К.П. Борисенко, СПбГМТУ: "Дайте нам возможность спокойно работать"

61 16740 14 мин
Мы продолжаем серию интервью с руководителями профильных высших учебных заведений. Главный редактор "Корабел.ру" побеседовал с ректором Санкт-Петербургского Морского государственного технического университета, Константином Петровичем Борисенко.
  Н.Н. Ивакин: Константин Петрович, не секрет, что достаточно длительное время престиж технических профессий был на низком уровне. Ваши коллеги однозначно отмечают, что в последнее время интерес абитуриентов растет. Чувствуете ли вы какое-то оживление в наборе? Довольны ли вы качеством знаний поступающих?
К.П. Борисенко: Если говорить о престиже инженерных профессий, то, действительно, он был в определенной степени подорван теми событиями, что происходили в последние годы. Среди нашей молодежи достаточно устойчиво укоренилось желание стать либо экономистами, либо юристами, - чтобы распределять финансовые потоки или управлять ими в рамках существующих законоуложений. Спад интереса к техническим специальностям, особенно к такой сложной, как наша, определялся и зарплатами, условиями будущей работы, которые не выдерживали критики со стороны молодежи. Негде было работать, негде было жить, не над чем было работать.
С тех пор ситуация несколько поменялась, и года 3-4 назад абитуриенты снова пошли на технические специальности наравне с экономическими и юридическими. В нашем ВУЗе есть и те, и другие, и мы сразу заметили разницу. Но только начал расти набор, как мы столкнулись с последствиями демографической ямы, которые продолжаются до сих пор.
Кроме того, на нас свалилась новая система поступления по результатам ЕГЭ, когда школьнику предоставляется право выбрать предметы, которые он будет сдавать, чтобы получить сертификат к поступлению в ВУЗ. Как известно, тело стремится к движению по пути минимального сопротивления. Так и школьники не спешат сдавать физику, которую сегодня в школе преподают крайне плохо. Те задачи, требования, которые содержатся в тесте ЕГЭ, сегодня для выпускников, которые физику почти не знают, неподъемны.
Теперь в этом отношении сделан еще один шаг: в новых образовательных стандартах для выпускников физику, химию, биологию предлагается объединить в один предмет "естествознание". Люди не знают физики. А нам без нее, да и точных наук в принципе, нельзя. Контингент, который мы принимаем в результате ЕГЭ, сталкиваясь с курсами фундаментальной химии, физики, математики на первых курсах, с трудом их одолевает, зато разносится молва о том, как сложно учиться в техническом ВУЗе. Ведь обучение у нас итак всегда считалось сложным, мы предъявляем повышенные требования к знанию школьных курсов фундаментальных наук.
Судостроение сейчас оживает, приняты соответствующие госпрограммы, идет проектирование кораблей. И вроде бы работа есть, и зарплата приличная — уже нельзя ссылаться, что не идут, потому что зарплаты нет. Она есть. И соцпакет в ряде случаев предлагается достаточно ощутимый. Эта сторона, связанная с привлекательностью работы в судостроении, уже существует, хотя пока не восстановилась целиком.
С другой стороны, работа школы, подготовка абитуриентов, чтобы они знали физику и хотели ее понимать - все это идет достаточно тяжело. Поэтому сложности будут. Ведь в Питере количество людей, желающих поступать в технические вузы, достаточно легко оценить — по количеству выпускников, которые записались сдавать физику или информатику. Кстати, нам не разрешают в качестве вступительного принимать сертификат по информатике, как альтернативный. Почему, мне не понятно. А количество сдающих очень невелико. В прошлом году это было около восьми тысяч человек, в этом — еще меньше. Мест во всех ВУЗах города — 28 тысяч. Если предположить, что половина, или больше - это технические вузы, то на 14-16 тысяч мест нам просто не хватает поступающих. Так что мы работаем с периферией, привозим людей оттуда. Мы сохранили наши общежития и стараемся поддерживать количество мест, достаточное хотя бы для половины контингента, привозим абитуриентов из Находки, с севера, из нефтегазодобывающих районов...
Кроме этого, есть еще и социальный момент. Иногда детей посылают учиться, чтобы закрепиться в городе и переехать уже всей семьей. Но, естественно, что приезжают на учебу только те, кому будут помогать родители, потому что та стипендия, что сегодня студенты получают, несмотря на то что ее, по щедрости Владимира Владимировича, вскоре повысят аж на 8 %, составляет сегодня 1100 рублей.
Н.Н.: Часто слышу от молодежи - ну зачем мне эта стипендия?
К.П.: И совершенно справедливо говорят. Я тоже не понимаю, зачем платить такую стипендию... Вы помните, недавно помощник президента, Дворкович, выступал с предложением прекратить выплаты стипендий. Все сразу всполошились, ему пришлось оправдываться, что вроде как и не это имел в виду.. Но на самом деле это действительно так: ну что это за деньги? Это же совершенные гроши, только на карточку проездную хватает, и все. А меж тем иногородние за проживание в общежитии, платят от стипендии в месяц сколько? Пять процентов. То есть я получаю, грубо говоря, 50 рублей со студента в месяц. У нас живет, скажем, тысяча иногородних. Я получаю 50 тысяч рублей — и что я с ними могу сделать? Мне даже белье не постирать в прачечной, это стоит дороже! А нужно еще весь фонд поддерживать в нормальном состоянии — на это денег уже нет. Конечно, финансы — отдельный вопрос, но он соотносится с тем, сколько к нам придет людей, какой будет конкурс, почему он невелик.

Н.Н.: Есть ли уже конкурс на поступление в ВУЗ?
На разные курсы — конкурс разный. Если это направления, в большей степени связанные с вычислительной техникой, с программированием, с защитой информации — туда идет больше людей. А когда речь заходит о профессиях, от которых за версту "пахнет" металлом, тут уже сложнее. Это потом люди начинают понимать. Мы работаем с абитуриентами, но до них донести эту мысль пока сложно. Нас спасает пока еще то обстоятельство, что наш университет единственный в России — это раз. И романтики пока не перевелись.
Мы учим создавать корабль – проектировать и строить. Есть какие-то пересечения с университетами водных коммуникаций, но в рафинированном виде "Корабелка" одна. Сотни наших выпускников работают в городе, кто на "Балтийском заводе", кто на "Адмиралтейских верфях", и детей стараются направить по своим стопам. Мы — корпоративный, семейственный, в определенной степени, ВУЗ.
Конечно, занимаемся и подготовкой абитуриентов. Хотя со школьниками должны работать не только мы. Потому что приглашать человека на последующее трудоустройство будет не ВУЗ. Чтобы студент знал, как будет выглядеть его работа, нужна помощь предприятий. Нужно приглашать человека не учиться в "Корабелке", а работать на заводе — "Балтийском", "Адмиралтейском", "Северной верфи", в "Рубине", "Малахите". Университет — это средство получения знаний для последующей работы, поэтому мы сейчас очень плотно работаем с предприятиями.
Что касается подготовки абитуриентов непосредственно к учебе в университете, то мы идем несколькими путями, точнее, шли раньше. Были подготовительные курсы — традиционная для учебных заведений форма, которая позволяла скорректировать подготовку к вступительным экзаменам силами наших педагогов, ориентированных на необходимый уровень преподавания. К сожалению, теперь такая форма работы неактуальна. Чем она была выгодна? Мы готовили школьников к тому уровню, который требуется для экзаменов и последующего процесса обучения. Теперь же все сдают ЕГЭ, и готовить ребят надо к сдаче именно этого теста, к тем унифицированным требованиям, которые предъявляются сегодня. Поэтому вести ориентированную на собственные потребности работу не получается. Естественно, у нас есть структуры для подготовки к тестированию, но это просто — есть стандартные билеты, есть люди, которые могут что-то подсказать. Ситуация с ЕГЭ - стандартная, одна на всех. Однако подготовка школьников к тестированию - малоинтересная для меня работа как для человека, который будет потом иметь дела с этим контингентом.
На сегодняшний день основным источником поступающих для нас стал организованный двадцать лет назад Средне-Технический факультет. Мы набираем выпускников девятых классов, и в течение двух лет их учим. Когда система создавалась, предполагалось, что по окончании обучения студенты получат школьный аттестат, благо у нас есть возможность их выдавать, а мы будем делить выпускников на "беленьких" и "черненьких" - лучших брать в ВУЗ, а ребят послабее отправлять на дальнейшее обучение с сертификатом о среднем образовании. Но не получилось - все хорошие. На факультет всегда достаточно высокий конкурс, и в лучшие годы мы принимаем до 250 человек — треть набора на первый курс. Отличные ребята, которых мы сами подготовили (во всяком случае, пенять не на кого), осознанно к нам идут, привычные к студенческой среде, поскольку у них такая же схема работы — лекции, сессии, практические работы. Выпускники факультета составляют наиболее адаптированное, подготовленное ядро первого курса.
Н.Н.: На факультете даются какие-то профессиональные знания?
К.П.: Обязательно читаются курсы профильных дисциплин.

Н.Н.: Насколько востребованы ваши выпускники?
К.П.: Тут вопросов никаких нет. На 80-90% наши выпускники уходят работать по специальности. Ребята вынуждены подрабатывать из-за ничтожного содержания в виде стипендии. Это ясно, как и то, что не все на первых курсах находят себе место в судостроении — многие уходят куда примут и там потом остаются. Это нормальный процесс. Но я повторюсь — подавляющее большинство наших выпускников работает в судостроении. Потому что они попадают на практику, и тоже прикипают. В этом смысле мне непонятно, почему у нас отменен институт распределения. Это же правильно: если человек получил образование за счет государства, то должен отработать эти деньги, два-три-четыре года, там куда пошлют, это справедливо.
Н.Н.: Целевое образование от крупных судостроительных холдингов. Есть ли у вас стипендиаты от "Каспийской энергии", ОПК?
К.П.: Да, безусловно. Мы каждый год получаем оборонный заказ: выпускается совместный приказ Минобразования и Министерства промышленности и торговли, в котором определены задания по подготовке специалистов для оборонных отраслей промышленности, в частности, для кораблестроения. Мы набираем людей от предприятий - это, буквально, список фамилий, подписанный директором завода, с соответствующей печатью. Если претенденты сдают ЕГЭ, то проходят к нам без конкурса, как подписавшиеся под тем, что после окончания обучения будут работать на соответствующем предприятии. Таких достаточно много.
Также мы готовим специалистов того или иного профиля под определенную вакансию, определенный тип работы, рабочее место, с необходимыми заказчику особенностями. Это возмездная работа, и учебу таких студентов оплачивает предприятие.
Н.Н.: Иностранных студентов готовите?
К.П.: Конечно, у нас в лучшие годы в университете училось до 450 иностранцев. И сейчас мы их готовим...
Н.Н.: Из каких стран?
К.П.: В основном, Юго-Восточная Азия - сегодня. Раньше были студенты из Прибалтики, из СНГ. Сейчас мы ориентированы на Вьетнам, Китай, Мьянму.
Там, где идет бурное развитие судостроения, где требуются специалисты. В том же Вьетнаме отрасль развивается при помощи наших выпускников, которые знают, что в "Корабелке" закладываются действительно хорошие, фундаментальные знания. От них мы постоянно получаем новые заказы.
Сейчас учится приблизительно 270 человек. С иностранными предприятиями у нас плотные связи, мы посылаем туда профессуру читать лекции, к нам приезжают стажеры — в общем, "Корабелка" имеет достаточно серьезный имидж в мире. Мы - известный бренд. Кроме того, это помогает зарабатывать деньги, необходимые для поддержания университета в более-менее приличном состоянии.
Н.Н.: Военную кафедру, кстати, удалось сохранить?
К.П.:
Военно-учебный центр — да. Мы готовим офицеров для действительной службы по заказу Министерства Обороны. Правда, последние два года Министерство закрыло прием в высшие военные учебные заведения. Но специалистов для военной приемки мы готовить продолжаем.

Н.Н.: Включение в Болонский процесс, двухуровневое образование. Что такое бакалавр? Что такое магистр? Понимают ли в промышленности, что это такое? Как вы с этим "боретесь"?
К.П.: Плохо промышленность понимает, и что такое магистр, и что такое бакалавр. Хотя такого рода беду можно было бы исправить. Но я лично к двухуровневой системе отношусь с большим скепсисом, поскольку за четыре года, даже меньше, подготовить судостроителя трудно. С выпускной работой, практиками, времени для нормальной учебы получается очень мало. Поэтому мы прилагали, и прилагаем все усилия, чтобы нашим специальностям обучались в течении пяти лет, даже пяти с половиной лет, как это было всегда.
К сожалению, когда составлялся перечень специальностей с сохранением пятилетнего обучения, Министерство образования заняло по этому поводу очень жесткую позицию относительно нашего направления. Да и Департамент судостроения не проявил нужной настойчивости. Ведь, в конце концов, этот список был завизирован с Минпромторге, и в том числе, ответственность несет Департамент, потому что нужно было за руки держать замминистра, когда он это подписывал! Тем не менее, мы продолжаем борьбу, тяжелую и нужную. В июне прошлого года на заседании Совета безопасности по судостроению, было принято два решения: во-первых, "Корабелку" наделили особыми правами в области кораблестроительного образования. Теперь мы сами определяем (и 24 января 2011 года это право подтвердил Указ Президента) стандарты подготовки, учебные программы, не ориентируясь на федеральные нормативы, которые нас сильно вязали. Во-вторых, Министерству образования было предписано подготовить дополнительный список специальностей с пятилетним обучением для одобрения Правительством. В настоящее время перечень, куда мы, наконец, включены, находится в Министерстве юстиции, и после проверки на соответствие законодательству будет окончательно одобрен.
Мы в этом году вынуждены набирать людей на бакалавриат, но со следующего года, я надеюсь, снова сможем работать по своим учебным планам, не согласовываемым ни с кем. Таких ВУЗов только четыре в стране: МГУ, СПбГУ, мы и "Бауманка". Остальные должны ориентироваться на федеральные стандарты. Здорово, что сможем быстро реагировать на изменение требований к специалистам, и не придется проходить бесконечные тяжелые согласования, в которых мы в последнее время очень погрязли.
Н.Н.: Вы сказали о меняющейся обстановке. Почти двадцать лет назад прекратил свое существование Институт повышения квалификации инженеров судостроительной промышленности, здесь, неподалеку, на улице Союза печатников. С тех пор я даже не знаю, где корабелы могли бы актуализировать свои знания. Все стандарты требуют этого так или иначе, не только для инженеров заводов, КБ, но для и ваших преподавателей, ведь они тоже должны повышать квалификацию.
К.П.: Преподаватели в этом ключе находятся в лучшей позиции, чем специалисты из отрасли. Мы очень плотно работаем с предприятиями, и практически во всех КБ и НИИ работают наши же профессора, доценты. С точки зрения подготовки инженерного корпуса, переподготовки на предприятиях, да, регулярной работы нет. В достопочтимые годы, когда у предприятий не было денег даже зарплаты платить, процесс переподготовки кадров несколько застопорился.
Н.Н.: Сейчас ОСК тоже вкладывает деньги. Где результат?
К.П.: Считать чужие деньги не люблю, надо самим зарабатывать. Мы обладаем собственными ресурсами и можем выполнять подобную работу. Однако, хотелось бы, чтобы со стороны заводов была не только моральная поддержка, но и протоколы о намерениях, партнерстве, и деньги шли!
В области акустики, прежде всего, в области измерений заказы уже есть. Институт повышения квалификации работал на постоянной основе, взять в полной мере на себя его функции мы, в общем, наверное, смогли бы. У нас есть такой факультет, всё есть, но для этой работы нужны средства. Наверно, какие-то механизмы в этом отношении должны появиться. Мы к своей роли готовы, база есть, специалисты имеются. Прежде всего, это относится к вопросам автоматизированного проектирования: все существующие в мире программные средства у нас в распоряжении, с нами сотрудничают западные фирмы, учебные версии ПО для студентов передают безвозмездно. И, конечно, мы могли бы выполнить работу по передаче этих данных на предприятия, но за это надо платить. Никто нынче бесплатно не работает.
Н.Н.: Вот подошли к деньгам. Помимо бюджетных источников, у вас НИСы, НИРы есть?
К.П.: Бюджетные источники финансирования - вот они, передо мной лежат. Мог бы показать пару строк, и вам стало бы все понятно, но не буду. Средств дают - кот наплакал, большая часть - на зарплаты и стипендии. Все остальное финансируется так скудно, что здесь должны быть не чернильные пометки, а мои слезы. Все технические ВУЗы сегодня обеспечиваются по принципу "чтоб не померли". На содержание здания и сооружений — а у меня их 135 тысяч квадратов — мы имеем в год 6-7 млн. рублей. Если вы поделите одно на другое, вы узнаете, сколько я получаю на содержание одного квадратного метра.
На оплату коммунальных услуг мы получаем процентов 70 от того, что берут с нас энергетики. Если говорить о других статьях расходов, которые должны были бы, казалось бы, присутствовать в смете бюджетной организации, то их просто нет. Например, у меня в смете нет денег на телефон. Как может бюджетная, да любая организация работать без телефона? Мы платим сами. Нет денег в смете на командировки — ни копейки. Можно ли так работать? Ведь в Москву постоянно приглашают на разные заседания. Получил недавно приглашение: "проведем совещание в виде делового завтрака". Восемь тысяч рублей он стоит, плюс дорога — да я не съем на восемь тысяч!
Денег просто крохи. Если бы мы не получали помощь, и не зарабатывали сами...
Н.Н.: Так какие источники?
К.П.: Внебюджетное обучение, в основном, юристов и экономистов. Затащить людей на технические специальности учиться платно практически невозможно, за исключением тех случаев, когда за обучение платит завод. А в экономисты идут с охотой. И когда нам говорят, что надо бы освободить институт от несвойственных ему задач — хорошо, освободим, только возместите те деньги, которые эти "непрофильные" задачи дают на содержание государственного учреждения. Подчеркиваю, не моего учреждения. Почему, работая в государственном ВУЗе, я должен зарабатывать деньги на его содержание?
Мы должны получать финансирование, достаточное для спокойной работы. Уж на телефон-то деньги дайте, ребята! На командировки! На оборудование выделено четыре миллиона на год. И как нам обновлять компьютерный парк — у меня работает 600 машин, и они устаревают! Все прекрасно знают: сегодня вы работаете с одним ПО, завтра создается другое. И это лучшее не лезет в тот компьютер, который работал вчера. Мы вынуждены его менять. А где на все это деньги взять? Эта политика людей, работающих в условиях рынка. Но в этой гонке мы-то не успеваем! Просто нет средств, а если ориентироваться на бюджетное финансирование, то будет совсем плохо. Поэтому внебюджетные источники — студенты-платники, исследовательские работы...
Помогает сдача в аренду избыточных помещений. Избыточных, правда, мало, подвалы, например. Из-за той же демографии — людей нет, платников меньше. Но мы ведь вынуждены платить за те расходы, за которые не должны были: телефоны, командировки, электричество, тепло, газ, вода. И штрафы — из-за того, что что-то там не так делаем. Ситуация с финансами сложная, и, если бы не поддержка со стороны отдельных предприятий, нам пришлось бы туго. Я, например, очень благодарен "Адмиралтейским верфям" и Владимиру Леонидовичу Александрову, потому что массу проблем мы решаем с его помощью. Тот же фасад покрасить сегодня стоит таких денег! Идешь к В.Л., и говоришь: "Что-то у тебя фасад грязный!". "Да? Ну сейчас покрасим!" А красят они и нас заодно.
Н.Н.: У вас еще остался в Северодвинске филиал?
К.П.: Работает. Тоже трудно, тоже проблемы с деньгами.
Н.Н.: Там же весь город сориентирован на судостроение.
К.П.: Город-то сориентирован, но вы же знаете, как живет СМП: в 90х годах был в очень тяжелом положении, а сейчас просто в тяжелом. "Звездочка" сегодня получше.
В Северодвинске филиал был организован по желанию Северного машиностроительного предприятия. И тогда, когда решалась эта задача, и много лет спустя материальные проблемы решали заводы. Все здания, все сооружения были заводскими. Энергетика, тепло, вода — они не знали, что такое платить. Потом пришли другие времена, и около 10-12 лет назад заводы освободились от непрофильных активов, которые не могли содержать, передав их нам. Нужно было "сесть на бюджет" — а это совершенно другая система работы и филиала в том числе. В последние годы помощи от заводов филиал ощущает мало. Понятно, почему.
Н.Н.: Лет восемь назад в Смольном создавали программу по подготовке кадров для судостроения за счет городского бюджета.
К.П.: Её сделали, но деньги ушли не нам, поскольку местный бюджет не может финансировать федеральное учреждение. Программа ушла на ПТУ, на техникумы. Определенные результаты мы получили, в виде абитуриентов, например.
Н.Н.: Как вы считаете, замыкание ВУЗов на отраслевые министерства — это, скорее, плюс или минус?
К.П.: Большой разницы здесь нет. Мы прекрасно решим поставленные задачи при наличии финансирования, будь оно отраслевое или федеральное. Конечно, лучше и естественнее, если бы ВУЗ входил в состав ОСК. Раньше, принадлежа формально Минобразования и получая оттуда достаточные средства, мы очень большую помощь получали от профильного Министерства судостроительной промышленности. Я мог решить любые задачи в Министерстве, которое, в конечном счете, занималось распределением наших выпускников. По моему мнению, нужно принадлежать той отрасли, которую вы непосредственно обслуживаете, для которой созданы. Не знаю, правда, в состоянии ли сейчас отрасль нас содержать.



Комментарии   61.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович
14.06.2011, 23:53
Спасибо, Константин Петрович. Все достаточно честно и откровенно описали. Пожалуй, только одна проблема осталась "за бортом" - уровень преподавательского состава. Но об этом и так достаточно написано.
В молодости я роман Бредбери "451 по Фаренгейту" читал, как фантастику. Недавно перечитал - в аккурат про нашу страну. И как же нужно было постараться, чтобы так быстро все уничтожить... И какой же был потенциал у страны, чтобы его хватило на нынешнее, пусть даже жалкое, существование и образования, и науки, и промышленности...
За свою инженерную жизнь не раз приходилось убеждаться, что наше советское образование дало мне великолепную базу. Самое главное, нас научили УЧИТЬСЯ и добывать знания самостоятельно. Стараниями нынешнего Минобрнауки (не к ночи будь помянуто!) сделано все, чтобы убить у нынешнего поколения какую бы то ни было жажду знаний.
Спасибо, Корабелка, надеюсь, что к тебе придет достойный абитуриент, способный освоить то, что надлежит освоить корабельном далее...
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич
15.06.2011, 08:58
Спасибо Корабелке за всё, что она мне дала. Действительно, в нашем прошлом много неприемлимого, но надо признать, что образование было на высочайшем уровне.
-0+
#Рыдловский Владимир Петрович
15.06.2011, 10:12
Интересно было бы узнать мировые рейтинги судостроительных университетов и курсов повышения квалификации  инженеров-судостроителей.
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович
15.06.2011, 21:26
Зачам Вам это? Всяк кулик хвалит свое болото, и результата любого "рейтинга" напрямую зависит от того, кто оный "рейтинг" заказывает (характернейший пример т.н. "рейтингового" агентства см. в фильме "служебный роман - 2", ежели не стошнит).
-0+
#Рыдловский Владимир Петрович
16.06.2011, 16:49
Хотелось узнать адреса и подробности положительных примеров организации современного судостроительного образования и повышения квалификации. Корабелка,наверно, должна же отслеживать направления движения и успехи своих конкурентов?!
Слышал, что "АВ" посылают своих специалистов на стажировку в Европу.
Может детям династий современных судостроителей есть смысл получать образование за границей и работать на современных мировых верфях, при этом, учитывать ценный опыт своих родителей?
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович
16.06.2011, 23:29
Посылали их еще в мою бытность на "АВ". Ничего не привезли, кроме виски из дьютика. Тамошние познания здесь плохо применимы. Замена клапана ничего не дает, ежели система гнилая.
-0+
#Коновалов Михаил Сергеевич
15.06.2011, 18:54
Что касается повышения квалификации, то это вполне восполнимо. Мне также раньше в институте повышения квалификации подготовку пришлось проходить. Думаю, необходимо новое привнести, да и старые, кстати, не самые плохие, советские приобретения не потерять. Соберусь с мыслями, попробую предложить в этом плане некоторое сотрудничество, есть к этому профессиональный интерес. Если, конечно,  Константин Петрович посчитает это нужным рассмотреть. Поддерживаю коллег, корабелка это мировой бренд.
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович
15.06.2011, 21:39
Михаил Сергеевич, уважаемый, не витайте в облаках. Никому это не нужно. Советские приобретения почти все уничтожены и их остатки добиваются образовательными стандартами Минобрнауки и 83-ФЗ. В этой стране образованные люди, увы, не нужны, нужна, максимум, "образованщина". Хотя средний выпускник нынешнего ВУЗа и на эту категорию, увы, не тянет.
На протяжении нескольких лет я был членом ГЭК. Глядя на вялое убожище современных "дипломных проектов" (а еще страшнее т.н. "дипломные работы", вот где болото!) я просто не знал, как это ... оценивать. Ежели это "диплом", то какие же у них были курсовики?... Две странички А4 и доброе ласковое собеседование, на котором "препод" объяснял, что именно на этих страничках списано и откуда?
И здесь хотелось бы задать вопрос руководству Корабелки: что заставило вас столь низко уронить уровень кораблестроительного образования? Здесь, наверное, не только Фурсенко виноват (в начале падения про него и не слыхал никто).
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович
15.06.2011, 22:11
А дальше все будет гораздо печальнее благоть даря фурсенковсому ЕГЭ и "болонскому процессу".
Начнем с ЕГЭ.
Вспомним себя в девятом (ныне десятом) классе. Кто из нас был способен принять решение относительно своего жизненного пути? Единицы. Сейчас нашим детям предлагают сделать свой выбор раз и навсегда - ведь если ты не сдавал ЕГЭ по физике, ты НИКОГДА уже в своей жизни не сможешь поступить в технический ВУЗ! Даже если у тебя вдруг прорезалось призвание. Это страшнее, чем приговор - можно отсидеть, судимость снята и ты полноценный человек. Здесь - "кранты".
Дальше - хуже. Лично у меня всегда плохо шли письменные экзамены (сочинения, контрольные и т.п.). Не знаю, почему, но факт. Но на устных экзаменах я свое отыгрывал, потому что материал знал и мог это доказать. Теперь устные экзамены отменены. И я в данной системе, наверное, не набрал бы требуемых баллов по ЕГЭ для поступления на корфак. И не получил бы "красный" диплом. И многие мои сокурсники, ставшие генеральными директорами, возможно, тоже. далее...
-0+
#Qskldjghkjdfh Dlrigeljgl Lygtjlkerjg
16.06.2011, 00:52
Я боюсь, Дмитрий Александрович, что эти звания тоже из до-болванского периода. Здесь в норвегии тоже все новоиспеченные бакалавры и, редко, магистры. Инженеры старой закалки очень ценятся и "наши" люди с советским образованием, проблем с трудоустройством не имеют. Здесь болонская система привела к тому, что местные "инжЫниры" избегают таких предметов, как сопромат, СМК и гидромеханика. Даже простенькие классовые расчеты не любят делать. Так, что не только у вас так. Здесь в Норвегии в этом отношении тоже таже ж...па, только вид сбоку.
-0+
#Абрамова Анна Александровна
16.06.2011, 09:18
Хочу заметить, что в "Корабелке" от "болонской системы" уже удалось отбиться. А ЕГЭ отменяют, если мне не изменяет память, года с 2012, как не оправдавшее ожиданий. Можт быть все не так плохо?
-0+
#Донской Алексей Владимирович
16.06.2011, 13:57
Был демографический "провал", теперь будет "провал" ЕГЭический :-)
-0+
#Абрамова Анна Александровна
16.06.2011, 15:10
Ну демографический-то не кончился. Наложится одно на другое - отрасль опять окажется без специалистов(
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович
16.06.2011, 23:33
Где-то можно прочитать об этой радости? Пока про отмену ЕГЭ ничего не слыхал, даже наоборот.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
16.06.2011, 16:51
Дмитрий Александрович, naval architect - это специальность (= кораблестроение в РФ). А бакалавр и магистр - это образовательный уровень (grade). Что касается Dipl.Eng., то это до-болонская квалификация, в частности распорстраненная в Германии и ряде стран; возможно присваиватеся и сейчас, как у нас остался (?)"специалист". В большинстве стран (кроме некоторых, где это не определено законодательством - например во Франции и некоторых штатах США) чтобы называться naval architect, нужно иметь как минимум уровень бакалавра по этой специальности.
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович
16.06.2011, 23:36
Спасибо. Я, признаться, думал, что для инженнерных специальностей, равно как и для медицинских, у соседей действует особая система.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
17.06.2011, 06:40
Нет, не действует. Вопреки распространеному мнению, даже у китайцев бакалавр и магистр сейчас, по нашей специальности.
-0+
#Qskldjghkjdfh Dlrigeljgl Lygtjlkerjg
16.06.2011, 00:58
Хтя такого маразма как у вас с ЕГЭ, конечно нет. Всегда можно и досдать и пересдать. Здесь просто сумму балов считают. Можно начать учиться на искусствоведа, а закончить электронщиком (хотя это сложно и требует времени).
-0+
#Донской Алексей Владимирович
16.06.2011, 02:07
“Alma Mater” уважаю и люблю. Но…
В дополнение к словам Д.А.Грубова вернусь к излюбленной теме отрыва корабелов от моря. Что-то с каждым годом все дальше…
 
19-21 мая 2011 года в г.Котка (Финляндия) состоялась очередная российско-финская Морская Ассамблея. Мероприятие с громким названием, но несколько бредовое по сути. На нем анонсируются доклады и презентации проектов нацеленных на получение определенного объема европейских (ЕС-овских) финансов и грантов в рамках международного и трансграничного сотрудничества (Россия-ЕС и т.д.).
На данном мероприятии прозвучал доклад профессора СПбГМТУ В.К.Гончарова с презентацией проекта WACONN ( или Ways to Connect).
Это было ужасно…
 
В зале были выпускники ЛКИ (с опытом кстати...). Мы изумленно слушали, как уважаемый профессор говорил ерунду про будущие разработки в рамках проекта – как разработают новые способы «погрузки грузов», новые методы «разбивания судами ледового покрова». Апогеем была - необходимость проектирования специального судна для перевозок по Сайменскому каналу в связи с его «навигационными особенностями» и «ледовым покровом». Ничего общего с реальной жизнью, современной морской и коммерческой практикой. далее...
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
16.06.2011, 17:08
А чему тут удивляться: профессора нынче такие книги и учебные пособия издают и всей кафедрой их рецензируют. Начинаешь читать - весь материал на уровне 1940-60х, без учета новых методов и техники, да еще и с ошибками. Пальцем показывать не буду... А с другой стороны, попробует специалист-практик не из ВУЗа или НИИ напечатать научную статью, для широкой специализированной аудитории - куда ему идти? Этот бы актуальный материал в руки студентам, и тем же ВУЗовским преподавателям...
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович
16.06.2011, 23:51
Алексей Владимирович, еще на заре 90-х профессор кафедры Проектироования судов (sic!) любимой Корабелки тихо просил меня в общих чертах рассказать. что такое рудерпост. За 20 лет лучше-то не стало.
"Теперь - какие времена - такие трубадуры,
но:
У нас-то были Битлз
а у этих кто? Билан"
(С) Тимур Шаов
У нас-то были Я.И. Войткунский, В.В. Луговский, Я.И. Короткин, Л.И. Рябов.. не перечислить всех. Даже немного В.В. Ашика застал, повезло. Титаны, от общения с которыми формировался определенный менталитет и дух Корабелки.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
17.06.2011, 01:53
Сссылка на неофициальный сайт студентов корабелки, в т.ч. с описанием преподавателей
http://www.student-mtu.narod.ru/findex.htm
-0+
#Донской Алексей Владимирович
17.06.2011, 02:04
А еще сайт дизелистов Корабелки. Мне понравился - http://propulsionplant.ru/
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
17.06.2011, 07:17
Кстата система повышения квалификации действует за рубежом. За n лет сотруднику нужно набирать определенное количество очков, которые присваиваются за посещение семинаров, прохождение доп.курсов (заочных и очных), и т.д. Если обратили внимание, ко многим зарубежным курсам приписываются CEU - это значимость курса в очках. Система не идеальна, но мне доводилось посещать/проводить такие мероприятия и польза несомненна (в 2011 провожу 2 таких семинара в США). Сотрудники у нас тоже проходят такое обучение, очно или заочно.
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович
17.06.2011, 23:24
Кстати, в Регистре эта система непрерывного образования тоже работает. Постоянно свое Свидетельство о компетентности нужно подтверждать, посещать семинары и т.п. И тесты сдавать на компьютере через Инет приходится. Вещь, на мой взгляд, весьма полезная, тонус нужно держать.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
18.06.2011, 09:27
Знаю что во многих КО такая система принята; к сожалению в ВУЗах - нет. В ВУЗах оценивается количество статей, методичек и учебных пособий, подготовленных преподавателем; фактор повышения квалификации при этом неочевиден. Есть профессора, которые тупо переиздают свои статьи 1970-х; там даже ссылки на стандарты СЭВ попадаются :)
 
А можно подробнее узнать, что входит в программы повышения квалификации сотрудников Регистра и как эта система работает? И доступно ли это для преподавателей ВУЗов и специалистов КБ?
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович
21.06.2011, 14:33
В принципе, на этот вопрос г-н Кайгородов мог бы лучше ответить, он сотрудник отдела подготовки персонала. Я могу рассказать только о том, в чем лично участвую.
Всяк приходящий на работу в Регистр, независимо от предыдущего опыта и должности, получает статус стажера. Период стажировки длятся от полугода до года. За это время нужно изучить гору нормативной документации, сдать теоретический экзамен на компьютере и выполнить определенные работы по специальности под руководством наставника (то есть, без права подписи). Если все сдано успешно - выдается Свидетельство о компетентности, в котором указаны виды деятельности (т.н. "сферы"), по которым специалист имеет право работать самостоятельно. Причем сразу открываются не все сферы даже в пределах специализации - например, для работ с документацией по ПБУ нужно пройти дополнительный курс и сдать дополнительный экзамен.
Дальше специалисту предстоят:
- регулярная проверка практики работы (например, результаты выполненного освидетельствования проверяется компетентным экспертом ГУР с указанием обнаруженных несоответствий); далее...
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
21.06.2011, 18:12
Спасибо, система ясна.
 
Предположу, что выездной семинар в Одессе был летом :)
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович
21.06.2011, 20:45
Нет, я участвовал в семинаре весной прошлого года. Семинар был, в основном, посвящен одобрению Регистром документации в электронном виде. Попутно затрагивались вопросы наиболее существенных изменений в правилах.
Но ведь мы знаем только о тех семинарах, на которых нам следует что-либо рассказывать. Может, что-то в Одессе еще было. Я не участвовал.
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович
21.06.2011, 20:50
Альберт, только прочитав свой ответ, понял Ваш юмор (чувствуется одесская школа).
Одесский семинар бал в конце марта. Было холодно, примерно, как в Питере. Снег едва сошел, и то не везде.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
22.06.2011, 11:43
Явная недоработка организаторов семинара. А Вы говорите - система качества!!! Вероятно, в процедурах совершенно не прописаны связи метеоусловий в заданных периодах с географическими положениями мест проведения мероприятий. Вроде солидная организация... Может Кайгородов это сможет прокомментировать?
-0+
#Климашевский Станислав Николаевич
16.06.2011, 20:29
Хотелось бы услышать, есть ли сейчас технологическая практика на завода, как было во времена СССР.
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович
17.06.2011, 00:18
Станислав Николаевич, 80 - 82 год, прошел своими ногами через эту туфту. Практически никакой практической пользы от этой так называемой "практики" не было. За редким исключением: на второй практике на ЛСЗ им. Жданова я угодил в хозрасчетную бригаду судосборщиков на секциях. Хотя им за меня доплачивали, они попытались пристроить меня к делу. Дали провод, рамку, показали в первом приближении, как варить. Развлекался с неделю, освоил даже вертикальную сварку. Когда сваренного мной "осьминога"весом примерно с полтонны несли краном через цех в металлолом, рабочие снимали каски и плакали. На последней неделе практики я самостоятельно собрал небольшую плоскостную секцию.
Но это мне повезло. Подавляющее большинство на этой пресловутой практике ничего, кроме метлы, в руки не брали.
Поэтому идеализировать нашу советскую систему подготовки я бы не стал. Было много "косяков". самое отвратительное (после "болтовни" в виде истории КПСС и т.п.) была программа английского языка. При помощи далее...
-0+
#Донской Алексей Владимирович
17.06.2011, 01:38
Не соглашусь! Практики - единственные моменты, когда настоящий пароход и механизмы можно было увидеть и руками потрогать.
Других вариантов в программе не предусматривалось. Как практика организовывалась - это другой вопрос. Кто хотел - везде лазал и все смотрел. Вам же кран выделили!
Студентов вообще надо каждый месяц в цех и/или в порт водить. У эксплуатационников же многомесячные практики... Отсюда и непонимание для чего пароход нужен.
Вот кстати вопрос Константину Петровичу - Кроме практик, есть регулярные производственные экскурсии?
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович
17.06.2011, 23:30
Так я и не говорил, что практика - вещь бесполезная, и свой пример привел.
До сих пор помню слова своего бригадира: "И какой же ты будешь инженер, если чертеж правильно сложить не умеешь! Какой бардак будет у тебя на столе!"
Нужное это дело, безусловно, и нужно студентов не на месяц в цеха загружать, а поболе.
Просто организрвана практика даже в советские времена была, по большей части, безобразно.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
18.06.2011, 02:58
Соответственно вопрос ректорату ЛКИ (то бишь СПБГМТУ) что делают в этом отношении? Вопрос-то больше организационный нежели финансовый. Здесь "на бедность" можно не ссылаться.
Кстати еще одно время "студенческие конструкторские бюро" практиковались (СКБ "Океан", в частности). Неужели нет желания возродить СКБ, устроить конкурсы, помочь участвовать в тендерах?
Не должен ВУЗ "спокойно работать"! Хреновый у статьи заголовок!
-0+
#Климашевский Станислав Николаевич
18.06.2011, 13:19
Алексей Владимирович!
Я с благодарностью вспоминаю технологическую практику. На первой мы работали на плазе Балтийского завода. Я увидел как готовят модели для гибки листов обшивки и сам участвовал. По нашей модели нам показывали как гнут листы. Обошёл все строящиеся корабли. На второй практике в Сормово неделю варили узлы комбайна для сбора картофеля, нам заплатили. Руководителем была мама Нина (Н.Арсеньева). Она устроила нам поездку на первой "Ракете" и стоял на мостике рядом с капитаном Девятаевым - героем, бежавшим с товарищами  из плена на самолёте. В Сормово видел конвейер сборки речных судов.
На преддипломной практике участвовал в сборке танкера "Пекин" в первой  бригаде коммунистического труда - бригадир В.Смирнов.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
17.06.2011, 01:55
Уважаемые коллеги!
 
А где на Ваш взгляд в настоящее время следует получать кораблестроительное образование (в т.ч. из числа зарубежных институтов)?
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
17.06.2011, 06:39
Самое перспективное - в англоязычных странах - Саутгемптонский университет, Мичиганский университет. Туда едут многие азиатские студенты учиться на магистра, а также в Норвегию и Швецию. Несколько моих бывших студентов из Касетсарта учились именно там.
 
В США есть интересная контора, назвается Webb Institute - посмотрите как огранизовано обучение и на какой основе; это у них там самое доступное инженерное образование. Я не сторонник американской системы образования в целом, но на положительные моменты посмотреть стоит. Если бы государство в России было бы заинтересовано в сохранении промышленности и инженерной школы как ее составляющей, то следует формировать такие учебные заведения.
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович
17.06.2011, 23:42
По поводу Норвегии, думаю, стоит прочитать комментарий Б.Н. Суханика выше. И подумать, стоит ли там образование получать.
Саутгемптон - таки да. Очень многие мои зарубежные коллеги учились именно там. Уровень чувствуется, не хуже Корабелки (прежней).
А на предмет уровня той, прежней Корабелки - жизненная история.
Мой коллега, специалист по корпусу, кандидат наук и умнейший человек, был вынужден в пенсионном возрасте уехать в Австралию. Будучи человеком активным, он попробовал найти себе работу, и пришел в фирму, которая занимается строительством алюминиевых катамаранов (австралийский бренд). Забыл отметить, что английским товарищ практически не владел, как и положено приличному советскому инженеру.
После собеседования его не только приняли на работу с достаточно приличным жалованьем, но и предоставили ему персонального переводчика (или переводчицу, он не уточнял).
Проработал 10 лет, внес немалый вклад в развитие австралийского "катамараностроения". Так что далее...
-0+
#Qskldjghkjdfh Dlrigeljgl Lygtjlkerjg
18.06.2011, 01:55
Кстати, и моий нынешний шеф и коллега и предидущий "доучивались" до уровня Civil Ingeniør имеено в Саутгемптоне. Разница в уровне чувствуется. В Норвегии пожалуй можно отметить NTNU в Трондхейме - этот вуз и исследовательский центр на мировом уровне, но это технический университет со всеми специальностями (от литературы и медицины и до всяких технических), а по морским - пожалуй высшая школа в Олесунде. Ну Нарвик пожалуй еще по техническим специальностям.
Я сам НКИ заканчивал, но за бывший ЛКИ, коллег-конкурентов, тоже рад и искренне их поздравляю. Да, ситуация с преподовательским составом плачевная. Недавно был на сайте своей "Альма-матер". Все те же лица. Только одно новое - и то, по экономике.
Проблема в норвежском образовании, что в школе базовые знания не закладываются. Долбанные социалисты провели реформу и дети до 14 лет не учатся, а играются. До 7 класса оценки не ставят. Преподовательские кадры старой закалки в ВУЗах пока еще есть, но с новой сменой проблемы. Те кто хотят - едут в Англию или Германию или поступают в Трондхейм. далее...
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
18.06.2011, 09:56
Вот сейчас открыл одну из своих настольных книг - Faltinsen O.M. Hydrodynamics of High-Speed Marine Vehicles. 2005 - оказывается, тоже NTNU. Так что есть еще порох в пороховницах у викингов; по крайней мере сравнивать с аналогичным учебным пособием по быстроходным судам изданным в 2006 в НУК/НКИ даже в голову не приходит.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
18.06.2011, 09:18
По Норвегии - в области морских технологий там магистратура все-таки сильная; наш бывший сотрудник учился как раз в NTNU, естестенно ему пришлось переквалифицироваться на суда освоения шельфа. Кстати в магистратуту в большинстве стран принимают с минимум одиним годом опыта работы, и я считаю что это правльно.
-0+
#Головешкин Владислав Борисович
18.06.2011, 02:50
Спасибо КОРАБЕЛКЕ. Практику начал в 63 после поступления на вечерний факультет в ЦЗЛ Адмиралтейского завода-Лаборатория гамма-рентгеноскопии сварных швов,.гамма-рентгеноскопистом. Вот где развивается объёмное мышленье. Когда на пузе проползёшь все шхеры, устанавливая а потом снимая плёнки-"начерталка" плёвое дело.В 64 году был вынужден поступать снова на 1 курс дневного Корфак т. к  Хрущёв совмещая школу с жизнью отменил отсрочку от армии для вечерников и не жалею 64-70 лучшие годы. Корабелка-основатель движения студенческих стройотрядов(65,66 Никель Мурманскойобл 69 мастер стойотряда Тихвинский р-н). Корабелка-школа формирования культурного мировозрения, было просто не престижно не быть на премьерах БДТ, Мариинки, не посещать клуб самодеятельных композиторов(бардов)где выступали Кукин, Клячкин, Городицкий, Визбор, Ада Якушева и конечно ВЫСОЦКИЙ. Не знаю есть ли Гремевший  в те годы Студ эстрадный театр и его шедевр-"путь к диплому".
Спасибо Профессорско-преподавательскому составу:ректору ТОВСТЫХ,преподавателям Дьякову-державжим мух в 8 квадранте, грозе девчонок Тюшкевичу-топтавшему вылстраданные чертежи, профессору Герасимову-учившему ловит мизер и др. далее...
-0+
#Климашевский Станислав Николаевич
18.06.2011, 13:46
Не знаю как сейчас, но в советское время Корабелка была не ниже, если ни выше зарубежных университетов, которые так расхваливают здесь злобные враги СССР. Они наверно хотят выслужиться перед нынешними хозяевами, это позор Корабелки, но в семье не без грубых уродов. Конкретно наши выпускники принимались на работу в США. Их там много, и они регулярно устраивают вечера встречи выпускников всех лет, так они благодарны ЛКИ.
В институте был высокий дух свободы и творчества. Студентами старших курсов была написана оперетта "На Лоцманской, 3 ", композитором был приглашён молодой парень Андрей Петров. Позже я слышал одну из его мелодий для оперетты в другой песне. Работа кукольный театр братьев Серебряниковых.Из ЛКИ вышли знаменитые люди страны - режиссёры  Владимиров, В.Воробьёв ("Труфольдино из Бергамо" и "Остров сокровищ", где он играет пирата - бунтовщика), секретарь обкома Г.В.Романов.
Наш институт был хорошей жизненной школой.
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович
21.06.2011, 11:56
Может, я комментарии невнимательно читал? Нигде не нашел высказываний "злобных врагов СССР" относительно низкого уровня образования в советской Корабелке. Все вроде бы с точностью наоборот пишут.
-0+
#Соискатель
19.06.2011, 16:34
Основная проблема в подготовке профессорско-преподавательского состава, там свои игры. Чтобы защитить диссертацию, которую сам написал, нужно затратить еще и немалые деньги. Если за рубежом на это гранты выделяют, то в России за это еще и деньги надо платить. И откуда в этом театре абсурда взяться здравому смыслу, поэтому и в хвосте оказались, в том числе судостроительной науки.
-0+
#Kirill_P Кирилл
19.06.2011, 17:08
Здесь прозвучало мнение о том, что в советские годы страдало обучение иностранному языку в кораблестроительных ВУЗах. Это наверняка так, но сейчас ситуация не улучшилась, если не стала хуже.
  В данный момент студенты-кораблестроители изучают язык первые два года обучения, причём с начала происходит дифференциация студентов на "сильные" и "слабые" подгруппы (по результатам небольшого теста или чего-то наподобие). О самом преподавании языка не буду говорить очень много, но, думается, это явно не тот уровень, с которым можно работать на предприятии, которое сотрудничает с зарубежными партнёрами, тем более в такой специализированной отрасли. Понятно, что очень многое зависит от того, как хорошо студент знал язык до этого, от его желания знать его, но в конечном остатке и выходит, что то, насколько хорошо владеет морским английским выпущенный специалист, целиком остаётся на том, занимался ли он им самостоятельно. Естественно, за оставшиеся 3 (?) года обучения без практики языка и самостоятельных исканий знание забывается. далее...
-0+
#Климашевский Станислав Николаевич
19.06.2011, 17:21
Я хорошо знал грамматику английского по школьной программе и выручал группу, когда надо было отвечать на вопросы преподавателя. В институте я стал лучше понимать времена. Язык нельзя узнать на хорошем уровне без личного желания. Дополнительные два года в институте мало. что добавляют. Поэтому считаю, что это лишняя дисциплина для технического ВУЗа. Но моим преподавателям я благодарен - они старались, спасибо Елене Васильевне.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
19.06.2011, 19:56
Без этой "лишней" дисциплины выпускник неконкурентоспособен на международном уровне, и судостроительная промышленность страны в целом будет неконкурентна на мировом рынке. Оперативное отслеживание нормативных документов и периодики, изучение программного обеспечения, работа с поставщиками требует знания языка; я уже не говорю про общение с коллегами/рабочими. Сегодня "среднестатистический" выпускник корабелки не способен даже составить деловое письмо с запросом к постащику оборудования - абсурд!
 
Вот философия, педагогика, культурология и прочее в техническом ВУЗе действительно не нужны и отнимают драгоценные часы.
-0+
#Климашевский Станислав Николаевич
20.06.2011, 19:52
Я не говорю, что знание языка лишнее. Лишняя дисциплина в Корабелке - занимает время и средства, а проку мало.Надо самим изучать разговорный на основе школьных знаний или подучиться на спецкурсах.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
20.06.2011, 20:29
А специальную терминологию кто давать будет? В школе этого не дают, и спецкурсы есть только для моряков, не для судостроителей.
 
Убрать философию, политологию и разогнать вообще эти кафедры бывших "научных коммунистов" и "историков КПСС"; путь в гуманитарных ВУЗах учат кому интересно. Ради трудостустройства этих философов-преподавателей у студентов отнимают учебное время, которое можно было бы потратить на изучение того, что им пригодится.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
20.06.2011, 21:10
Дисциплина совершенно не лишняя, а одна из ведущих (должна быть). Дело не только в специальной терминологии, а в том (как уже отмечено г-ном Назаровым), что язык морских международных конвеций, документации IMO, BIMCO и т.д. английский, язык международного общения в морском бизнесе - английский, периодика - на английском и т.п. Поэтому студенты должны учиться читать эти оригиналы, владеть особенностями делового письма, и морского документооборота и делопроизводства, общаться с экипажами судов и зарубежными коллегами.
Я бы еще и испанский ввел факультативно (учитывая количество испаноязычных экипажей).
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович
21.06.2011, 20:57
Лишние дисциплины в Корабелке уже перечислил г-н Назаров: философия, политология и прочая болтология.
За их счет вполне можно организовать обучение английскому в объеме, достаточном для чтения основных документов по специальности, ведения переписки и ведения профессиональных (по специальности) переговоров без переводчика.
Я говорю своему сыну: "Русский ты худо-бедно знаешь и так. Английский нужно учить. Английский важнее русского. Ты русский не способен не знать, поэтому всегда найдешь себе в России некую работу. Но без английского это будет работа дворника."
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
19.06.2011, 17:24
В точку. У судомехаников (плавсостав) и судоводителей есть курс профессионального английского, так что организационно проблема решаема.
 
Самое главное - держать кафедры ин.языка подальше от преподавания этих дисциплин, потому что это сведется к переводу "тысяч" по физике/химии/механике из адаптированнхы книжек, и внедрению "термина"
shipbuilding engineer вместо общепринятого naval architect.
-0+
#Петр
19.06.2011, 19:49
проблема иностранного языка вполне решается за счет других предметов-всегда найдется чего сократить или убрать лишнее
а преподаватели лучше с курсов,программа до уровня свободного общения со сдачей TOEFL или IELTS  и обязательной стажировкой на заруьежных верфях вот как то так
-0+
#Донской Алексей Владимирович
20.06.2011, 21:21
Совершенно не посягая на "возможность спокойно работать", хочу задать вопрос - преподаватели СПбГМТУ не хотели бы принять участие в дискуссии? Может отдельный блог на эту тему открыть? Студенты может тоже поучаствуют...
-0+
#Грубов Дмитрий Александрович
23.06.2011, 22:13
В пользу имиджа "Корабелки", кстати, говорит то, что никто не высказал отрицательного суждения относительно уровня получаемого в ней образования.
Нужно только не ломать то, что было выстроено десятилетними усилиями не самых глупых корабелов.
Не понимаю я, что значит на четвертом курсе Корфака "Теория корабля". У нас была "Качка" - отдельно, семестр, "Динамика и ходкость" - отдельно, "Статика" - целый год. А чему учат в рамках "Теории корабля" (сам лет пять назад смотрел расписание и тихо плакал).
Зато есть предмет "Менеджмент". Блеск. Менеджмент чего (или чем, перевод то этого слова суть "управление, руководство"). Если проектами, то Project Management есть особая дисциплина, которую в рамках обычного университетского образования не читают. Это для элиты, для руководителей. Студенты ими если и станут, то не скоро, тогда и изучат.
Жаль, что преподавательский состав Корабелки в дискуссии не участвует, ведь общий тон-то доброжелательно-ностальгический, может, что полезное и извлекут. далее...
-0+
#Kirill_P Кирилл
24.06.2011, 00:06
Насчёт теории корабля:
3й курс второй семестр - статика корабля (плавучесть, остойчивость, а вот непотопляемость на паре определений заканчивается, спасибо военной кафедре, там по ней дают хорошие знания)
4й курс первый семестр - ходкость
4й курс второй семестр - качка
5й курс - управляемость
Менеджмент - это "Экономика и управление предприятием", ну предмет, пожалуй, и не обязательный, но не то чтобы неприятный. Читается год, во втором семестре надо сделать курсовую работу
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
24.06.2011, 01:14
Кстати о китайских коллегах. Я был на конференции HSMV (по быстроходным морским судам) в Шанхае в 2005 и недавно в 2011. Так вот, раньше в 2005 у них была англоязычная сессия (для гостей и 2-3 китайских специалистов, выступавших на английском); и 3 сессии на китайском (на которые гости не пошли). В этом году было представлено 25 докладов (из них 5 - некитайских), из них только 1 был зачитан на китайском; т.е. китайцы делают доклады на английском.
 
Более того, сборник конференции издан на двух языках (так было и в 2005 - каждая статья  издана на английскои и китайском) - мой доклад и доклады коллег из Кореи, Новой Зеландии, Сингупура и т.д. перевели на китайский, чтобы те же китайские сутденты могли с ним ознакомиться. И даже Powerpoint-перезентацию перевели и показывали параллельно по ходу доклада. Так что вот с кого нужно пример брать...
-0+
#Львов Александр Владимирович
23.06.2011, 21:37
Спасибо за все Корабелке! В этом году закончил! Отличный вуз. Ни разу не пожалел, что поступил.
Свежие новости
Астраханская область становится центром строительства дноуглубительного флота - глава региона
21:30 / судостроение
рекламаПодписка 2025