Судовладелец может быть привлечен к возмещению убытков, причиненных собственнику водного объекта.
Подъем затонувшего имущества регламентируется главой VII Кодекса торгового мореплавания (далее – КТМ РФ), правила которой применяются к подъему, удалению и уничтожению потерпевших крушение судов, их обломков, грузов, затонувших в пределах внутренних морских вод или территориального моря РФ.
Статья 109 КТМ РФ устанавливает обязанность собственника по требованию капитана морского порта в установленный им срок поднять затонувшее имущество. Капитан правомочен предъявить указанное требование только тогда, когда затонувшее имущество создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением, препятствует осуществлению рыболовства, деятельности порта и проводимым в нем работам.
При наличии указанного полномочия, в действующем законодательстве отсутствует санкция за невыполнение законных требований капитана морского порта. Судовладелец, отказывающийся предпринять действия по подъему затонувшего имущества, может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, со штрафом не более 40 000 рублей. Данное регулирование не является достаточным для понуждения судовладельцев к подъему судов за свой счет, в связи с чем ущерб, причиненный администрации порта отказом от подъема может быть возмещен лишь в порядке гражданского судопроизводства.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2011 года по делу N А42-4700/2009 устанавливает, что судовладелец может быть привлечен к возмещению убытков, причиненных собственнику водного объекта, в соответствии со ст. 56 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ), совместно с положениями ч. 1 ст. 39 ФЗ "Об охране окружающей среды".
У судовладельца, как у любого лица, осуществляющего эксплуатацию судна – объекта повышенной опасности, имеется обязанность соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Статья 69 ВК РФ предусматривает обязанность возмещения вреда водным объектам лицами, причинившими такой вред.
Таким образом, для привлечения судовладельцев к ответственности могут быть использованы основания, предусмотренные нормативными правовыми актами об охране окружающей среды. В соответствии со ст. 1, 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч. 1 ст. 56 ВК РФ, затонувшее судно может быть отнесено к отходам производства и потребления, то есть мусором.
В указанном случае, для расчета размера вреда, причиненного загрязнением, будут применяться правила Методики подсчета ущерба, утвержденной Приказом Минприроды России от 13.04.2009 года N 87 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" (далее – Методика), пункт 16 которой применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам загрязнением (засорением) водных объектов мусором, отходами производства и потребления, в том числе с судов и иных плавучих и стационарных объектов и сооружений.
Основываясь на вышеизложенном, отсутствие нормативного правового регулирования ответственности судовладельцев за отказ от исполнения требований капитана порта по подъему затонувшего имущества, не означает, что лицо не может быть привлечено к ответственности по иным основаниям.
При наличии признаков загрязнения окружающей среды затонувшим судном, защита интересов собственника водного объекта может быть произведена в судебном порядке на основании положений закона о защите водной среды от загрязнения.
Статья 109 КТМ РФ устанавливает обязанность собственника по требованию капитана морского порта в установленный им срок поднять затонувшее имущество. Капитан правомочен предъявить указанное требование только тогда, когда затонувшее имущество создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением, препятствует осуществлению рыболовства, деятельности порта и проводимым в нем работам.
При наличии указанного полномочия, в действующем законодательстве отсутствует санкция за невыполнение законных требований капитана морского порта. Судовладелец, отказывающийся предпринять действия по подъему затонувшего имущества, может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, со штрафом не более 40 000 рублей. Данное регулирование не является достаточным для понуждения судовладельцев к подъему судов за свой счет, в связи с чем ущерб, причиненный администрации порта отказом от подъема может быть возмещен лишь в порядке гражданского судопроизводства.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2011 года по делу N А42-4700/2009 устанавливает, что судовладелец может быть привлечен к возмещению убытков, причиненных собственнику водного объекта, в соответствии со ст. 56 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ), совместно с положениями ч. 1 ст. 39 ФЗ "Об охране окружающей среды".
У судовладельца, как у любого лица, осуществляющего эксплуатацию судна – объекта повышенной опасности, имеется обязанность соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Статья 69 ВК РФ предусматривает обязанность возмещения вреда водным объектам лицами, причинившими такой вред.
Таким образом, для привлечения судовладельцев к ответственности могут быть использованы основания, предусмотренные нормативными правовыми актами об охране окружающей среды. В соответствии со ст. 1, 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч. 1 ст. 56 ВК РФ, затонувшее судно может быть отнесено к отходам производства и потребления, то есть мусором.
В указанном случае, для расчета размера вреда, причиненного загрязнением, будут применяться правила Методики подсчета ущерба, утвержденной Приказом Минприроды России от 13.04.2009 года N 87 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" (далее – Методика), пункт 16 которой применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам загрязнением (засорением) водных объектов мусором, отходами производства и потребления, в том числе с судов и иных плавучих и стационарных объектов и сооружений.
Основываясь на вышеизложенном, отсутствие нормативного правового регулирования ответственности судовладельцев за отказ от исполнения требований капитана порта по подъему затонувшего имущества, не означает, что лицо не может быть привлечено к ответственности по иным основаниям.
При наличии признаков загрязнения окружающей среды затонувшим судном, защита интересов собственника водного объекта может быть произведена в судебном порядке на основании положений закона о защите водной среды от загрязнения.