С тех пор, как мы начали собирать информацию в этой области, общий ответ на тяжелый вопрос: "Почему не хватает кадров?" – звучит обычно как: "Плохая подготовка будущих специалистов со школьной скамьи. Недостаточная популярность профессии. Нехватка профильных вузов".
Что сказать? На смену века популяризации труда, пришел век популяризации легких денег и звездной известности. Мальчишки и девчонки все чаще ориентируются на каких-нибудь намозоливших глаза музыкантов и третьесортных актеров, псевдозазывателей в яркую жизнь нежели на известных инженеров, деятелей искусства, композиторов, чей общий труд в целом, конечно же, куда сложнее для восприятия, чем простые, пусть даже и осмысленные пассажи.
Кто, например, знает известного в СССР Ростислава Алексеева, конструктора "летучих кораблей" (СПК – суда на подводных крыльях), главного конструктора Василия Неганова (ЦКБ-15, ныне ЦКБ "Айсберг"), под руководством которого спроектировали первый в мире атомный ледокол "Ленин"? А наших современников: академика Пешехонова (за ним заслуги в высокоточной навигации, гироскопии), Владимира Александрова (известный судостроитель, в 90-е смог сохранить Адмиралтейские верфи)? Кто из "звезд" назовет, например, проектанта и производителя ядерного реактора нового поколения РИТМ-200 и РИТМ-400 или, скажем, завод, строящий новейшие атомные ледоколы, аналогов которым нет в мире? А ведь с этого знания все начинается...
Со школьной скамьи
Спикеры, с которыми нам удалось побеседовать от представителей СРП, СДРП, САФУ (Север), Корабелки и Макаровки (Северо-Западный регион) до Калининграда (Запад), Нижнего Новгорода ("Красное Сормово"), ЮЦСС (Южный центр судостроения и судоремонта) и Дальнего Востока невольно сошлись на одной и той же мысли: "Кадры нужно воспитывать со школы".
"Из двоечника-школьника получится двоечник-студент и двоечник-корабел, даже если он прошел все ступени", – ректор СПбГМТУ Глеб Туричин.
Так, например, делают на "Красном Сормово", взаимодействуя с 82-м лицеем и 79-й школой. В последней в 2019 году было создано четыре инженерно-строительных класса на пятом, шестом, седьмом и десятом годах обучения. Инженерные классы позволяют учащимся с самых ранних лет познакомиться с судостроением, посетить настоящий завод, принять участие в регате или даже построить собственное судно, пусть пока это и всего лишь модель. Кто понимает, как работает качественная профориентация, знают, что с годами увлекательная игра может перерасти в глубокое дело жизни.
Подобным образом поступают на Севмаше, когда организуют профориентационный форум "Образование – Севмаш – Карьера" для школьников, где сотрудники предприятия наглядно демонстрируют суть инженерной специальности. Схожая тематика – "Неделя без турникетов", в которой участвуют практически все заводы.
Отдельно в вопросе приобщения подрастающего поколения к инженерному делу стоит отметить "Корабелку". Они запустили проект инженерных классов.
"Это реальные классы, в которых установлено специальное оборудование, отсутствующее в обычных школах: бассейн, станок, 3D-принтер и т.д. Обязательная часть – методические указания и обученный педагог. Таких классов мы придумали четыре: подводная робототехника и судомоделирование, лазерная физика и оптика, компьютерное моделирование и проектирование, экономика и управление", – ректор СПбГМТУ Глеб Туричин.
Плохой уровень подготовки студентов-корабелов – происки ЕГЭ?
Возможно, первую скрипку в уровне подготовки будущих студентов-корабелов сыграла именно реформа образования. Профессия это – творческая. И вряд ли всеобъемлющая информатизация заменит живой человеческий ум, способный к решению нестандартных задач. Единый государственный экзамен, конечно, со многими целями справился, но и в том числе с выхолащиванием абстрактного мышления, практических знаний. По этой причине в вузах нередко приходится организовывать дополнительные курсы, закрывающие дыры в знаниях поступивших, или даже родительские собрания, потому что первокурсники нередко по инерции продолжают вести себя, как школьники. Все это приводит к неизбежному отсеиванию студентов с начальных этапов обучения.
"Нынешняя молодежь на ты с софтом и программно-аппаратными средствами. Но это не заслуга образования, это гаджеты их воспитывают с детства. Проблема в том, что дети прекрасно владеют инструментом. Но их никто не научил творить и придумывать что-то, что можно этим инструментом сделать. Мальчишкам катастрофически не хватает уроков труда в школе. Именно там, после работы рубанком и напильником, приходило понимание, что эту работу, с появлением электричества, человечество стало выполнять на станках гораздо быстрее и легче. А с появлением компьютеров и ЧПУ стало возможным переложить основную долю рутинной работы на электронику, освободив мозг и руки для творчества", – Павел Юрченко, бывший генеральный директора Башкирского речного пароходства и Уфимского ССЗ, сейчас – куратор инвестиционного проекта "Речной портовый комплекс "Агидель".
Общее падение уровня подготовки школьников после введения ЕГЭ предрекали многие. Говорили об этом и после, когда предположения подтвердились, а вести, что нынешние учащиеся не только не могут решить сложное уравнение, но и грамотно излагать свои мысли как на бумаге, так и в устной речи, перестали быть вестями и твердо вошли в стереотип восприятия современного школяра.
"У нас планы по восстановлению нашего образования. Потому что то, что ввели вот этот ЕГЭ, это разрушило школьную систему образования. Я 25 лет читала лекции в Московском авиационном институте и видела, как первые 10-12 лет после Союза приходили ребята, которые умели рассуждать, анализировать, дискутировать. А в последние годы приходят ребята, наученные на ЕГЭ, "угадайку", и у них уходит и умение анализировать, они умеют только взять свой этот смартфон, найти нужный ответ и ответить", – Светлана Савицкая, депутат, дважды Герой Советского Союза, а также советский и российский летчик-космонавт.
Реальные цифры 2021 года по поступившим и подавшим заявления в ведущие судостроительные и технические вузы России
В СПбГМТУ поступило порядка 1 000 человек. Самое популярные направления: "Информационная безопасность" и "Безопасность автоматизированных систем".
ГУМРФ принял в свои ряды 1 062 студента, колледж при ГУМРФ – 300. В головной вуз на очную форму обучения было зарегистрировано 14 557 заявлений, из них 9 792 – на бюджет. Средний конкурс на место составил 10 человек. 42 % первокурсников – юноши и девушки из Санкт-Петербурга, и это на 7% больше, чем в прошлом году.
Самое популярное направление – "Информационная безопасность". Но не менее популярными среди абитуриентов в этом году были (бакалавриат): "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры" и "Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства", профиль "Управление водными и мультимодальными перевозками". В 2021 году бюджетных мест на эти направления университет получил в 1,5 раза больше, чем в предыдущие годы.
В Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого на бакалавриат и специалитет поступило 2 538 человек, в магистратуру 2 076 (итого – 5080 новых студентов). Всего на бюджет в бакалавриат по основному конкурсу было получено 98 464 заявлений. Тут, как и в других вузах, самые популярные направления подготовки так или иначе связаны с информационными технологиями: "Программная инженерия", "Информационная безопасность", "Компьютерная безопасность", "Прикладная информатика" и т.д.
РУТ (МИИТ), Москва. По сравнению с прошлым годом желающих поступить увеличилось почти вдвое, с 3000 заявлений до 5000. Связано это с тем, что университет открыл ряд новых направлений. "Гидротехническое строительство", "Организация перевозок и управление на водном транспорте", "Международная морская логистика", "Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование", "Технологическое проектирование портов и транспортных терминалов".
"Утверждение Стратегии развития внутреннего водного транспорта до 2030 года дало мощный импульс для формирования рынка труда, новых технологий, освоения новых профессий. Безусловно все это требует качественной подготовки кадров, но можно с уверенностью сказать, что нынешние выпускники поступающие в АВТ (РУТ (МИИТ) полностью соответствуют предъявляемым требованиям", – ответственный секретарь приемной комиссии РУТ (МИИТ) Максим Бегичев.
По итогам приемной кампании студентами ВГУВТ (Нижний Новгород) стали 2673 человека, (740 на бюджетной основе) и 1873 поступило на средне-специальное (1550 на бюджет). В ведущий транспортный вуз Поволжья и его филиалы было подано более 4,5 тысяч заявлений. Самое популярное направление? "Информационные системы и технологии".
В Калининградский государственный технический университет в этом году на очную форму обучения зачислено 778 студентов, на инженерные специальности подано 4725 заявлений. Как прокомментировали ситуацию в университете, интерес к инженерным специальностям не снижается, а по некоторым направлениям увеличивается, уровень подготовки поступающих остается примерно на том же, что и в прошлом году.
Сибирский государственный университет водного транспорта набрал 668 обучающихся (в дополнительный набор 104 человека), самые популярные направления тут оказались технические. По сравнению с прошлым годом среди школьников наблюдается повышенный интерес к специальностям плавсостава.
В Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева в этом году на инженерные специальности документы подали 6934 абитуриента (на 500 больше, чем в прошлом году).
Кто-то говорит, что хватает хороших работников, кто-то говорит, что нет...
Но ведь становятся же студентами абитуриенты, устраиваются потом на работу. Например, ректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. "Макарова" в интервью Корабел.ру рассказал, что в Макаровке и для "Совкомфлота" поставляют кадры, и зарубежных партнеров подпитывают плавсоставом. Росморречфлот подтвердил компетентность ГУМРФ в подготовке судоводителей и операторов систем управления движения судов. Если заглянуть на схожий по направлению подготовке ВГУВТ, то картина окажется тоже вполне приглядной. Здесь, например, живет и развивается программа "Плавучий университет", продолжая свои уникальные исследования Волги. Корабелка может похвастаться передовыми разработками в области цифровой верфи. САФУ обучает своих студентов по целевой программе: выпускники прямиком отправляются работать на местные заводы.
При этом если бы мы стали потоком цитировать судостроительные, судоремонтные предприятия, пароходства, то выяснилось бы, что проблема с кадрами действительно есть.
"Молодежь после получения образования не идет работать по специальности, по этой причине возраст командного состава более 50 лет. В настоящее время в нашем пароходстве большая нехватка таких специалистов как механик-сменный капитан, капитан-сменный механик. В пароходстве на вес золота – судовые механики", – начальник отдела кадров ООО "Северо-Двинское речное пароходство" Ирина Васильевна Шестакова.
"Проблематика, с которой мы сталкиваемся при подборе персонала, общая для всей отрасли: молодые специалисты массово нуждаются в переподготовке! Ситуация осложняется еще и тем, что учебные программы не всегда отвечают требованиям потенциальных работодателей. В судостроении и судоремонтном деле это проявляется особенно остро", – заместитель генерального директора по персоналу ЮЦСС Эльдар Эрембетов.
"На месте молодых специалистов, имеющих общие теоретические знания, приходится обучать практической работе на специализированном оборудовании, ведению технической документации в виду специфике организации. Также предприятие регулярно отправляет специалистов на подготовку по программам узкой направленности, семинары и вебинары в целях повышения квалификации и приобретения необходимых знаний и навыков в связи с развитием судостроительной отрасли, приобретением нового оборудования, техники, изменением в законодательстве и технической документации", – начальник отдела кадров "10 ордена Трудового Красного знамени СРЗ" Надежда Нестеренко.
Промежуточные выводы
Верно будет предположить, что многое зависит от того, откуда и кто транслирует свою "правду". Например, директор филиала САФУ в Северодвинске Наталья Никулина не считает ЕГЭ основной причиной неуспеваемости в вузах и сузах.
"У нас есть студенты с баллами по ЕГЭ – 145, и они сдают сессию на пятерки, а есть с баллами 180 – еле-еле закрывают все на четверки. Если у студента есть желание учиться, балл ЕГЭ на это не влияет", – Наталья Никулина.
Севмаш в свою очередь заверил нас в своем официальном письме на запрос о кадрах, что производственная программа у них выполняется в полном объеме, а в прошлом году был побит рекорд по численности сотрудников за последние пять лет. В ноября 2020 года на предприятие приняли 30-тысячного работника.
Но знающие люди, конечно, захотят возразить. Предприятие, о котором идет речь, занимается в первую очередь гособоронзаказом, а это – хорошие денежные вливания, дисциплина, отлично выстроенное взаимодействие между предприятием и вузом. Да и не жалуется Севмаш на вновь прибывших сотрудников: сами ведь непосредственное участие принимают в их подготовке.
Так все ли решают кадры?
Не хочется озвучивать прописные истины, но, с опорой на собранный материал, невольно хочется сказать, что: "Да!" Только в таком случае спрашивать стоит не только с госорганов, образовательных учреждений, неверно работающих высших сил, но в первую очередь с себя, какую бы должность при этом ни приходилось занимать.
"Спасение утопающих – дело рук самих утопающих", – заместитель генерального директора по инновациям и проектам гражданского назначения "Океанприбор", доктор технических наук, профессор Ян Ивакин.
Силами предприятия создали четыре базовые кафедры: две в "ЛЭТИ", по кафедре в Гидромет и "Корабелке". И все это кафедры, на которых они сами готовят себе специалистов.
"По той простой причине, что это было понято нашими предшественниками лет двадцать назад. К преподаванию на базовых кафедрах привлекаются ведущие сотрудники и руководители концерна, которые готовят молодых инженеров по учебным планам согласованным предприятием. В некоторых наших подразделениях до 80% сотрудников – выпускники одной кафедры. Потом, если кому и предъявлять претензии, то только себе", – Ян Ивакин.
При этом не стоит забывать об объективной реальности.
"Что касается обучения и стипендий – это просто издевательство над здравым смыслом. У моего сына не было проблемы – на что жить и ездить на учебу, ему повезло. А ребята из регионов, жившие в общежитии и получавшие стипендию меньше 3000 рублей, шли работать. В итоге, из его группы по специальности устроились только двое. Остальные получили абы как дипломы и остались там, где подрабатывали. И какой смысл в таком бюджетном техническом образовании?" – Павел Юрченко, бывший генеральный директора Башкирского речного пароходства и Уфимского ССЗ, сейчас – куратор инвестиционного проекта "Речной портовый комплекс "Агидель".
Ещё одна её часть – зарплаты. Молодой специалист, не особо представляющий свои перспективы на предприятии, навряд ли согласится там остаться. Кстати, статья посвященная стартовым заработным платам на судостроительных предприятиях, выйдет в декабрьском номере журнала (54). Не пропустите.
* Цитаты взяты из ранее опубликованных материалов.