В среду, 14 сентября в Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференция "Перспективы развития флота России: кадровое обеспечение". Представители российской морской отрасли поделились своими соображениями о том, как сегодня идет подготовка специалистов для судостроительных предприятий.
От высшего образования на этой встрече выступил руководитель опорного для отечественного судостроения вуза и.о. ректора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Евгений Апполонов. Все остальные участники — а их было семь человек — выступили в качестве, скажем так, оппонирующей стороны, заказчика, для которого собственно вуз и готовит своих студентов.
Эту позицию представляли генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит" Владимир Дорофеев, генеральный директор концерна "МПО-Гидроприбор" Владимир Патрушев, заместитель председателя комитета Российского союза строителей по энергосбережению, кандидат в депутаты от партии "Единая Россия" Антон Мороз, директор департамента управления персоналом ОСК Эдуард Бобрицкий, Герой России, президент Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владимир Александров, советник генерального директора ФГУП "Крыловский государственный научный центр" (КГНЦ) Валерий Половинкин и начальник отдела подбора и развития персонала. ООО "Балтийский завод — Судостроение" Татьяна Паклинская.
Корабел.ру |
Первым слово взял глава "Корабелки" Евгений Апполонов. Он рассказал о том, каких успехов достиг вуз за последние годы.
СПбМГТУ последовательно укрепляет связи с предприятиями судостроительной отрасли и другими заинтересованными корпорациями, в том числе "Росатомом", "Газпромом", "Роснефтью" и, конечно, с Объединенной судостроительной корпорацией. С ними заключены генеральные соглашения, найдено понимание в вопросе оказания спонсорской помощи, поддержки модернизации учебных и научных лабораторий, пояснил Евгений Апполонов.
В рамках интеграции образовательного процесса с предприятиями отрасли создана система базовых кафедр. Четыре кафедры открыты в Крыловском НЦ, комплексная кафедра в ПБ "Малахит", базовая кафедра в концерне "Гидроприбор" и т.д. Преподаватели, которые там читают лекции студентам, одновременно являются сотрудниками этих предприятий.
В принципе, нет необходимости приводить здесь целиком содержание его достаточно продолжительного выступления. Оно практически полностью совпадало с теми тезисами, которые были им высказаны в недавнем интервью порталу "Корабел.ру". В дополнение к этому Евгений Апполонов привел статистику по трудоустройству выпускников вуза. Выходя за порог альма-матер, работу себе находят 93% вчерашних студентов СПбМГТУ. При этом в судостроительную промышленность напрямую попадает 53 %, а оставшиеся — это ребята, окторые работают в смежных областях. Как показал мониторинг по 2015 году, вуз занимает лидирующее положение в Санкт-Петербурге по показателю трудоустройства выпускников.
В большинстве ответных выступлений представители предприятий отдавали должное вузу, с которым связаны исторически. Особенно интересно было услышать конкретные цифры — сколько именно выпускников "Корабелки" сейчас работает в штате этих компаний. Так, в "Гидроприборе", например, за последние пять лет из СПбМГТУ пришло 73 специалиста. Для сравнения — Балтийский государственный технический университет закончило 60 сотрудников, ЛЭТИ — 28 человек, ИТМО — еще 14. В Морском бюро "Малахит" выпускники "Корабелки" составляют около 36 процентов, на долю Балтийского гостехуниверситета приходится еще 11 процентов. На Балтийском заводе диплом СПбМГТУ имеет почти 500 специалистов при общем штате сотрудников свыше 4600 человек. А в коллективе Крыловского государственного научного центра таких свыше 40%.
Корабел.ру |
Президент Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владимир Александров напомнил, что лет пять назад в адрес высшей школы звучала серьезная критика со стороны руководителей предприятий, считавших, что студентов готовят неправильно. Но потом состоялся откровенный разговор в рамках Института морской техники и технологии, где стороны услышали друг друга и сблизили позиции.
— Результатом стало резкое повышение требовательности к заведующим кафедрами и преподавателям с точки зрения качества подготовки, — считает Владимир Александров.
Тем не менее, по его мнению, остаются невысокими темпы роста производительности труда, что определяется уровнем инженерной квалификации. Специалистов готовится много, дефицита предприятия не испытывают, но к качеству и трудовому энтузиазму приходящих на производство работников есть вопросы, признается президент судостроительной ассоциации.
Еще одно больное место, названное им, — это стареющие преподаватели при скудном притоке молодежи. Правда, сегодня этот перекос потихоньку выравнивается. Один из важных инструментов, который помог и продолжает помогать справиться с проблемой привлечения и обучения молодежи, это институт наставничества. Татьяна Паклинская, представляющая "Балтийский завод — Судостроение", привела пример:
— У нас на производстве существует такой проект, который мы называем "Преемники знаний". Он уже четвертый год реализуется. Туда мы набираем (не без ведома учебных заведений) студентов старших курсов. Еще недавно молодежи у нас было всего 9,8% от общего состава, сегодня уже 24% с хвостиком. Старшего поколения — от 50 лет — было 60%, сейчас его около 45%. Наша задача была как раз создать такую систему, когда ценные, уникальные знания передавались бы молодому поколению. Мы берем студентов четвертых, пятых курсов, магистратуры, прикрепляем на год к наставнику (это оплачиваемая стажировка). Наставник — это сотрудник старше 50 лет, проработавший в отрасли минимум 10 лет, а обычно — 30-40 лет. По окончании года каждый студент со своим наставником в публичном виде обязательно должен показать, что он достиг в течение года. Проекты очень интересные! Примерно 30% от всех студентов, участвующих в этой программе, это ребята из "Корабелки".
Корабел.ру |
Тему развил Валерий Половинкин, советник генерального директора Крыловского государственного научного центра. Он заметил, что наставничество не только помогает подготовить молодого специалиста, оно еще и стимулирует к развитию самого наставника, вынуждая его вновь обращаться к науке, обновлять теоретические и практические знания.
В целом, все собравшиеся пришли к выводу, что динамика развития кадровой политики как на государственном уровне, так и в стенах отдельно взятой "Корабелки" положительная. Проблемы есть, но они решаемы, если чаще разговаривать друг с другом, согласовывать стратегию и делать встречные шаги.