с высотой надстройки, а с его волнообразованием — оно слишком высокое. Во всем мире этой проблеме уделялось внимание много лет, и богатый опыт профильных проектантов позволил значительно уменьшить волнообразование на современных катамаранах. А у нас за последние 30 лет были только теоретические расчеты и в лучшем случае испытания моделей. Поэтому в части уменьшения волнообразования очевидно, что мы значительно отстаем.
Сейчас на линии ходил один "Грифон" с ответственным капитаном, не допускающим волнообразования в городе и при расхождении с другими судами. А что будет, если будут работать пять-восемь штук? С такой волной беды не избежать. Не буду выдавать подробности и технологии, но работа по этому процессу на "Грифоне" является один из самых сложных этапов зимних доработок судна. Завод произведет доработки, и в следующем году продолжится опытная эксплуатация катамарана уже на измененной модели.
— Если все сложится, то какой срок будете эксплуатировать "Грифона" в следующем году?
— Логично брать судно на весь сезон. Сейчас мы возили на нем пассажиров, продавали билеты и формально какие-то деньги заработали. Но мы поставили свой "Метеор" на прикол и ввели в работу катамаран. Помимо плохих дней, когда был шторм и "Метеоры" стояли, мы могли этих пассажиров перевезти на своих судах, которые в собственности. А сколько сил и средств потратили на то, чтобы подготовить и ввести катамаран в эксплуатацию, получить лицензию и прочие вопросы – отдельная история. Поэтому "Грифон" в рамках навигации 2018 года, да и, во многом, 2019-го – это не экономический проект, а именно стратегический: понять возможность эксплуатации подобного типа судов в Санкт-Петербурге.
— Что скажете про расход топлива?
— Вопрос по топливу пока рано обсуждать. В среднем расход топлива по результату эксплуатации у "Грифона" получился чуть выше чем у "Метеоров". Но за такой маленький период сложно делать обоснованные выводы. Нам при работе флота важен не расход двигателя на скорости 25 узлов, нам важен средний показатель при работе на линии.
— Есть ли какие-то проблемы со швартовкой? Все-таки это не привычные СПК, с которыми уже не один год работаете.
— Габаритная ширина "Грифона" – 9,8 метра. "Метеоров" – 9,5 м. Длина катамарана — 28 м, а у СПК – 34 м. Выходит, он гораздо компактнее "Метеора". Однако проблема есть — в отсутствии сквозного прохода через "Грифона". Это то самое технологическое взаимодействие с другими типовыми пассажирскими судами, о котором я говорил ранее. Если у причала стоит "Метеор", к нему может подойти другой СПК и сквозь судно посадить пассажиров. "Грифон" – это судно-"эгоист". Он не может ни к кому подойти из-за специфики швартовых устройств и калиток и у него нет сквозных проходов. Это очень важный момент. Сейчас понятно, что конкретно в "Грифоне" уже не изменить. Но если на базе этого катамарана будут проектироваться следующие суда, то необходимо отрабатывать эргономику.
— Я так понимаю, что "Грифон" неприхотлив к погоде. Проверяли ли работу судна на больших волнах, которые не под силу "Метеорам"?
— Да, мы с командой специально экспериментировали, поставили в рубку экшн-камеру, чтобы могла снимать ход катамарана в плохую погоду. "Метеор" вполне комфортно может возить пассажиров при высоте волны до 1,2 м. Больше — уже не сможет. "Грифон" же абсолютно спокойно работает на волнах около двух метров и скорости ветра больше 12 м/с, при этом сохраняя скорость на уровне 47 км/ч.
— Что происходило в салоне в это время?
— Катамаран шел нормально, критических качки и волнения не ощущалось. Для пассажиров рейс продолжал оставаться комфортным. Разве что перемещаться по салону приходилось, немного придерживаясь за сидения. Хотя еще в 2015 году, когда я впервые на СНСЗ увидел корпус "Грифона", я предположил, что будет судно будет биться носовой частью об волны. При целенаправленном выходе на ходовые испытания при неблагоприятных погодных условиях мы на попутной волне заставили "Грифона" удариться носом об волну. Безусловно, подобный проделанный эксперимент — это провокация, любой грамотный капитан без проблем бы избежал такой встречи с волной. Мы проводили испытания с участием представителей завода и сотрудников Крыловского ГНЦ. Нам необходимо было понять негативное влияние таких случаев и как ведет себя катамаран. В итоге "Грифон" продемонстрировал себя более чем достойно.
— За время эксплуатации вы наверняка проводили сравнительный анализ характеристик СПК и катамарана проекта 23290. Расскажите, пожалуйста, про скорости, комфортную пассажировместимость, акустику и т.д.?
— Скажем так, касательно прямых коммерческих доходов — разницы между "Грифоном" и "Метеором" мы не выявили. Стоял на приколе СПК, работал катамаран. Поменять их местами — будет примерно такая же выручка. Комфортная пассажировместимость у "Грифона" выше — 136 человек против 118-123 человека у "Метеора. По коммерческим эксплуатационным показателям максимальная скорость "Грифона" составляет 49 км/ч против 55 км/ч у "Метеора". Средняя скорость при работе на линии у катамарана тоже уступила СПК — 38 км/ч на 42 км/ч. Хочется заметить, что подобные показатели наша компания считает приблизительным, потому что замеры на "Грифоне" производились в низкий сезон с меньшим количеством коммерческих рейсов и большим количеством порожних перегонов. Низкая средняя скорость катамарана обусловлена его сильным волнообразованием, в итоге судно выходит на эксплуатационную скорость 47 км/ч не в черте города, а уже на фарватере в Финском заливе. Что касается акустики, то акустический комфорт у "Грифона" выше, чем у СПК. В остальном судно соответствует заявленным заводом характеристикам.
Заинтересованность есть
Сейчас катамаран "Грифон" вернулся домой — на Средне-Невский судостроительный завод. Мы уже сказали, что его ждет доработка по надстройке и другим замечаниям, выявленным после месячной эксплуатации. В целом, позиция завода-строителя понятна — судно хорошее, оно пригодно для города, а подправить минимальные недочеты — нет проблем, к следующему году успеют.
Интересно другое — удачный ли был эксперимент или на этом следует остановиться? А также нас волнует дальнейшая судьба этого проекта, потому что мы прекрасно понимаем — пассажирский флот требуется обновлять. Особенно в Петербурге — городе, к чьему облику необходимо относиться с особым трепетом. На что это делать — пока совершенно неясно. Как сказал Юрий Набатов, "все предлагают, что могут". Главным игроком все же является ЦКБ по СПК им. Алексеева, предложившее "Комету 120М" и "Валдай", жизнеспособность которого в Северной Венеции стоит под большим вопросом, а также анонсировавшее разработку новых "Метеоров", что уже звучит гораздо интереснее.
По итогу эксплуатации — собранные заводом и оператором отзывы пассажиров говорят о том, что людям "Грифон" пришелся по душе. Их привлекает как новизна катамарана, так и комфорт на судне. Были случаи, когда на причалах Государственного музея-заповедника "Петергоф" люди просили билеты именно на "Грифона", чтобы добраться обратно до города.
Согласно информации от СНСЗ, пассажирский катамаран заинтересовал нескольких туристических операторов Санкт-Петербурга. С одним из них сейчас ведутся переговоры о строительстве двух судов проекта. Свою заинтересованность выразили потенциальные заказчики из республики Крым. Помимо этого, продолжаются переговоры с заказчиками из Греции о строительстве серии судов проекта 23290 и его двухпалубной модификации – катамарана пассажировместимостью до 250 человек проекта 23291.
"Честно? Выбрал бы новый "Метеор"
Мнения владельца судоходной компании и завода-строителя, безусловно, интересны. Но, как ни крути, они все-таки смотрят на определенные параметры и оценивают другие показатели — рентабельность, окупаемость, отзывы пассажиров, заинтересованность в проекте других игроков на рынке. А вот капитан, который "приручил" "Грифона", знает иные тонкости работы на композитном катамаране.
Алексей Побокин, капитан СПК компании "Нева Тревел Компани", привык работать на "Метеорах". Сейчас как раз занят их судоремонтом после навигации. Именно он работал на "Грифоне", когда его поставили на линию.
Капитан с уверенностью говорит, что катамаран хороший, он точно имеет все шансы занять свою нишу на рынке скоростного флота в Санкт-Петербурге. "Грифон" полностью автоматизирован, оборудован по последнему слову техники. Причем без некоторых установок даже можно было бы обойтись.
Композитный катамаран "Грифон" отправился в свой первый коммерческий рейс / "Средне-Невский судостроительный завод" |
Однако на вопрос о том, на что пал бы выбор — работать на современном катамаране проекта 23290 или на новом "Метеоре", мы получили следующий ответ: "Если смотреть на выбор с точки зрения судовождения, то сел бы на "Метеор", потому что он приспособлен к подходам, отходам, для него в городе имеются оборудованные причалы. К "Грифону", наоборот, причалы не приспособлены. Катамаран тоже хорошо управляем, но все подходы и отходы производятся по камерам, так как обзор неважный — мертвая зона очень большая. Однако парусность "Грифона" довольно большая, особенно она чувствуется в Петергофе. Когда дует сильный ветер, судно тяжело оторвать от причала. Пассажировместимостью он примерно такой же, как и СПК. У катамарана один салон, у "Метеора" — три, там иначе все обустроено. В высокую воду, к примеру, при высоте 57 см "Грифон" не пролезает под мостами. "Метеор" же при 80-85 см проходит. Помимо этого, СПК выигрывает у катамарана в скорости. Путь от Санкт-Петербурга до Петергофа на "Метеоре" занимает 35 минут, на "Грифоне" — 45 минут".
Не секрет, что сегодня "Грифон" не адаптирован под городскую инфраструктуру — нет специализированных причалов. Да и с другим флотом катамаран не особо хорошо взаимодействует на Неве. Отсюда возникают вопросы об обыденных, рутинных делах — бункеровке, швартовке, отношении "коллег по цеху".
По словам Алексея Побокина, с бункеровкой нет никаких проблем. Равно как и изысканных методов бункеровки для этого не изобреталось — заправлялись так же, как и "Метеоры. На тех же заправках "Лукойла", "Роснефти". Что же касается взаимодействия с другими судами, то "Грифон" не может подойти вторым судном, потому что катамаран не приспособлен к этому по габаритам — может просто-напросто сломать борт. Однако "Грифон" даже на самом минимальном ходу создавал проблемы еще и для речных теплоходов типа "Фонтанка" и "Москва" — волнообразование мешало ходу судов.
Зато капитан "Грифона" отмечает превосходную мореходность катамарана: "Для меня нет разницы, из чего сделан корпус. Моя задача — рулить. Мы ходили на "Грифоне" во время шторма, испытывали его. Он волну держит, хорошо и спокойно идет, судно не шатает. "Метеор" бы при волне в два метра уже не пошел. Однако "Грифон" все же медленнее "Метеора", поэтому выходит, что судно совершает меньше рейсов. В тот момент, когда на СПК мы делали по пять рейсов в день, на катамаране физически такой отметки невозможно достичь. Разница между судами незаметна, когда мы говорим об одном рейсе, допустим, в одну сторону. Если же брать весь пассажиропоток, то становится ощутимо".
Помимо этого, Алексею понравилась "начинка" катамарана — в особенности двигатели марки MTU мощностью по 900 кВт каждый. В связи с этим нас волновала тема расхода топлива. По словам капитана, глобально, что "Метеор", что "Грифон" расходуют примерно одинаковое количество топлива — в районе 180 литров в час. Разница заключается в том, что СПК более зависим от загрузки. Это влияет на то, сколько "Метеор" "кушает". "Грифон" же более консервативен — вне зависимости от загрузки идет и расходует одинаково, на своих стандартных 26 узлах. Причем, как подчеркнул капитан катамарана, в салон не тянет никаких выхлопных газов.
Что же касается жилых помещений для экипажа, то на катамаране не предусмотрено никаких кают, плавсостав обедает и переодевается в капитанской рубке. На "Метеоре" есть две каюты – для капитана и плавсостава. Однако это не мешает комфортной работе судоводителя: "Если представить, что "Грифон" начал ходить не по линии Санкт-Петербург — Петергоф, которая занимает 45 минут в одну сторону, а в длинные — по шесть, восемь часов, то я бы спокойно отрабатывал и такие рейсы, потому что в рубке все удобно организовано".
Композитный катамаран "Грифон" отправился в свой первый коммерческий рейс / "Средне-Невский судостроительный завод" |
Известно, что все "Метеоры", которые сейчас курсируют между Петербургом и Петергофом, не имеют систем кондиционирования. И здесь "Грифон" преуспел — катамаран оборудован одним большим кондиционером, выведенным в салон судна. Как отмечает Алексей Побокин, оборудование достаточно хорошо работает: "Когда было холодно, мы его использовали. Достаточно хорошо прогревает салон. Правда, тогда в салоне становится душно. На "Грифоне" предусмотрена вентиляция, но ее нужно дорабатывать. В нынешних условиях пассажирам, сидящим по сторонам, холодно, а людям посередине — жарко. Нам приходится открывать двери в салон для поддержания комфортной температуры".
Все хорошо, но надо переделать
Подчеркнуть отдельной линией то, что сказал капитан "Грифона" Алексей Побокин, лишним не будет — катамаран действительно хороший и, возможно, может рассчитывать на свою собственную нишу в пассажирских перевозках. И даже допускаем, что судно в скором будущем будет украшать собой Неву и Финский залив. Тем более, на это есть предварительные договоренности между "Нева Тревел Компани" и заводом-строителем. Правда, о покупке "Грифона", что до выхода на линию, что после эксплуатации (даже с учетом того, что ничего не сломалось), пока рано говорить. Уже не вызывает вопросы оценочная стоимость судна в 300 млн рублей, а при выходе на серию — 220-250 млн. Цена вполне понятна — качественное импортное оборудование, композитный материал. Вспомните слова капитана, что "без некоторых установок можно было бы обойтись".
Однако сейчас ситуация складывается таким образом, что при самом оптимистичном сценарии наши судоходные компании не смогут приобрести новейшее судно по такой цене. И действительно, неважно — это "Грифон", либо новая "Комета", либо новейший "Метеор". Если стоимость будет находиться на этой планке, то разговоры об обновлении скоростного пассажирского флота Санкт-Петербурга останутся лишь разговорами, сопровождающимися разведением руками и пожиманием плечами.
Композитный катамаран "Грифон" отправился в свой первый коммерческий рейс / "Средне-Невский судостроительный завод" |
Новый композитный катамаран, безусловно, разбавил своим внешним видом привычную речную панораму города и явно понравился пассажирам. Работа судна на линии не была лишней — сформировались замечания для более благоприятной эксплуатации на реке. Может, это самообман, но с появлением "Грифона" на Неве потихоньку начал складываться пазл — как же все-таки может выглядеть пассажирский флот Петербурга в перспективе.
Хотя все равно не все концы с концами сошлись — от частного, как же все-таки ремонтировать композитные суда в случае аварии, до общего, каким образом этот пассажирский флот Петербурга обновлять.
"Грифон" вернулся домой, его будут дорабатывать. По нашим подсчетам, у корабелов СНСЗ осталось меньше полугода, чтобы побороться с системой вентиляции, надводным габаритом, волнообразованием, возможностью технологического взаимодействие с другими судами.
Материалы по теме:
Универсальность, экономичность и современные материалы – новый катамаран от СНСЗ (статья о катамаране)
Первый "полет" "Грифона" (фоторепортаж о первом рейсе катамарана проекта 23290 с пассажирами на борту)
"Грифон" с другого ракурса (статья о "начинке" "Грифона")
Анализ эксплуатационных характеристик катамарана проекта 23290 "Грифон" и СПК проекта 342Э "Метеор" (сравнительный анализ двух судов от Михаила Францева)