Длинные тренды
На конференции "Кадры в судостроении: преодолеть дефицит и нарастить потенциал", прошедшей в рамках выставки "НЕВА 2023", руководитель северо-западного филиала hh.ru Юлия Сахарова представила результаты исследования кадровой ситуации в отрасли. В целом интересные, но во многом ожидаемые цифры.
Впрочем, одна из диаграмм способна поразить воображение человека, далекого от перипетий рынка труда. А именно: на графике "Распределение резюме в первом полугодии 2023 в сфере Судостроение" более половины соискателей работы в отрасли ищут ее в Петербурге. Все остальные, кроме разве что Москвы (на столицу приходится почти 10% резюме), распределены по всей России равномерно — все менее 4%. Лишь Приморский край незначительно выделяется — 5,4%.
Собственно, что в этом графике такого волнительного? Огромное число соискателей не так уж странно, ведь в Северной столице и верфей на порядок больше, чем в любом отдельно взятом регионе, а если добавить туда производителей судового оборудования, то и того больше. С одной стороны, вечные жалобы работодателей на нехватку кадров, с другой – половина всех соискателей, имеющих опыт работы в отрасли, ищут себе место на верфях и прочих предприятиях.
По всей видимости, и верфям что-то мешает принять их всех на работу, и соискателям воспользоваться всеми имеющимися предложениями. По словам Юлии Сахаровой, при, казалось бы, большом объеме предложения, выбор у работодателя невелик. "Около трёх активных резюме на вакансию для решения проблемы дефицита кадров в отрасли недостаточно. Из такого количества соискателей не просто выбрать будущего сотрудника с необходимым набором компетенций", – сказала она.
Эксперт назвала основные "длинные" тренды на рынке труда. Во-первых, демография. Петербургские верфи стареют, молодежь приходит в отрасль все меньше.
Во-вторых, экономика и геополитика. Здесь целый набор составляющих: инфляция, низкий рост реальных зарплат, конкуренция отраслей за линейный персонал (в частности, выпускники судостроительных учебных заведений часто находят работу в смежных отраслях).
Третий тренд: ускорение технологий. Цифровизация процессов происходит на фоне отставания "диджитал навыков" у сотрудников (смотрим пункт первый). Связанная с этим трансформация бизнеса идет на фоне недостатка специалистов, обладающих новыми навыками на рынке труда.
Ну и, разумеется, фундаментальная проблема рынка труда – дефицит человеческих ресурсов.
Снова об санкции
В перманентный объем дефицита кадров с начала прошлого года добавилась новая составляющая – возникла необходимость в сотрудниках, призванных обеспечить технологический и производственный суверенитет. По словам заместителя департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Дениса Стриженова, в настоящее время в отрасли возникла необходимость привлечения новых сотрудников, способных удовлетворить те потребности, которые удовлетворялись при активном участии западного бизнеса.
"Это направления, связанные с цифровой трансформацией, с автоматизацией производства, – сказал чиновник. – Речь уже идет не столько о недостатке компетентного персонала, сколько о новых компетенциях, которыми раньше российская промышленность не была обеспечена в полной мере".
От зарплаты до зарплаты
Если оценивать привлекательность отрасли по уровню заработной платы, то судостроение, по словам Стриженова, находится в пятерке лидеров. "В прошлом году средняя зарплата на верфях составила более 90 тысяч рублей, а в конструкторских бюро более ста тысяч", – сказал чиновник.
Разумеется, по регионам зарплаты различаются, и существенно. Даже если сравнить Петербург и расположенную в непосредственной близости Ленинградскую область. Разница, к примеру, зарплат на Северной верфи (Петербург) и Выборгском заводе (Ленобласть) составляет 30% (!!!) в пользу первой.
"В других регионах ситуация схожая. Будь то Дальний Восток, Южный федеральный округ, Калининградская область. Везде зарплаты ощутимо ниже, чем на верфях, которые традиционно занимались судостроением. Прежде всего, в Петербурге, Архангельске, Нижнем Новгороде, – говорит Стриженов. – Это еще одна проблема, которую предстоит решать. Нужно принимать меры, чтобы обеспечить баланс во всей отрасли".
Судя по данным hh.ru ("Топ профессий с высокой зарплатой"), сотрудники рабочих специальностей в отрасли в большом почете – у токарей и сварщиков доход выше, чем у инженеров-конструкторов. Больше зарабатывают только программисты и менеджеры по продажам. Зарплаты привлекательные, но кадров как не хватало, так и не хватает.
Работяги
Как рассказал Денис Стриженов, в деле пополнения рабочих кадров государство возлагает надежды на госпрограмму "Профессионалитет". Предполагается, что программа позволит быстро и качественно подготавливать молодежь к работе на предприятиях. В этом году началась "обкатка" программы в специально выбранных для этого средних учебных заведениях.
Подготовка мастеров высоких разрядов по программе будет проходить в сжатые сроки – не за четыре года, как принято для сузов, а всего за два (по более технологичным специальностям за три), за счет сокращения дисциплин, которые заведомо не пригодятся выпускнику по месту работы. Обучение в рамках "Профессионалитета", по словам чиновника, практически гарантирует студенту трудоустройство, так как непосредственными участниками программы являются заинтересованные предприятия.
Даешь пятилетку!
Высококвалифицированные специалисты востребованы в отрасли ни чуть не меньше. И проблемы с привлечением программистов, технологов, конструкторов во многом те же, что и в случае с рабочими. Многие выпускники отраслевых вузов, не найдя вакансии, соответствующие их зарплатным ожиданиям, находят себе применение в других отраслях. Однако и многих согласных работать в отрасли за меньшие деньги работодатель не всегда готов принять сразу на ответственную должность из-за недостаточного набора компетенций.
Присутствовавший на конференции ректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников заявил, что подготовка специалистов в вузах в последнее время столкнулась с проблемой, которую государство создало себе само, введя бакалавриат. По его мнению, четыре года мало для того, чтобы выпустить из вуза полноценного инженера. "От нас требуют практические навыки. Но увеличив практику, мы обкрадываем студентов в аспекте теоретических знаний, – сказал Барышников. – Чтобы повысить уровень подготовки будущих судостроителей, надо вернуть в систему образования старую добрую "пятилетку". При этом он отметил, что и бакалавры, по крайней мере из возглавляемого им вуза, востребованы, и легко устраиваются на работу.
"У меня четвертый курс на 90% разобран верфями и заводами. Они уже работают непосредственно по специальности. Отсюда мы делаем вывод: а может быть нам не хватает выпускников?", – поставил, в свою очередь риторический вопрос ректор Волжского государственного университета водного транспорта Игорь Кузьмичев.
Он объяснил, что в сфере образования существует госзаказ, который определяет количество студентов, которых мы можем принять на обучение. Так вот в последние три года, по его словам, увеличение приема студентов по госзаказу не происходило. Рассуждая, как выходить из этой ситуации – выпускать больше специалистов при ограниченном госзаказе – он напомнил, что существует такая форма сотрудничества бизнеса и образовательных заведений, как "целевой прием".
"Это когда предприятие отправляет в вуз своего сотрудника, мы в его обучаем и возвращаем на предприятие инженера. Еще нам говорят, что выпускники не готовы к работе на верфи. Ну так давайте готовить вместе. Мы готовы вносить в учебные планы дисциплины, необходимые для того, чтобы тех или других студентов подготовить к полноценной работе непосредственно для того или иного предприятия", — подытожил глава Игорь Кузьмичев.
Вся инфографика в публикации предоставлена сервисом hh.ru.
Читайте также: "Система не дает дорогу талантам с невысоким баллом аттестата"