Когда отправляешься в плавание – важно все: от первоклассных винторулевых колонок, до первоклассной санитарной кабины. Компания "НТЦ Курс", традиционно поставляющая вакуумные туалетные комплексы РЖД, выходит на судостроительный рынок с аналогичным продуктом. О нюансах производства и уникальной технике беседуем с главным конструктором предприятия Александром Лавровым.
– Расскажите вкратце о своем продукте.
– В наших вакуумных туалетных комплексах решены проблемы вибрации и попадания в них посторонних предметов. Компоненты оборудования проработаны таким образом, что случайно выпавшая вещь, например, ручка, в систему попросту не пройдет: застрянет еще на входе, так как отверстие в чаше унитаза всего 38 мм. Туалет может выдерживать перегрузку до 5g. Не зря мы являемся основным поставщиком вакуумных туалетных комплексов для РЖД.
– Чем будет отличаться система, которая в РЖД обычно используется, от той, что будет ставиться на корабль / судно?
– Будем использовать совершенно другой класс корпусных деталей, электроники, разъемов. Это коннекторы с более высоким уровнем защиты, корпусы влагостойкие. Также мы учитываем большое содержание солей в воздухе. Наша электроника сможет работать даже если ее будет заливать. Изменения в технической части в том числе позволят избежать коротких замыканий, и, как следствие, пожара.
– На какие-то корабли или суда уже устанавливали ваши туалетные комплексы?
– "Лукойл" искала решение для нефтяных платформ. В Москве одна из компаний обращалась по поводу установки туалетных комплексов на плавучие вертолетные площадки. Для "Янтаря" поставляли водоразборную арматуру и для Samsung, которая производит нефтяные платформы.
– Вы полностью самостоятельно проектируете и производите свою продукцию?
– Да. Сами проектируем и сами производим. Закрываем полный технологический цикл. Все наши продукты запатентованы.
– Что насчет конкурентов?
– Скажем так – они есть. Пара крупных производителей и мелкие. Некогда одна из таких компаний главенствовала на ж/д, теперь 90% продукции там – наша.
– Чем планируете привлекать компании, у которых уже налажены закупки?
– Первое – мы российский производитель, а сегодня, как вы знаете, импортозамещение – необходимая составляющая при строительстве судов и кораблей. Второе – качество. Наши вакуумные туалетные комплексы прошли не один год эксплуатации в различных условиях, доказав свою надежность. И мы, конечно, планируем полностью учитывать требования заказчика и условия эксплуатации, хотя это оборудование и не требует сертификации в Регистре.
Также наши вакуумные туалетные комплексы отлично подойдут для скоростных судов, у которых перегрузка как раз достигает 5g.
– На сегодня вы предлагаете только вакуумные туалетные комплексы?
– Не только. Мы можем организовать комплексную подготовку систем водоснабжения.
Скажем, на больших судах навряд ли будет проблема с количеством пресной воды, так как там есть опреснительные установки. А если это что-то небольшое, и вам приходится экономить питьевую воду? В таком случае мы устанавливаем специальную систему, которая будет дозировано ее подавать. Тут может быть и механическое решение и электронное, когда просто руки подносишь – вода льется. При этом все оборудование целиком наше, никаких проблем с установкой судовладельцу испытывать не придется: его невозможно сломать и, оно не требует дополнительной регулировки во время эксплуатации.
Одновременно с этим наша система может подавать воду с заданной температурой при необходимости. Мы можем что-то изменить в системе, исходя из нужд экипажа, как это делали для мусульман.
– С виду умывальник – не самое технически сложное изобретение. Приходится ли его проверять, тестировать перед выпуском в продажу?
– Все наши устройства проходят многократный контроль. Мы не выпускаем изделия, которые не прошли приемо-сдаточные испытания.
– Насколько вашу систему без вас легко починить?
– Любой механик справится. На ж/д никаких загвоздок с этим не возникает.
– То есть особого сервиса не требуется?
– Требуется. Запчасти все равно ведь нужны.
– Есть что-то, что вы бы хотели добавить о вашей системе?
– Добавлю, что в наших системах мы используем электродвигатели белорусского производства, в связи с тем, что электродвигатели такого формата просто не производятся в России, из-за этого возникают проблемы с логистикой. Это асинхронные электродвигатели со своими частотными преобразователями. У нас есть разработки частотных преобразователей, которые позволяют перевести постоянный ток в переменный.
Еще пару слов про электронику. "Мозг", так сказать, вакуумного туалета – специальный промышленный контроллер. Если что-то сломается, он на дисплее укажет ошибку, и мастеру не придется перебирать всю систему, чтобы вернуть работоспособность туалета. Это очень удобно.
– Поговорим о материалах, которые вы используете в производстве.
– Заготовки покупаем на российском рынке (стали титаносодержащие, нержавеющие) – кроим на своих лазерных раскроечных машинах. У нас несколько больших машин, в том числе последнее приобретение – машина компании Mazak. Гнем, штампуем, варим. У нашей компании есть сертификация, позволяющая изготавливать изделия, которые эксплуатируются по всей Европе на ж/д транспорте.
– А у зарубежных компаний что-то закупаете?
– В Италии нашли компанию, которая поставляет под наши нужды хромированную латунь: водоразборная арматура, то есть краны и смесители.
Дело в том, что в России есть некоторые проблемы с хромовым покрытием.
Декоративные покрытия проще делать за границей.
– В чем проблема?
– Экологи всем производителям покрытий выдвинули серьезные требования. Утилизация отходов затруднительна. Экономически стало невыгодно работать в этой сфере.
– Цены на металл сильно ударили по производству?
– Мимо нас это точно не прошло. Цена на конечный продукт, как и у всех, выросла.
– Насколько получается идти в ногу со временем и обновлять производство?
– Для этого на предприятии существуют специальные службы, которые изучают современные технологические процессы и внедряют их в производство. Группа программистов решает вопросы по усовершенствованию алгоритмов работы систем для повышения надежности и удобства пользования.
Заключительное слово
Когда беседа закончилась, специально для Корабел.ру показали принцип работы вакуумного туалетного комплекса, и у нашего корреспондента была возможность лично убедиться в каждом прозвучавшем слове. В туалет действительно невозможно опустить посторонний предмет. Можно сказать, что он – антивандальный, хотя, конечно, о каком-то вандализме на судне или корабле говорить не приходится, ведь на флоте все строго.
В завершение добавим, что НТЦ "Курс", как и любая уважающая себя компания, к делу своему подходит ответственно. Главный конструктор предприятия Александр Лавров предстал перед нами человеком заинтересованным в своем деле, понимающем тонкости современной техники. Выражаем ему большую благодарность за возможность поближе познакомить наших читателей с таким важным продуктом для флота, как часть санитарной кабины.
– В наших вакуумных туалетных комплексах решены проблемы вибрации и попадания в них посторонних предметов. Компоненты оборудования проработаны таким образом, что случайно выпавшая вещь, например, ручка, в систему попросту не пройдет: застрянет еще на входе, так как отверстие в чаше унитаза всего 38 мм. Туалет может выдерживать перегрузку до 5g. Не зря мы являемся основным поставщиком вакуумных туалетных комплексов для РЖД.
Главный конструктор предприятия Александр Лавров / Фото: Корабел.ру |
– Чем будет отличаться система, которая в РЖД обычно используется, от той, что будет ставиться на корабль / судно?
– Будем использовать совершенно другой класс корпусных деталей, электроники, разъемов. Это коннекторы с более высоким уровнем защиты, корпусы влагостойкие. Также мы учитываем большое содержание солей в воздухе. Наша электроника сможет работать даже если ее будет заливать. Изменения в технической части в том числе позволят избежать коротких замыканий, и, как следствие, пожара.
Вакуумный туалетный комплекс / Фото: Корабел.ру |
– На какие-то корабли или суда уже устанавливали ваши туалетные комплексы?
– "Лукойл" искала решение для нефтяных платформ. В Москве одна из компаний обращалась по поводу установки туалетных комплексов на плавучие вертолетные площадки. Для "Янтаря" поставляли водоразборную арматуру и для Samsung, которая производит нефтяные платформы.
– Вы полностью самостоятельно проектируете и производите свою продукцию?
– Да. Сами проектируем и сами производим. Закрываем полный технологический цикл. Все наши продукты запатентованы.
Встреча с НТЦ "Курс" на МВМС-2021/ Фото: Корабел.ру |
– Что насчет конкурентов?
– Скажем так – они есть. Пара крупных производителей и мелкие. Некогда одна из таких компаний главенствовала на ж/д, теперь 90% продукции там – наша.
– Чем планируете привлекать компании, у которых уже налажены закупки?
– Первое – мы российский производитель, а сегодня, как вы знаете, импортозамещение – необходимая составляющая при строительстве судов и кораблей. Второе – качество. Наши вакуумные туалетные комплексы прошли не один год эксплуатации в различных условиях, доказав свою надежность. И мы, конечно, планируем полностью учитывать требования заказчика и условия эксплуатации, хотя это оборудование и не требует сертификации в Регистре.
Также наши вакуумные туалетные комплексы отлично подойдут для скоростных судов, у которых перегрузка как раз достигает 5g.
Вакуумный туалетный комплекс / Фото: Корабел.ру |
– На сегодня вы предлагаете только вакуумные туалетные комплексы?
– Не только. Мы можем организовать комплексную подготовку систем водоснабжения.
Скажем, на больших судах навряд ли будет проблема с количеством пресной воды, так как там есть опреснительные установки. А если это что-то небольшое, и вам приходится экономить питьевую воду? В таком случае мы устанавливаем специальную систему, которая будет дозировано ее подавать. Тут может быть и механическое решение и электронное, когда просто руки подносишь – вода льется. При этом все оборудование целиком наше, никаких проблем с установкой судовладельцу испытывать не придется: его невозможно сломать и, оно не требует дополнительной регулировки во время эксплуатации.
Одновременно с этим наша система может подавать воду с заданной температурой при необходимости. Мы можем что-то изменить в системе, исходя из нужд экипажа, как это делали для мусульман.
Техническое устройство вакуумного туалетного комплекса / Фото: Корабел.ру |
– С виду умывальник – не самое технически сложное изобретение. Приходится ли его проверять, тестировать перед выпуском в продажу?
– Все наши устройства проходят многократный контроль. Мы не выпускаем изделия, которые не прошли приемо-сдаточные испытания.
– Насколько вашу систему без вас легко починить?
– Любой механик справится. На ж/д никаких загвоздок с этим не возникает.
– То есть особого сервиса не требуется?
– Требуется. Запчасти все равно ведь нужны.
– Есть что-то, что вы бы хотели добавить о вашей системе?
– Добавлю, что в наших системах мы используем электродвигатели белорусского производства, в связи с тем, что электродвигатели такого формата просто не производятся в России, из-за этого возникают проблемы с логистикой. Это асинхронные электродвигатели со своими частотными преобразователями. У нас есть разработки частотных преобразователей, которые позволяют перевести постоянный ток в переменный.
Главный конструктор предприятия Александр Лавров / Фото: Корабел.ру |
Еще пару слов про электронику. "Мозг", так сказать, вакуумного туалета – специальный промышленный контроллер. Если что-то сломается, он на дисплее укажет ошибку, и мастеру не придется перебирать всю систему, чтобы вернуть работоспособность туалета. Это очень удобно.
– Поговорим о материалах, которые вы используете в производстве.
– Заготовки покупаем на российском рынке (стали титаносодержащие, нержавеющие) – кроим на своих лазерных раскроечных машинах. У нас несколько больших машин, в том числе последнее приобретение – машина компании Mazak. Гнем, штампуем, варим. У нашей компании есть сертификация, позволяющая изготавливать изделия, которые эксплуатируются по всей Европе на ж/д транспорте.
– А у зарубежных компаний что-то закупаете?
– В Италии нашли компанию, которая поставляет под наши нужды хромированную латунь: водоразборная арматура, то есть краны и смесители.
Дело в том, что в России есть некоторые проблемы с хромовым покрытием.
Декоративные покрытия проще делать за границей.
Кранбукса / Фото: Корабел.ру |
– В чем проблема?
– Экологи всем производителям покрытий выдвинули серьезные требования. Утилизация отходов затруднительна. Экономически стало невыгодно работать в этой сфере.
– Цены на металл сильно ударили по производству?
– Мимо нас это точно не прошло. Цена на конечный продукт, как и у всех, выросла.
– Насколько получается идти в ногу со временем и обновлять производство?
– Для этого на предприятии существуют специальные службы, которые изучают современные технологические процессы и внедряют их в производство. Группа программистов решает вопросы по усовершенствованию алгоритмов работы систем для повышения надежности и удобства пользования.
Заключительное слово
Когда беседа закончилась, специально для Корабел.ру показали принцип работы вакуумного туалетного комплекса, и у нашего корреспондента была возможность лично убедиться в каждом прозвучавшем слове. В туалет действительно невозможно опустить посторонний предмет. Можно сказать, что он – антивандальный, хотя, конечно, о каком-то вандализме на судне или корабле говорить не приходится, ведь на флоте все строго.
В завершение добавим, что НТЦ "Курс", как и любая уважающая себя компания, к делу своему подходит ответственно. Главный конструктор предприятия Александр Лавров предстал перед нами человеком заинтересованным в своем деле, понимающем тонкости современной техники. Выражаем ему большую благодарность за возможность поближе познакомить наших читателей с таким важным продуктом для флота, как часть санитарной кабины.