Думаю, вряд ли найдется много несогласных со мной, если я заявлю, что главной головной болью отечественного судостроения является кадровая проблема. Причем это касается всех сторон отрасли. В дефиците рабочие всех специальностей, инженеры, линейные управленцы, технологи, конструкторы и даже директора. В каком бы городе, на каком бы заводе я ни оказался, всюду слышу жалобы на отсутствие кадров. Уже не обсуждается их качество. Просто нет сварщиков, сборщиков корпусов металлических судов, слесарей-монтажников, мастеров, начальников цехов и участков. Главные конструкторы проектных бюро тоже заняты поиском кадров и конкурируют между собой.
Ситуация лишь усугубляется. Люди, получившие образование еще в советское время, заканчивают свою трудовую деятельность, а подпора новых кадров не видать. И касается это не только каких-то отдаленных территорий, но и таких традиционных судостроительных центров, как Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Астрахань, Мурманск. Не многим лучше ситуация в Архангельске и особенно в Северодвинске. Пожалуй, единственным местом, где на мой вопрос о рабочих кадрах я не услышал жалоб, был Крым. Ни в Керчи, ни в Феодосии, ни в Севастополе этот вопрос в 2014 и в 2016 годах, когда я там бывал, не вызывал острой реакции. Везде говорили, что главная проблема – заказы, а рабочих найти можно. И объясняли – на Украине не была разрушена система профессионального образования, поэтому специалисты, в принципе, есть. У нас же наоборот, заказы, в принципе, есть, а кадров нет совсем. До недавнего времени проблему "разруливали" за счет подрядных предприятий, перемещавшихся по стране в след за выгодными заказами, но сейчас и этот бизнес сходит на нет.
|
Керченские судостроители / Корабел.ру |
Вопрос стоит достаточно остро, а вот мер по его решению не видно. Обсуждается все, что угодно – кластеры, бережливая экономика, аддитивные, не к ночи будь они помянуты, технологии, а про подготовку кадров – тишина. И понятно, что каждому отдельно взятому предприятию, если это не "СМП" вместе со "Звездочкой", решить эту проблему не под силу. Нужны скоординированные меры по регионам и в целом по стране. При этом, региональные власти здесь могут лишь помогать, а ставить цели, намечать конкретные меры и реализовывать их – задача отраслевая. И нашем случае никому кроме государственной Объединенной судостроительной корпорации, которая, как они любят подчеркивать, консолидирует львиную часть судостроения, эта деятельность не по зубам. Не надо все расходы брать на себя, возьмитесь за создание системы, а к вам подтянутся и другие владельцы судостроительных бизнесов – "Калашников", "Роснефть", "Ак Барс", "Новатэк" и другие, помельче. Это то, что касается рабочих специальностей. И при грамотной и целенаправленной работе, уверен, снять остроту проблемы можно будет за 3 – 4 года. Но надо что-то делать, иначе все обещания вернуть Россию и отечественное судостроение в элиту морского бизнеса останутся лишь заклинаниями.
В высшем образовании ситуация не лучше. Среди абитуриентов судостроительные специальности спросом не пользуются. Чему обучают в вузах, гордо именующихся сейчас университетами, не очень понятно. Кто-нибудь из руководителей судостроительных предприятий, по идее, главных заказчиков выпускников, знает, чему учат в стенах этих заведений? Кто-нибудь из них согласовывал программы обучения? Или эти программы согласовывают в Министерстве науки и высшего образования люди далекие от судостроения? И здесь за пятилетку ситуацию не исправишь. Тем более, что и учить-то, за исключением фундаментальных дисциплин, в вузах реально некому. Мои многолетние поиски специалиста, который мог бы толком рассказать, в чем отличия организации процесса постройки судна у нас от, к примеру, корейского или немецкого судостроения, к успеху не привели. Такое впечатление, что таких знаний у нас просто нет. А отличия есть. Иначе чем объяснить, что сроки строительства отличаются в разы.
Вы, дорогие читатели, прекрасно знаете, что я не склонен к паникерским настроениям, но, уверен, что сама проблема не рассосется. Может быть, обсудим это на "Неве 2019"?
С уважением, Николай Ивакин, главный редактор