О кадрах
О кадрах
Материалы, посвященные специфике кадровой работы в отрасли

Изумруды отрасли: от Комсомольска-на-Амуре до Ленинграда

0 110 3 мин
История, заслуживающая внимания, длиною в полжизни человека, от Комсомольска-на-Амуре до Ленинграда. Профессионала своего дела, самоотверженного в труде и в любви к Родине, оставшегося на своем рабочем месте до самого конца.
Григорий Буневич, клепальщик 5 разряда, ветеран труда АСЗ / Фото: Telegram-канал ПАО
Григорий Буневич, клепальщик 5 разряда, ветеран труда АСЗ / Фото: Telegram-канал ПАО "АСЗ"

18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду. Город выстоял и победил ценою тысяч жизней своих жителей, голодных и замерзающих, но полных святой веры в Победу.


Из книги "Ленинградские краностроители": 

В заводской столовой на первое выдавалась тарелка кипяченой воды, заправленной несколькими граммами крупы или муки. На второе готовилась пшенная или ячневая каша – "размазня". 


В конце ноября умер Василий Каталожный. Зажал в центрах деталь, присел рядом и больше уже не поднялся. Недолго протянул после него прославленный клепальщик Григорий Буневич…

До момента, когда корпуса лодок в судостроении начала 20 века станут цельносварными, основной технологией формирования корпуса была клепка.


Соединение металла заклепками - это физически и технически трудный процесс. Во-первых, согласно чертежам, с помощью тщательной разметки необходимо было пробить в листах металла, с ювелирной точностью, всевозможных форм отверстия. Заклепка не только должна скрепить детали между собой, но и заполнить все пространство отверстия, в которое она вставлена. Для этого заклепка нагревается в среднем до 1000 градусов. Ну, и финальным этапом - раскаленную заклепку вставляют в отверстие в обжимке и при помощи мощного удара молота по заклепке, которая с другой стороны должна быть поддержана упором, создают прочное соединение.

12 августа 1938 года Григорий Васильевич Буневич, клепальщик 5 разряда завода подъемно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова, прибыл из Ленинграда в город Комсомольск-на-Амуре по вербовке на завод № 199 (Амурский судостроительный завод), где ему предстояло ближайшие полгода делиться своим опытом с коллегами родственного предприятия. 

 

Григорий Васильевич уже тогда был профессионалом своего дела, участником стахановского движения, которому удалось побить мировой рекорд по клепке (статья о рекорде была опубликована в "Комсомольской правде" 14.12.1935 г.). Перенять опыт скоростной клепки желали многие предприятия. 


Из письма завода комсомольской организации завода "Стальмост" в адрес Буневича: 

Общественность нашего завода горячо приветствует Вас и поздравляет с Вашим рекордом, просим в порядке обмена социалистическим опытом поделится с нами, каким образом Вы достигли такого изумительного рекорда!

Сам Григорий Васильевич так рассказывал о своем достижении: 

Еще в 1932 году я забивал не больше 400 заклепок. С этого года особенно быстро начала расти моя квалификация. Скоро я стал забивать по 800-900 заклепок. И вот, наконец, 7 декабря за 7 часов работы я дал выработку 554 %, при норме 196 заклёпок в смену я забил 1086 шт. и таким образом поставил мировой рекорд. Каким же образом я добился такого высокого показателя и в чем заключаются методы моей работы?


Прежде всего, как я уже говорил, я хорошо изучил технику своего дела. Высокой производительности труда – первый помощник – дисциплина. Я добился того, что члены моей бригады: нагревальщица и подручный работают так, что у них ни одна минута не пропадает даром. Я требую от членов своей бригады быстрой и точной работы и главное - внимательного отношения к делу. Моя нагревальщица привыкла определять, когда я заканчиваю забивать клепку и не успеваю я сделать последние удары, как она уже подает мне следующую заклепку. От этого у меня не бывает простоя. Для сокращения простоя я добился хорошего сверловщика, который рассверливает металл

Также Григорий Васильевич отмечал, что весь успех работы за целую смену зависит от того, как подготовился к работе. При хорошей подготовке он начинал работу "ровно с гудком" и в течении дня не отвлекался.


Неотъемлемой частью своего производственного пути Григорий считал повышение квалификации и передачу своего опыта другим. 

Григорий Васильевич был примером для многих производственников и стахановцев в работе по соединению металлов. Его интервью публиковали в газетах, где он конструктивно критиковал обеспечение производства: детали подают для клепки не вовремя, ставят их куда попало, не интересуясь тем, удобно ли здесь будет клепать. Пускай в отдельности каждый такой факт –мелочь, но вместе они срывают темп работы. Ведь быть стахановцем – значит дорожить каждой минутой. Григорий Буневич, по свидетельствам исторических документов, действительно дорожил каждой минутой рабочего времени. 

После передачи своего опыта коллегам по цеху на Амурском судостроительном заводе, в марте 1939 года Григорий вернулся обратно в Ленинград, где продолжил свою трудовую деятельность на заводе подъемно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова. Во время Великой Отечественной войны Кировский завод, как и многие промышленные предприятия СССР, надел боевые доспехи. 


Из книги "Ленинградские краностроители": 

У цехов рыли узкие окопы-щели, протягивали маскировочные сети. Предприятие превратилось в крепость со своими особыми законами и нормами сведения. Завод давал оружие фронту, производил ремонт танков для тыла. Становилось правилом: человек не отходил от станка, не покидал цеха, пока не выполнил задания. Работали по две, а то по три смены. Начались тяжёлые дни испытаний для всего города – блокада Ленинграда...


…Голод никого не щадил: ни взрослых, ни подростков. Останавливались участки и цехи, огромные сугробы покрыли железнодорожные пути, по которым уже давно ничего не увозили и не привозили. И лишь ремонт танков не прекращался. Ослабевшие слесари вдвоем или даже вчетвером делали то, с чем прежде справлялся один человек…

Жизнь стахановца Григория Буневича оборвалась в тяжелые блокадные дни. Он не дожил до 18 января 1943 года, когда войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокадное кольцо, он не встретил Великий День Победы. Но остался в истории двух прославленных заводов, как человек необычайной силы духа, самоотверженности и чувства долга.

"Амурский судостроительный завод", ПАО
Комсомольск-на-Амуре
+7 (4217) 57-34-83




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
рекламаПодписка 2025