2 марта 2018 г. в рамках Форума труда, проходившего в Санкт-Петербурге, состоялся круглый стол "Проблема кадрового обеспечения судостроительной отрасли". Тема, как известно многим нашим читателям, действительно наболевшая, поэтому остановимся на ней подробнее.
|
Форум "Проблема кадрового обеспечения судостроительной отрасли" / Корабел.ру |
Три угрозы для отрасли
В мероприятии приняли участие пятеро основных докладчиков. Увы, но в их числе не оказалось ни одного представителя непосредственно верфей. При этом первоначально в числе участников круглого стола были заявлены и корабелы, однако в последний момент организаторам пришел отказ. Как пояснил модератор Евгений Пен, исполнительный директор Фонда управления целевым капиталом "Развитие СПбГУ", это еще раз подтверждает одну из принципиальных особенностей отрасли — крайнюю закрытость и нежелание выносить сор из избы.
Открывая круглый стол, Евгений Пен сразу обозначил основные угрозы в кадровой сфере, мешающие нормальному развитию отрасли:
— Первая угроза — это отсутствие кадров на всех уровнях. Дефицит по состоянию на лето 2017 года порядка 15 тысяч человек для отрасли. Это достаточно существенная цифра. При этом в некоторых регионах неукомплектованность предприятий составляет до 40%.
Второй проблемный момент, по его словам, это очень большая демографическая яма. Средний возраст руководящего состава в отрасли подходит к 70 — 75 годам, а молодой инженерный состав едва достигает 30 лет. В возрасте 35 — 50 лет практически отсутствуют специалисты, соответственно нарушается преемственность поколений.
— И третий глобальный риск — это кадровая подготовка. Имеются вузы, техникумы, какие-то другие специализированные образовательные учреждения. Но какого уровня эти специалисты и отвечают ли они современным, а самое главное — завтрашним требованиям?
|
Форум "Проблема кадрового обеспечения судостроительной отрасли" / Корабел.ру |
Далее Евгений Пен предложил участникам подтвердить эти опасения или попробовать их развеять.
Возьмем на себя смелость утверждать, что наиболее содержательными для широкой аудитории оказались три выступления — руководителя пресс-службы компании "Headhunter Северо-Запад" Ирины Жильниковой, начальника отдела обучения и переподготовки кадров КГНЦ Леонида Минакова и советника генерального директора компании "Океанос" Владислава Занина. Постараемся вкратце передать суть их докладов
"Кадров не хватает, идет борьба"
На всякий случай стоит напомнить, что "Headhunter” - это один из самых крупныйх и востребованных в России порталов, помогающих соискателям с поиском работы, а работодателям с поиском сотрудников. На нем еженевно публикуются резюме и вакансии в самых разных отраслях, в том числе, разумеется, и судостроительной. Цифры и параметры публикуемых заявок и откликов позволяют заодно и проводить серьезную аналитику, хорошо отражающую кадровую ситуацию в различных отраслях.
В своем докладе Ирина Жильникова, руководитель пресс-службы компании "Headhunter Северо-Запад", как раз и поделилась статистическими данными и некоторыми аналитическими выкладками по судостроению.
Сегодня на портале "Headhunter” порядка 2000 резюме с судостроительным уклоном. Количество соответствующих вакансий меньше — 1243. Весь прошлый год количество вакансий ежемесячно прирастало — в декабре 2017 прирост составил почти 100% по отношению к декабрю 2016 года. Если шагнуть на год назад, там картина не столь радужная, роста почти нет. Но это объясняется тем, что отрасль только-только начала оправляться от последствий кризиса.
Что интересно — доля судостроительных вакансий в общем массиве промышленности неуклонно повышается. В 2016 году их было 5% от общего числа промышленных вакансий, в 2017 году 7%, а на 2019 год прогнозируется 10%.
— Посмотрим, какие требования сегодня предъявляют работодатели к соискателям в сфере судостроения. Большая часть вакансий, порядка 90%, рассчитана на соискателей с опытом работы от года до 6 лет и более, — говорит Ирина Жильникова. — Понятно, что все сегодня настроены на привлечение высокомотивированных, ответственных, целеустремленных, уже отработавших в отрасли много лет специалистов. Где их найти? Вопрос повисает в воздухе.
|
Форум "Проблема кадрового обеспечения судостроительной отрасли" / Корабел.ру |
Если попытаться составить портрет среднестатистического соискателя, то у нас получится мужчина (более 90%) в возрасте от 26 до 35 лет с высшим образованием.
— Мы сейчас сказали, что кадров не хватает, и идет борьба за работников. Но у соискателей тоже очень много проблем. Молодые считают, что у них нет опыта, их нигде не берут, зарплаты низкие, непонятно куда идти, что вообще делать. Более старшего возраста, уже опытные специалисты говорят о том, что заработные платы низкие, поэтому они не идут в отрасль. Хотя на самом деле в судостроении зарплаты выше, чем в среднем по рынку труда, — поясняет Ирина Жильникова.
"Да, мы "хантим"
В следующем докладе Леонид Минаков, начальник отдела обучения и переподготовки кадров КГНЦ, рассказал, как проблему с кадрами видит и решает "Крыловка".
– Отбирать специалистов по резюме достаточно трудно. Никогда не знаешь, что за резюме стоит и когда человек раскроется: через месяц, через три или он не раскроется вообще, а будет приходить за зарплатой. Это риски, которые мы не совсем готовы нести. Реализованные проекты на предприятии требуют точности и исполнительности по срокам, поэтому у нас нет времени на раскачку.
Выход КГНЦ видит в плотной работе с образовательными учреждениями на всех этапах — школа, средне-специальная подготовка, вузы, молодежные объединения и сообщества. Ресурсы "Крыловки" позволяют организовывать весьма привлекательные для учащихся экскурсии.
– На профориентационных мероприятиях мы наводим молодое поколение на мысль, что престиж нашей отрасли, неоспоримая полезность нашей отрасли для общества в целом и для государства даст им возможность сформироваться как профессионалам. Не все умеют слышать, но порядка 40% после мероприятий возвращаются к нам в том или ином виде. Либо в виде целевиков, либо в виде практикантов, либо в виде специалистов, – поясняет представитель Крыловского центра.
Отдельно стоит привлечение уже состоявшихся специалистов отрасли.
– Да, мы "хантим" из других организаций. Да, мы привлекаем хороших, стоящих специалистов, – признается Леонид Минаков. – Увы, такова тенденция. Специалистов не хватает, и мы готовы взять тех, которые хотят сменить организацию, но не хотят менять отрасль. Это тоже очень важный аспект.
|
Форум "Проблема кадрового обеспечения судостроительной отрасли" / Корабел.ру |
При этом Крыловский государственный научный центр сам имеет федеральную лицензию на осуществление образовательной деятельности по двум уровням — по уровню подготовки кадров научно-педагогических кадров в аспирантуре и по уровню дополнительного профессионального образования.
"Сравните с "Рубином", "Лазуритом", "Малахитом"
Одним из наиболее интересных стало выступление советника генерального директора компании "Океанос" Владислава Занина.
Докладчик начал с того, что обозначил предельную актуальность проблемы именно для таких компаний, как "Океанос". Фирма, которую он представляет, это малая коммерческая структура, которая достаточно активно занимается исследованиями, развитием техники, ее производством, внедрением и за счет этого получает коммерческую прибыль, живет и развивается. Соответственно для подобных предприятий кадровый вопрос — это принципиально вопрос выживания.
С другой стороны, прошедшее накануне выступление Владимира Путина с посланием Федреальному Собранию тоже высветило остроту кадровой проблемы уже на государственном уровне.
— Гражданская часть его выступления во многом была заточена под то, что нам требуется высокотехнологичный прорыв. Но этот высокотехнологичный прорыв невозможен без обеспечения кадрами, которые и обеспечат роботизацию всех процессов, в том числе разведки, освоения всех этих морских месторождений и дальнейшей их эксплуатации.
Как заметил Владислав Занин, требуются не просто хорошие конструкторы, механики или сварщики-технологи, но кроссплатформенные специалисты.
Специалист, как показывает практика, должен сопроводить производство, запуск того изделия, которое он нарисовал, а в дальнейшем осуществить авторский надзор при внедрении в эксплуатацию. Не исключена какая-то доработка, кастомизация изделия, потому что заказчик по опыту эксплуатации какого-либо железа, как правило, выносит свои дополнительные пожелания, которые необходимо реализовать на месте.
|
Форум "Проблема кадрового обеспечения судостроительной отрасли" / Корабел.ру |
— У наших западных партнеров, с которыми работаем на сегодняшний момент, такая многозадачность достигает 30 направлений деятельности. Пример, широко известный в узкой области, это спасательная система ВМС США, которая создавалась компанией OceanWorks International. Численность самой организации составляла 46 человек. А непосредственно в конструкторском коллективе было всего 8 человек, и эти люди занимались не только спасательными системами, но и жесткими водолазными скафандрами, водолазными комплексами, донными станциями. Руководителем этой группы была 27-летняя девушка. Сравните с "Рубином", "Лазуритом", "Малахитом", — предложил Владислав Занин.
Практически все проектные и эксплуатационные компании, связанные с шельфовой сферой, испытывают достаточно большой кадровый голод в области квалифицированных специалистов по офшорным областям деятельности, считает Владислв Занин. Причина не только в застое на протяжении девяностых и нулевых, но и в малых размерах нашего рынка. Если в зоне Мексиканского залива или в Северном море счет шельфовых проектов идет на сотни, то у нас их всего несколько десятков.
— И, конечно, подход в подготовке кадров влияет. У нас по этим специальностям в стране готовят 49 вузов, из которых 7 в Москве и 5 в Санкт-Петербурге. Кажется, предложение есть, а реально — нет специалистов с возможностью современной самостоятельной работы в системе предприятия с разработкой и ведением проекта, — отметил Владислав Занин.
Нет готового материала, уверен он. В этих условиях для того, чтобы выйти на перспективную рыночную нишу, закрепиться и работать в ней, предприятие вынужденно инвестировать средства в длительный цикл подготовки специалистов. Это резко сокращает инвестиционные возможности, потому что деньги идут не в инновационные проекты, а в зону риска.
Исходя из собственного опыта подбора и подготовки специалистов, представитель "Океаноса" счел целесообразным усилить подготовку специалистов в части современного САПРа и создавать дополнительные факультативы.
Материалы по теме:
"Кадры? Решаем!" (о пресс-конференции "Перспективы развития флота России: кадровое обеспечение")