"Кадровый вопрос — вопрос выживания"

2 марта 2018 г. в рамках Форума труда, проходившего в Санкт-Петербурге, состоялся круглый стол "Проблема кадрового обеспечения судостроительной отрасли". Тема, как известно многим нашим читателям, действительно наболевшая, поэтому остановимся на ней подробнее.
Форум "Проблема кадрового обеспечения судостроительной отрасли" / Корабел.ру

Три угрозы для отрасли

В мероприятии приняли участие пятеро основных докладчиков. Увы, но в их числе не оказалось ни одного представителя непосредственно верфей. При этом первоначально в числе участников круглого стола были заявлены и корабелы, однако в последний момент организаторам пришел отказ. Как пояснил модератор Евгений Пен, исполнительный директор Фонда управления целевым капиталом "Развитие СПбГУ", это еще раз подтверждает одну из принципиальных особенностей отрасли — крайнюю закрытость и нежелание выносить сор из избы.

Открывая круглый стол, Евгений Пен сразу обозначил основные угрозы в кадровой сфере, мешающие нормальному развитию отрасли:

— Первая угроза — это отсутствие кадров на всех уровнях. Дефицит по состоянию на лето 2017 года порядка 15 тысяч человек для отрасли. Это достаточно существенная цифра. При этом в некоторых регионах неукомплектованность предприятий составляет до 40%.

Второй проблемный момент, по его словам, это очень большая демографическая яма. Средний возраст руководящего состава в отрасли подходит к 70 — 75 годам, а молодой инженерный состав едва достигает 30 лет. В возрасте 35 — 50 лет практически отсутствуют специалисты, соответственно нарушается преемственность поколений.

— И третий глобальный риск — это кадровая подготовка. Имеются вузы, техникумы, какие-то другие специализированные образовательные учреждения. Но какого уровня эти специалисты и отвечают ли они современным, а самое главное — завтрашним требованиям?
 
Форум "Проблема кадрового обеспечения судостроительной отрасли" / Корабел.ру

Далее Евгений Пен предложил участникам подтвердить эти опасения или попробовать их развеять.

Возьмем на себя смелость утверждать, что наиболее содержательными для широкой аудитории оказались три выступления — руководителя пресс-службы компании "Headhunter Северо-Запад" Ирины Жильниковой, начальника отдела обучения и переподготовки кадров КГНЦ Леонида Минакова и советника генерального директора компании "Океанос" Владислава Занина. Постараемся вкратце передать суть их докладов


"Кадров не хватает, идет борьба"

На всякий случай стоит напомнить, что "Headhunter” - это один из самых крупныйх и востребованных в России порталов, помогающих соискателям с поиском работы, а работодателям с поиском сотрудников. На нем еженевно публикуются резюме и вакансии в самых разных отраслях, в том числе, разумеется, и судостроительной. Цифры и параметры публикуемых заявок и откликов позволяют заодно и проводить серьезную аналитику, хорошо отражающую кадровую ситуацию в различных отраслях.

В своем докладе Ирина Жильникова, руководитель пресс-службы компании "Headhunter Северо-Запад", как раз и поделилась статистическими данными и некоторыми аналитическими выкладками по судостроению.

Сегодня на портале "Headhunter” порядка 2000 резюме с судостроительным уклоном. Количество соответствующих вакансий меньше — 1243. Весь прошлый год количество вакансий ежемесячно прирастало — в декабре 2017 прирост составил почти 100% по отношению к декабрю 2016 года. Если шагнуть на год назад, там картина не столь радужная, роста почти нет. Но это объясняется тем, что отрасль только-только начала оправляться от последствий кризиса.

Что интересно — доля судостроительных вакансий в общем массиве промышленности неуклонно повышается. В 2016 году их было 5% от общего числа промышленных вакансий, в 2017 году 7%, а на 2019 год прогнозируется 10%.

— Посмотрим, какие требования сегодня предъявляют работодатели к соискателям в сфере судостроения. Большая часть вакансий, порядка 90%, рассчитана на соискателей с опытом работы от года до 6 лет и более, — говорит Ирина Жильникова. — Понятно, что все сегодня настроены на привлечение высокомотивированных, ответственных, целеустремленных, уже отработавших в отрасли много лет специалистов. Где их найти? Вопрос повисает в воздухе.
 
Форум "Проблема кадрового обеспечения судостроительной отрасли" / Корабел.ру

Если попытаться составить портрет среднестатистического соискателя, то у нас получится мужчина (более 90%) в возрасте от 26 до 35 лет с высшим образованием.

— Мы сейчас сказали, что кадров не хватает, и идет борьба за работников. Но у соискателей тоже очень много проблем. Молодые считают, что у них нет опыта, их нигде не берут, зарплаты низкие, непонятно куда идти, что вообще делать. Более старшего возраста, уже опытные специалисты говорят о том, что заработные платы низкие, поэтому они не идут в отрасль. Хотя на самом деле в судостроении зарплаты выше, чем в среднем по рынку труда, — поясняет Ирина Жильникова.


"Да, мы "хантим"

В следующем докладе Леонид Минаков, начальник отдела обучения и переподготовки кадров КГНЦ, рассказал, как проблему с кадрами видит и решает "Крыловка".

– Отбирать специалистов по резюме достаточно трудно. Никогда не знаешь, что за резюме стоит и когда человек раскроется: через месяц, через три или он не раскроется вообще, а будет приходить за зарплатой. Это риски, которые мы не совсем готовы нести. Реализованные проекты на предприятии требуют точности и исполнительности по срокам, поэтому у нас нет времени на раскачку.

Выход КГНЦ видит в плотной работе с образовательными учреждениями на всех этапах — школа, средне-специальная подготовка, вузы, молодежные объединения и сообщества. Ресурсы "Крыловки" позволяют организовывать весьма привлекательные для учащихся экскурсии.

– На профориентационных мероприятиях мы наводим молодое поколение на мысль, что престиж нашей отрасли, неоспоримая полезность нашей отрасли для общества в целом и для государства даст им возможность сформироваться как профессионалам. Не все умеют слышать, но порядка 40% после мероприятий возвращаются к нам в том или ином виде. Либо в виде целевиков, либо в виде практикантов, либо в виде специалистов, – поясняет представитель Крыловского центра.

Отдельно стоит привлечение уже состоявшихся специалистов отрасли.

– Да, мы "хантим" из других организаций. Да, мы привлекаем хороших, стоящих специалистов, – признается Леонид Минаков. – Увы, такова тенденция. Специалистов не хватает, и мы готовы взять тех, которые хотят сменить организацию, но не хотят менять отрасль. Это тоже очень важный аспект.
 
Форум "Проблема кадрового обеспечения судостроительной отрасли" / Корабел.ру

При этом Крыловский государственный научный центр сам имеет федеральную лицензию на осуществление образовательной деятельности по двум уровням — по уровню подготовки кадров научно-педагогических кадров в аспирантуре и по уровню дополнительного профессионального образования.


"Сравните с "Рубином", "Лазуритом", "Малахитом"

Одним из наиболее интересных стало выступление советника генерального директора компании "Океанос" Владислава Занина.

Докладчик начал с того, что обозначил предельную актуальность проблемы именно для таких компаний, как "Океанос". Фирма, которую он представляет, это малая коммерческая структура, которая достаточно активно занимается исследованиями, развитием техники, ее производством, внедрением и за счет этого получает коммерческую прибыль, живет и развивается. Соответственно для подобных предприятий кадровый вопрос — это принципиально вопрос выживания.

С другой стороны, прошедшее накануне выступление Владимира Путина с посланием Федреальному Собранию тоже высветило остроту кадровой проблемы уже на государственном уровне.

— Гражданская часть его выступления во многом была заточена под то, что нам требуется высокотехнологичный прорыв. Но этот высокотехнологичный прорыв невозможен без обеспечения кадрами, которые и обеспечат роботизацию всех процессов, в том числе разведки, освоения всех этих морских месторождений и дальнейшей их эксплуатации.

Как заметил Владислав Занин, требуются не просто хорошие конструкторы, механики или сварщики-технологи, но кроссплатформенные специалисты.

Специалист, как показывает практика, должен сопроводить производство, запуск того изделия, которое он нарисовал, а в дальнейшем осуществить авторский надзор при внедрении в эксплуатацию. Не исключена какая-то доработка, кастомизация изделия, потому что заказчик по опыту эксплуатации какого-либо железа, как правило, выносит свои дополнительные пожелания, которые необходимо реализовать на месте.
 
Форум "Проблема кадрового обеспечения судостроительной отрасли" / Корабел.ру

— У наших западных партнеров, с которыми работаем на сегодняшний момент, такая многозадачность достигает 30 направлений деятельности. Пример, широко известный в узкой области, это спасательная система ВМС США, которая создавалась компанией OceanWorks International. Численность самой организации составляла 46 человек. А непосредственно в конструкторском коллективе было всего 8 человек, и эти люди занимались не только спасательными системами, но и жесткими водолазными скафандрами, водолазными комплексами, донными станциями. Руководителем этой группы была 27-летняя девушка. Сравните с "Рубином", "Лазуритом", "Малахитом", — предложил Владислав Занин.

Практически все проектные и эксплуатационные компании, связанные с шельфовой сферой, испытывают достаточно большой кадровый голод в области квалифицированных специалистов по офшорным областям деятельности, считает Владислв Занин. Причина не только в застое на протяжении девяностых и нулевых, но и в малых размерах нашего рынка. Если в зоне Мексиканского залива или в Северном море счет шельфовых проектов идет на сотни, то у нас их всего несколько десятков.

— И, конечно, подход в подготовке кадров влияет. У нас по этим специальностям в стране готовят 49 вузов, из которых 7 в Москве и 5 в Санкт-Петербурге. Кажется, предложение есть, а реально — нет специалистов с возможностью современной самостоятельной работы в системе предприятия с разработкой и ведением проекта, — отметил Владислав Занин.

Нет готового материала, уверен он. В этих условиях для того, чтобы выйти на перспективную рыночную нишу, закрепиться и работать в ней, предприятие вынужденно инвестировать средства в длительный цикл подготовки специалистов. Это резко сокращает инвестиционные возможности, потому что деньги идут не в инновационные проекты, а в зону риска.

Исходя из собственного опыта подбора и подготовки специалистов, представитель "Океаноса" счел целесообразным усилить подготовку специалистов в части современного САПРа и создавать дополнительные факультативы.
 
Материалы по теме:

"Кадры? Решаем!" (о пресс-конференции "Перспективы развития флота России: кадровое обеспечение")
Герои нашего времени (о корабелах, награжденных медалью ордена "За заслуги перед Отечеством")



Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Францев Михаил Эрнстович
08.03.2018, 06:02
Это еще цветочки... А ягодки уже поспевают https://www.kommersant.ru/doc/3568537 Если уже сейчас не переломить этот тренд, то завтра нужно будет говорить о выживании не отрасли - всей страны. Из репортажа о Круглом столе не ясно - прозвучало ли там хотя бы одно конструктивное предложение: что делать здесь и сейчас. Пофориентацию школьников и переманивание специалистов Крыловским центром я к таким предложениям отнести не могу. Особенно с учетом того обстоятельства, что эта организация является как бы интеллектуальным центром судостроительной отрасли, кажется, она могла бы предложить сообществу более конструктивные идеи в этой области. Или не смогла? А в целом Круглый стол выявил давно известную иждивенческую позицию участников отрасли: "Да, специалисты нужны, мы это констатируем, но ничего не делаем, чтобы как-то это преодолеть" С контор типа Hh что взять - они посредники. Им хоть о корабелах, хоть об уборщика далее...
-1+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович
09.03.2018, 07:42
С комментарием согласен полностью. Все прошло на уровне демагогии. Решений никаких не было озвучено. Еще немаловажный аспект при привлечении специалистов это конечно же жилье т.к. если будет специалист из другого региона то он просто прикинет расходы на жилье и что у него в итоге от заработка останется? И никто этот вопрос не пытается наверное решить. Сам столкнулся с подобной проблемой. Было предложение ехать в другой регион работать а когда посчитал сколько надо тратить на жилье то и смысл ехать отпал сам собой...
Свежие новости