Кирилл Маслов прокомментировал телеканалу РБК и радио Свобода возможность закрытия Босфора для российских судов.
Публикуется по материалам интервью Кирилла Маслова в эфире телеканала РБК и радио Свобода.
- Каков - в общих чертах – режим Черноморских проливов? Кто является их "владельцем"? Есть ли международная структура, которая там рулит, или это все делает Турция?
К.М.: В Проливах устанавливается режим транзитного прохода, предусмотренный Конвенцией ООН по морскому праву. Конвенция о режиме проливов предусматривает так же право свободы прохода и мореплавания в Проливах. Юрисдикция Турции над Проливами осуществляется с соблюдением этих положений.
- При каких условиях Турция имеет обусловленное международными соглашениями право закрыть пролив, не пускать суда (в частности, российские), досматривать или арестовывать их?
К.М.: По Конвенции о режиме проливов, во время войны, когда Турция является воюющей стороной, может быть запрещен проход торгового судна государства, с которым Турция воюет, а так же проход торгового судна, хотя и не принадлежащего к государству с которым Турция воюет, но оказывающего содействие противнику. Военным кораблям воющей державы может быть отказано в праве прохода Проливов, за исключением случаев возвращения таких кораблей к портам своей основной стоянки, оказания содействия государству-жертве конфликта, а так же целей предотвращения военных действий. Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, Корабли проходят по усмотрения Турецкого Правительства.
- Есть ли "неформальные" способы попридержать или не пускать судно (предположим, строго выполнять все временные предписания до последней минуты, как-то с особым пристрастием досматривать и прочее)?
К.М.: Да, поскольку конвенционное регулирование не устанавливает сроки и предусматривает, в том числе оценочное понятие максимально возможной быстроты прохождения осмотра. Кроме того, Турецкие власти в праве принимать законы, направленные на обеспечение безопасности судоходства и предотвращение загрязнения Проливов. Такие законы не должны умолять базовые принципы, однако могут вносить особенности их исполнения на практике. Задержка может быть вызвана количеством судов на подходе к Проливам и особенностями локальных схем разделения движения судов.
- Есть ли разница в процедуре прохода через проливы торговых, пассажирских судов и кораблей ВМФ?
К.М.: Да, в отличие от торговых и пассажирских судов, корабли ВМФ проходят проливы по предварительному уведомлению Турецкого Правительства. Нормальный срок предуведомления будет восемь дней.
- Каковы международные механизмы урегулирования споров по конкретным и общим случаям режима проливов?
К.М.: Это может быть согласительная процедура, международный суд или международный трибунал по морскому праву. Все механизмы действия урегулирования содержатся в Конвенции ООН по морскому праву.
Материал предоставлен пресс-службой АБ СПб "Инмарин"