Реакция на первую часть "Изумрудов Онежского завода" побудила к следующей мысли: подобные рассказы о работниках предприятия, во-первых, интересны, а во-вторых, актуальны. Сейчас сложно сказать, вносят ли такие тексты и беседы кардинальные изменения в сложившуюся ситуацию в отрасли, влияют ли они на имидж отраслевых профессий. Мы лишь верим в то, что это мелкими шагами ведет к изменениям, к улучшению имиджа.
Это вторая часть разговоров с молодыми корабелами Онежского ССЗ, и наша редакция надеется, что не заключительная, а наоборот - только дающая старт большому движению. О своих кадрах начнут рассказывать другие заводы, начнут рассказывать их уникальную историю, и "Изумруды Онежского завода" превратятся в "Изумруды всей отрасли". Станут олицетворением той начальной идеи, которую мы заложили несколько лет назад.
Что же, приступим. Краткая аннотация: героями второго материала стали сборщик корпусов металлических судов, который участвовал в строительстве всех судов завода с 2015 года, а также слесарь-судоремонтник, работавший ранее на "Кометах".
Олег Медведев, сборщик корпусов металлических судов пятого разряда Онежского судостроительно-судоремонтного завода
Олег, как давно вы работаете на заводе? Какую должность сейчас занимаете и что входит в круг ваших обязанностей?
- Я пришел на Онежский судостроительно-судоремонтный завод в июне 2015 года. В настоящее время я занимаю должность сборщика корпусов металлических судов пятого разряда, который, кстати, получил совсем недавно. Занимаюсь непосредственной сборкой судов от плоских секций до корпуса.
- Сколько всего сборщиков на предприятии?
- Более шестидесяти человек. Работа сборщиков корпусов на нашем заводе организована таким образом, что мы работаем в паре. Напарник меня и подстрахует, и поможет, и заменит при необходимости.
В корпусном производстве все сборщики соответствуют своим разрядам, но многие не собираются останавливаться и намерены повышать квалификацию.
- Расскажите про свое образование. Какое образовательное учреждение окончили и по какой специальности?
- Я окончил Петрозаводский индустриальный колледж по профессии "Судостроитель-судоремонтник металлических судов". На третьем курсе участвовал в конкурсе профессионального мастерства по сборке тавровых деталей на скорость и качество и занял второе место. После окончания колледжа я ушел в армию, а по возвращении устроился сразу на Онежский судостроительно-судоремонтный завод. Пока предприятие находилось в стадии банкротства, пришлось подрабатывать в частных организациях. Очень обрадовался, когда пригласили на вновь открывшийся завод. Конечно, поначалу зарплату мне предложили сравнимую с той, что я уже получал. Но я знал, что буду повышать квалификацию, добьюсь более высоких разрядов. Не раздумывая, сразу выбрал завод. Так и получилось, что я пришел на Онежский ССЗ одним из первых и прошел с ним весь путь.
- Чем вас привлекла судостроительная отрасль? Это было случайностью или осознанным выбором?
- Честно говоря, я случайно связал свою жизнь с судостроением. Я поступил в колледж только на втором курсе. Первый отучился у себя в родном городе Кондопоге. Приехал к друзьям в гости, посмотрел, как у них организованы учеба и быт, – мне понравилось, решил, что хочу остаться учиться.
- К сожалению, я совершенно не знаком с Петрозаводским индустриальным колледжем, поэтому хочется у вас узнать — как оцениваете свое образование? Много полезного почерпнули?
- Сказать по правде, мне Онежский завод больше дал. Уже со второго курса я проходил практику на нашем предприятии. Сначала постигали азы профессии, потом на третьем курсе в ходе полугодовой практики нам определили наставников, и они уже учили мастерству. В колледже нам преподавали теорию, но я же тружусь руками, поэтому только работа с наставником мне дала необходимый багаж. Я начал понимать, как читать чертежи, как строить секции. А когда понимаешь, что строишь, становится интересно. До сих пор я благодарен своему первому наставнику Александру Сергеевичу Мошникову за полученные знания и навыки.
- С 2015 года на заводе... Значит, вы строили практически все суда, которые спущены заводом на воду.
- Да, я принимал участие в строительстве всех судов, да и наплавного моста для жилого района Соломенное.
- Приложить свою руку к каждому судну на заводе. Это заслуживает уважения. Что вы чувствуете?
- Конечно, мне приятно знать, что в каждом из наших теплоходов есть частичка моего личного труда. Особенно мне нравится дорабатывать судно в конце, доводить до совершенства, чтобы раскрылась вся его красота. Это мне по душе.
- А есть ли у вас судно, над которым вам понравилось работать больше всего?
- Мне понравилась работа над обстановочным судном "Ладожский" проекта 3265, которое мы строили по госзаказу, и, конечно, очень интересным оказался "Юрий Маслюков" проекта TSHD-2000.
- Предлагаю поговорить о ваших планах. В каком направлении планируете развиваться?
- Сейчас я собираюсь поступать в Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.
- А зачем вам высшее образование? Для каких целей?
- Это откроет для меня возможность карьерного роста на заводе. На нынешней должности своего максимума я достиг. А учиться никогда не поздно.
- Наверное, и в деньгах можно выиграть...
- Не сказал бы, что это самоцель. У меня достойная зарплата для рабочего класса.
- Получите диплом, уйдете на инженерную или конструкторскую работу. Ваша должность освободится. Много ли приходит молодежи на предприятие?
- Совсем недавно пришли студенты.
- Вы уже успели с ними познакомиться?
- Мы уже работаем вместе, собирали фундаменты под дизель-генераторы. Пообщались, вроде неплохие ребята. Они учатся в колледже, еще молодые, ветер в голове. Что касается знаний – схватывают на лету. Я, глядя на них вспоминаю, какой интерес у меня вызвало непосредственное знакомство с производством. Я ведь ни одного дня не прогулял тогда, так с головой окунулся в работу.
- Представьте, что к вам пришел за советом свежеиспеченный дипломированный специалист, только что окончивший вуз. Вы бы порекомендовали Онежский завод в качестве будущего места работы?
- Конечно! Если человек нацелен на перспективу, если он хочет расти как профессионал, мы ждем его на заводе. А вот тем, кто собирается, что называется, "отбывать номер от звонка до звонка", не советовал бы приходить на наше предприятие.
- Олег, последний вопрос — что хотели бы пожелать Онежскому ССЗ?
- Главное пожелание – расширение производства. Надеюсь, модернизация будет проведена в намеченные сроки. Хочу пожелать себе и коллегам интересных проектов, таких как земснаряд "Юрий Маслюков".
Егор Земсков, слесарь-судоремонтник четвертого разряда слесарно-механического производства Онежского судостроительно-судоремонтного завода
- Егор, расскажите, с какого года вы работаете на Онежском ССЗ? Какую занимаете должность и что входит в ваши должностные обязанности?
- Я работаю на предприятии с ноября 2015 года. Я слесарь-судоремонтник четвертого разряда слесарно-механического производства. В настоящее время занимаю должность исполняющего обязанности мастера по судоремонту. Сейчас на мне введение всего ремонта — составлении планов, графиков для цехов, организация работы, контроль за выполнением работы. Пока я на должности временно, назначили буквально месяц назад, но надеюсь, что закреплюсь на ней.
- Какое учебное заведение окончили?
- Я окончил Петрозаводское речное училище. А сейчас у меня защита диплома в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова по специальности "Инженер-судомеханик". Выбор специальности объясняется тем, что я поступил в университет до того, как пришел на завод.
А на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе я уже получил профессиональное образование газорезчика.
- А учиться почему пошли именно в речное училище?
- У нас в городе был "Клуб юных моряков". Я начал там заниматься, с пятого класса ходил в клуб. Я был его последним выпуском, потом клуб закрылся в 2010 году. Так было решено пойти в училище.
- Вы не пожалели о своем выборе?
- Нисколько.
- Получилось поработать в море?
- Полноценно поработать — нет, но практика на третьем курсе была достаточно насыщенной, продолжалась около года. Даже за рубежом поработал.
- Но ведь в море все-таки другие деньги платят, зачастую больше, чем на берегу. Почему все-таки сошли с судна?
- Работа на "Комете" сезонная. На зиму нас уволили, и я искал, куда пристроиться на работу в межсезонье. По направлению Центра занятости пришел на Онежский судостроительно-судоремонтный завод, предложили работу слесаря, и я с удовольствием согласился. Думал, только зиму переждать, однако что-то зацепило, понравилось на заводе.
- Давайте поговорим о вашем пути. Расскажите, как развивавалась ваша карьера от самого начала работы на предприятии до сегодняшнего дня.
- Начинал я слесарем-судоремонтником третьего разряда. Проработал примерно полгода. Потом меня пригласили в сдаточную команду для работы во время швартовных и ходовых испытаний.
- Выходит, что вы с самого начала возобновления жизни завода работаете. Вы участвовали в строительстве всех судов с этого времени?
- Да, я испытывал и сдавал практически все суда, что строились на заводе. Мне удалось даже три судна перегнать в порты приписки. Лоцмейстерский катер "Крутояр" перегонял из Петрозаводска в Санкт-Петербург, подобный катер "Юрий Романченко" в Таганрог и катер "Бата" проекта ST23WIM в Темрюк.
Единственное, из-за очередной сессии не получилось поучаствовать в передаче земснаряда "Юрий Маслюков".
- Что скажете по оплате вашего труда?
- Для нашего города меня все устраивает. В целом, зарплаты хватает для комфортной жизни. Думаю, если у нас будет больше заказов и разнообразнее линейка продукции, и зарплаты вырастут.
- Что скажете о кадровой потребности на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе? Действительно ли предприятие нуждается в рабочих?
- На участке судоремонта нам очень нужны квалифицированные специалисты – выпускники профильных вузов.
- В каком направлении планируете развиваться на предприятии?
- Надеюсь, что смогу подняться по карьерной лестнице, ведь это полностью зависит от моей эффективной работы и профильного высшего образования.
- Егор, в окончание разговора, что пожелаете Онежскому ССЗ?
- Безусловно, я желаю заводу максимальной загрузки и удачной модернизации. Думаю, в ближайшее время мы будем работать в новых цехах на новейшем оборудовании.
Материалы по теме:
Изумруды Онежского завода: судоводитель и конструктор из Новосибирска (первая часть бесед с талантливой молодежью Онежского ССЗ)
Изумруды отрасли: таланты Средне-Невского судостроительного завода (первая часть цикла статей об уникальных и талантливых людях отрасли)
Изумруды отрасли: путь от механика до конструктора (вторая часть цикла статей об уникальных и талантливых людях отрасли)
Изумруды отрасли: с моря на берег (третья часть цикла статей об уникальных и талантливых людях отрасли)
"Сегодня судостроительным заводам в регионах очень помогла бы практика распределения кадров" (интервью с директором Онежского ССЗ)
В Карелии спустили на воду гибридный катер. Как это было (фоторепортаж с события)
В Карелии спустили на воду уникальный земснаряд. Как это было (фоторепортаж с события)