- Насколько готовы сварщики перейти на российское оборудование?
- У нас всегда были разные сварочные аппараты и отечественные в том числе. Можно говорить, что Кемппи несколько лучше, чем российское сварочное оборудование. Сейчас настало такое время, что мы вынуждены будем импортозамещать зарубежное оборудование. Я думаю, что есть российские бренды сварочного оборудование, которые нисколько не уступают зарубежным. В любом случае, это повод для того, чтобы развивать и добиваться каких-то практических успехов. Какое-то время будет трудно, качество будет хромать, но это повод для развития. Если ничего не делать, ничего и развиваться не будет.
- Какая потребность у Выборгского завода в закупке оборудования?
- По большей части сейчас мы нуждаемся в сварочных аппаратах. Это связано с ростом количества производственного персонала. Их нужно обеспечить фронтом работы и инструментами, соответственно. Только на прошлой неделе купили около ста новых единиц сварочного оборудования
- Повлияла ли сегодняшняя ситуация в мире на строительство? Что у вас сейчас закуплено, и есть ли потребность именно для строительства?
- Из шести рыбаков, которые еще в строительстве, только на одном заказе возникли проблемы с двумя номенклатурными позициями. Их возможно импортозаместить, мы работаем в этом направлении. В остальном, на 95% у нас все заказы укомплектованы. Поэтому, с точки зрения текущей ситуации с санкциями, ограничениями и задержками, могу сказать, что на меня ничего критично не влияет. Единственно, что хотелось бы отметить, что это ключевая ставка Центробанка, которая резко увеличилась. Это вызвало практическую остановку работ по гражданским проектам, потому что они строились, в основном, за кредитные деньги. Но на сроки сдачи это не повлияет.
- До какого года у вас сформирован "портфель заказов"?
- На сегодняшний день "портфель заказов" сформирован до конца 2026 года. Я думаю, что сейчас, в течение ближайшего полугодия, заказов прибавиться и тогда он будет сформирован до 2028 года.
- Будет ли в связи с этим набор людей?
- Нет. На сегодняшний день мне такого количества достаточно. Есть отдельные позиции, но это уже не массовый недостаток рабочей силы, который наблюдался еще полтора года назад.
- А что касается бригад-подрядчиков? Откуда появилась тема с подрядчиками?
- Тема с подрядными организациями и бригадами, появилась для того, при наступлении ямы в производственной программе не увольнять людей. Часть работы отдается подрядным организациям, которые гораздо более мобильны, чем заводские подразделения. Но все это индивидуально. Например, я знаю, что Красное Сормово не пользуется подрядчиками. Они там есть, конечно, но их общее количество не превышает 10%. На некоторых предприятиях количество подрядчиков составляло от 30% до 50%, как, например, на Выборгском или Балтийском заводах. На других же заводах таких как Адмиралтейские верфи и Севмаш подрядные организации в меньшинстве. Это связано с тем, что на этих верфях выполняются проекты для Гособоронзаказа. Есть и обратный пример, когда подрядчиков на предприятии работает 100%, такое я наблюдал на Астраханских заводах. Что касается Выборгского судостроительного завода, у нас количество подрядных рабочих снижается, на сегодняшний день их количество составляет порядка 25-30%.
- А есть задача вообще отказаться от подрядных рабочих?
- На сегодняшний день я такой задачи не ставлю, да и вообще такой задачи не стоит в принципе. Есть два основных фактора, влияющих на привлечение подрядчиков. Первый – горизонт планирования. То есть объем загрузки верфи в годах, насколько верфь уверена в своей дальнейшей загрузке. Если горизонт планирования превышает 5-7 лет, то тут вполне можно говорить о том, что можно набирать своих, стационарных сотрудников, сокращая количество подрядных организаций.
В целом набор рабочих зависит от структуры заказов, которые есть на верфях. Например, нынешняя система ценообразования в Гособоронзаказе предполагает выполнение работ исключительно своими силами. Существует формула "20+1", когда на собственные работы норма прибыли - 20%, а на привлеченные – 1%. Конечно, лучше своим персоналом отчитываться и получать прибыль 20%. Плюс система ценообразования в Гособоронзаказе предполагает включения стоимости нормо-часа и планового размера расходов, которые могут учитываться только при условии выполнения работ собственным персоналом. Поэтому, если мы говорим о Гособоронзаказе, тут даже экономически выгоднее выполнять работы своими силами, а не подрядчиков.
- Обсуждался ли вопрос общего подрядчика в ОСК?
- Этот вопрос обсуждается постоянно, но это касается исключительно гражданских заказов. Потому что сейчас высвобождаются на каком-то заводе основные производственные рабочие. В ОСК существует так называемая Система единого ресурсного центра. Она работает, но верфи, которой нужен персонал для работы над Гособронзаказе, невыгодно привлекать персонал для выполнения работ через заключение договора на предоставление персонала со своими коллегами. Потому что тогда не будет ни прибыли, ни докладных. Ей выгодно временно оформлять себе в штат рабочих. И таким образом осваивать часы.
- Что касается территории и инфраструктуры завода. Насколько вы планируете ее улучшить?
- За полтора года количество производственных рабочих резко увеличилось. И этих сотрудников в количестве 400 человек нужно обеспечить не только сварочными аппаратами,но и спецодеждой в большом количестве. Кроме того, для заводчан нужно организовать личные шкафчики, раздевалки и душевые. Когда количество людей резко увеличивается до плюс 400 человек за полтора года, старыми душевыми уже не обойтись, нужно строить новые, чем мы сейчас и занимаемся. В плане подготовки производства к Гособоронзаказу в первую очередь.
Траулер "Норвежское море" на Выборгском судостроительном заводе / Фото: "Выборгский судостроительный завод", ОАО |
Что касается столовой, я с конца февраля запустил на заводе эксперимент. Он себя, кстати, вполне оправдывает. У нас две столовых, услуги по питанию оказывала сторонняя организация. Комплексный обед стоил 200 рублей, что вполне нормально. С февраля месяца я выставил эту услугу на тендер и объявил, что комплексный обед не должен стоить более 100 рублей. В итоге комплексный обед на сегодняшний день стоит на заводе 85 рублей. Помимо этого в каждом цехе имеется комната приема пищи, оборудованная микроволновка и всем необходимым.
-Что есть на заводе рекреационное?
- На территории ВСЗ есть четыре бани, бильярдная, шесть саун. Они, в основном, для рабочих.
- Какие мероприятия устраиваете для рабочих?
- Даже в самые сложные финансовые годы, мы выделяли деньги на ежемесячную аренду спортзалов в близлежащих школах. По вечерам арендовали спортивные залы, и там у нас постоянно проводится то футбол, то волейбол. Зимой есть возможность ходить на лыжах и на подледную рыбалку. Кроме того, каждый год проводится спартакиада. Есть спартакиада ОСК, общая. Но у нас своя спартакиада. Раз в год проводится турслет. Также, на заводе есть свой спортзал, его сделали своими силами. У нас работает девятикратный Чемпион России по пауэрлифтингу. Я лично каждый год провожу чемпионат завода по бильярду на кубок генерального директора и самостоятельно покупаю всем призы. Так что надо сказать, что социальная работа у нас ведется очень активно.
- Сколько у вас рабочих ездят на автомобилях, и какие есть проблемы с парковками?
- Когда мне начинают рассказывать о том, как все плохо, я говорю: "Вы выйдете за ворота и посмотрите, сколько на прилегающих улицах стоит автомобилей". Там все заставлено.
По поводу заезда на завод: периодически устраивают бунты. Я раз в полтора года устраиваю секвестр: режу пропуска тем, у кого они были, и выдаю заново. У нас стоянка оборудована на 300 мест, и ее не хватает. Выборг, конечно, не Питер, и больших проблем у нас нет, но люди жалуются из-за нехватки парковочных мест.
- Какие еще есть преимущества для заводчан?
- Очень просто – зарплата. Когда начались все эти истории, потянулись слухи, что все плохо, всем урежут зарплату, пойдут увольнения. Чтобы это нивелировать, я с первого апреля поднял зарплату на 8%. На размер роста индекса потребительской корзины в 2021 году. Это имеет значение. Кризис – кризисом, но повышение зарплат никто не отменял.
Траулер "Норвежское море" на Выборгском судостроительном заводе / Фото: "Выборгский судостроительный завод", ОАО |
- А есть для детей какие-нибудь сады?
- У завода – нет. Социальная инфраструктура советских времен у завода отсутствует.
- Что поменялось с момента вашей работы? Вы долго присматривались?
- Я очень долго присматривался, так сказать "шишек набивал". Все приходит с опытом. Ни в первый, ни во второй, даже ни в третий год это не придет.
- Расскажите про свое образование.
- Я заканчивал юрфак СПБГУ. Потом долгое время работал начальником юридического отдела Выборгского судостроительного завода. Параллельно работал заместителем председателя совета директоров, директором компании "АК Барс", которая на тот момент была владельцем ВСЗ. Помимо этого работал корпоративным секретарем. И в конечном счете первым заместителем генерального директора Выборгского судостроительного завода. В 2014 году заочно получил второе высшее образование в Корабелке на факультете "Экономики".
- Расскажите как вы оказались в Выборге?
- Сам я родом и Петербурга, а в Выборг переехал благодаря объявлению в одноименной газете: "Новое руководство компании ищет начальника юротдела". Пришел, устроился, до сих пор работаю.
- Давайте поговорим про трамвайчик (кто был в Выборге знает, что недалеко от вокзала на небольшой площади стоит желтый трамвайчик).
- У нас на заводе очень мощная молодежная организация и это была их инициатива. Они в свободное от работы время сделали этот трамвайчик из обрезков и подарили любимому городу.
- Расскажите про совет молодежи. Я правильно понимаю, что это все сейчас помогает активно привлекать кадры?
- Да. На сегодняшний день средний возраст рабочих на заводе составляет 41 год. Это при том, что 10 лет назад он приближался к 60.
- Насколько известно среди заводов ОСК вы лидируете по количеству сотрудников?
- Не задавался целью считать. Я просто знаю свою потребность и никогда ее не сравнивал с динамикой на других верфях. У всех есть своя потребность.
- Опытом вы как-то делитесь?
- Я же не зря сказал, что количество высококвалифицированных людей на рынке очень ограничено. Поэтому здесь каждый сам за себя, каждый охотится, как может. Тут все зависит от человека, который отвечает за подбор персонала. У меня сменилось за последние полтора года три директора по подбору персонала за невыполнение плана.
- Получается, этот человек говорит с людьми на их языке, когда нанимает, и может проверить какие-то качества?
- В том числе и это. Скажем так, он знает места. А я за последние полтора года уволил народу больше, чем за предыдущие восемь лет. Выговоров и замечаний я объявляю по три штуки в день точно.
- Что в первую очередь волнует сейчас директора завода ОСК?
- Меня как директора волнует прежде всего перевыполнение производственного плана и безусловное исполнение Государственного оборонного заказа. Вот, что меня волнует в первую, вторую, третью и даже в четвертую очередь.
- А что касается следующих заказов?
- У меня из гражданских заказов будут только два многострадальных ледокола, которые сейчас находятся в подвешенном состоянии, потому что 80% импорта было заявлено заказчиками. И теперь проект на паузу пока что поставлен.
- В каком режиме у вас сейчас работает отдел закупок?
- Отдел закупок работает на износ, даже по выходным, так как сейчас идет массовый подбор того, что можно найти на рынке, пока еще это возможно.
- Этим занимаются разве не сотрудники КБ?
- Это совместная работа само собой. Два раза в неделю у нас проходят совместные совещания с "Алмазом", потому что они проектанты всех кораблей на ВСЗ.
- Сколько у вас в КБ проектировщиков?
- 52.
- А этого достаточно?
- Да. Мы своими силами занимаемся только базовой документацией. Меня больше интересуют даже не конструкторы, а технологи. Именно технологи производственного процесса.
- Кто производит пусконаладочные работы?
- Пусконаладочные работы производят либо российские партнеры иностранных поставщиков, либо собственными силами. Просто на практике это приводит к тому, что не действуют гарантийные обязательства. Поставщик в случае, если в его оборудование вмешивается не авторизованный пользователь, он снимает гарантию.
- Что касается страхования судна, в какой момент вы его страхуете? У вас есть личная заводская страховка?
- Все зависит от условий контракта. Гражданские суда начинают страховаться в момент закладки киля. А если говорить о Гособоронзаказах, то суда вообще иногда не страхуются.
- Уменьшились ли страховые случаи с людьми?
- У меня их и не было. За последние 22 года, что я работаю на заводе, ни одного тяжелого или даже средней тяжести несчастного случая не было. Легкие несчастные случаи иногда происходят.
- Как часто вы ходите по заводу?
- Каждое утро в 8:45 у меня планерка. Она занимает от 15-20 минут. А каждую пятницу обход по заводу. В течение недели постоянные выходы на строящиеся заказы.
- Часто говорят, что у ОСК много совещаний, которые отвлекают.
- Совещаний и у меня очень много. Я каждый год выпускаю приказ об установлении режима совещаний. А в течение года это все разрастается. Совещания вообще нужно сокращать. Я попробовал переводить их в онлайн формат, но понял, что это бесперспективная идея.
Но я стремлюсь к тому, чтобы ни одно совещание не превышало 1,5 часа. У нас по средам проводится директорское совещание по всем заказам. Или раз в месяц проводится приемка плана. Задача такая, чтобы даже масштабные совещания не превышали 1,5 часа. Но все равно получается много. В ОСК этого тоже много.
- Каждый новый год вы выпускали что-то креативное. Как вообще вас уговаривают в этом участвовать, и будет ли что-то в этом году?
- В этом году планируем Шерлока Холмса.
Беседовала Виктория Корабеловна
Первая часть интервью доступна по ссылке...