Иван Костылев: "Нужен не просто специалист, а специалист-моряк"

5 2135 5 мин
На повестке дня, как и несколько лет назад, серьезная проблема кадров в водном транспорте, их подготовки. Внешне, за цифрами она не так очевидна. Учебных заведений много, множество курсов, которые выпускают, судя по документам, дипломированных специалистов. А на поверку получается, что высококвалифицированных кадров, специалистов, удовлетворяющих рынок, не хватает. Что происходит? Неужели девальвирует система высшего профессионального образования?..

Советник ректора Государственно университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова Иван Костылев о кадрах морфлота, их подготовке, проблемах высшей школы и ситуации на рынке труда
– Прежде чем начать непростой разговор о подготовке кадров, стоит рассмотреть сначала общую атмосферу, состояние высшей школы в нынешних условиях. На сегодняшний день, как мне это видится и представляется, реформа высшего образования идет немножко с перекосом. И в этой связи коснемся конкретно транспортного комплекса. Ведь, согласитесь, транспортный комплекс - одна из составляющих, которая играет важнейшую роль в экономике страны, это - кровеносные сосуды...

– Да, связки отраслей, целых секторов, регионов. Не будь транспорта, все встанет...

– Без сомнения. Соответственно, не будь высококвалифицированных специалистов на транспорте - все тем более забуксует. Что, кстати, часто и происходит. А хорошие кадры надо готовить хорошо, так?
Вот наметилась первая проблема – качество профессорско-преподавательского состава. Знающего дело на практике, прежде всего. Морской транспорт ведь специфичен.

Например, работодатель, который остро нуждается в хорошем юристе или экономисте, может найти его где угодно - экономист везде экономист, хоть в Петербурге, хоть в Воронеже, хотя отраслевая специфика, конечно, есть. Моряка так не найдешь. Нам нужен не просто штурман или электромеханик, нам нужен человек, знающий и понимающий море. И готовить его должен преподаватель, знающий и понимающий море. Его надо искать, привлекать, мотивировать, но как и чем?

Простой пример. Сегодня заработная плата моряков, которые уже наработали опыт и могли бы преподавать, 5-6 тыс. долларов, а то и евро. На современных газовозах или крупнотоннажных танкерах и того больше - раза в два-три. Сразу видно, что сравнивать эту зарплату с жалованием преподавателя не приходится. Человек может и готов, даже хочет передать знания, опыт, навыки, но... Остаются энтузиасты и "возрастные".

– Подготовить себе преемника...

 Меня часто критикуют, мол, Иван Иванович, у вас на кафедре профессура "далеко за...". Я давно готов, честно признаюсь, вырастить себе смену. Но скажу открыто, пока не вижу - кому передать? Один из камней преткновения - скромное жалование. Мы говорим о кадровом кризисе в экономике, это правильно, но давно пора говорить о кадровом кризисе в высшей технической школе. Даже, наверное, поздно уже говорить, настало время срочно выправлять "вывихи" с кадрами у нас, в преподавательском корпусе.

Страдает и научная деятельность нашего вуза, так как далеко не всегда мы выигрываем конкурс на НИОКР. Не все в состоянии бегать и выискивать средства на свои же собственные работы, доказывать чиновникам, нужна ли та или иная разработка. Аспиранты не хотят двигать науку, не выгодно. Самих аспирантов количественно хватает, на выходе - желаем лучшего. Опять повторюсь, превалирует интерес карьеры, престижа, статуса... Какой угодно, только не научный интерес. Вот такая, далекая от желаемой, атмосфера.

– Вузы повсеместно осуществляют переход на западную систему образования. Не угасают дискуссии и жаркие споры. Ваша точка зрения на этот вопрос?

 Неприятно уже то, что двухуровневая система, известная как «Болонская конвенция» насаждалась без учета специфики вуза. Причем огульно для всех, почти в приказном порядке. К счастью, эта проблематика для плавательных специальностей уже в прошлом.

– Чем же она плоха? Ее до сей поры популяризируют как "стройную систему, с конкретной мотивацией, здоровой конкуренцией, соответствующую духу времени".

– Для кого-то она, может быть, подходит, но приложим этот порядок вещей к водному транспорту. В "болонской" системе учащийся мотивирован не на знания, прежде всего, а на карьеру, успешность, место работы. И где он приложит свои знания, значения не имеет. Нам же нужен не просто специалист, а специалист-моряк! Отсюда еще одна проблема.

Отечественный судовладелец хочет, и это понятно, получить с одной стороны высококвалифицированные кадры, с другой - чтобы они "стоили" не очень дорого. Почему? Да потому что он не готов платить дорого за хорошие кадры, не будучи уверен, что они у него долго проработают, ведь сейчас нет обязательной отработки после вуза. Работник в любое время потянется за дорогим контрактом, который выгоднее, более привлекателен. Отсюда текучка кадров, и вызрела еще одна проблема. Закрепление кадров именно в российском морском транспорте. Этот вопрос обсуждается, и скорого - простого и легкого - решения не будет.

– Странно. У нас кадровый голод, работодатели об этом говорят постоянно. Неужели им самим не выгодно удерживать у себя, "рублем", конечно, хороших специалистов?

– Сложно сказать сразу. Видимо, хотят и на кадрах экономить. Ведь компании бывают разные. Что покрупнее платить могут, а компаниям помельче - нет. Для международных рейсов, понятно, действуют международные правила, судовладелец обязан их выполнять. Для внутренних - каботажных - международные конвенции не работают. Проблема не только водного транспорта, поверьте, "головная боль" всей отрасли. Просто на флоте это наиболее заметно. Например, авиаторам сложнее устроиться в международные компании, их количественно меньше, востребованность на мировом рынке мала.

– Итак, хороший специалист покинул вуз, вышел, грубо скажем, на рынок. И тут, помимо прочего, он сталкивается с неразберихой, несоответствием, например, российского законодательства международным нормам, проблемами со страховкой моряков, фактически все на флоте отдано на откуп судовладельца. Ситуация тяжелая...

 Да, имеет место своеобразный правовой вакуум. Но судовладелец судовладельцу рознь. Не все одинаково в правовом и нравственном смысле понимают ситуацию. Многие видят свою задачу только в росте эффективности своей компании. Да, в рамках общего закона, но следуют своим интересам. И это верно для рыночных отношений. Нередко случаются перекосы. Тут нужен регулятор на государственном уровне. Основные механизмы действия не отрегулированы.

– "Макаровка" всегда славилась традиционной, почти легендарной связью поколений? Сохранилась преемственность на флоте?

 Конечно же, преемственность сохраняется. А что касается связи поколений, тут стоит поговорить отдельно. Сегодня на флоте династий заметно меньше. Морское дело традиционно крепилось династиями. Дети, выросшие в семьях моряков, впитавшие сам дух морской жизни, приходя на флот, чувствуют себя в родной стихии, понимают эту работу и жизнь моряка, органично вписываются. Хотелось бы, чтобы судоходные компании к этому вопросу повернулись лицом. Пример, достойный подражания, это – «Совкомфлот». Там даже создана целевая программа «Династии моряков», в компании пытаются программу развивать. Я считаю, что она будет иметь положительный резонанс.

– Все идет из семьи, воспитания...

 На этом тоже хотелось бы остановится. Вот смотрите: любое учебное заведение всегда - и раньше, и теперь - болело за результат. Общие итоги ЕГЭ вроде бы растут, но у меня лично нет ощущения этого роста. Качество знаний школьников с каждым годом падает. Причем часто элементарные вопросы из программ "восьмилетки" ставят наших подопечных в тупик. Или другой пример: знания есть, правила "отскакивают от зубов", а как до применения доходит - учащиеся не могут, не знают, как использовать теоретический багаж на практике. И мы, и они оказываемся в двойственном положении - с одной стороны, первокурсник имел хороший балл ЕГЭ, поступил, а с другой - что прикажете с ним делать? Я уж не говорю о понимании самого факта обучения в вузе. Утрачивается смысл получения высшего образования, обретения профессии. Нет прежнего "блеска в глазах".

– Насильно ребят к вам никто не гонит, сами приходят...

– В том-то и дело! Парадокс. Конечно, год от года отличается. Набор неодинаков. Кстати, в этом году набор неплохой, но уже слышатся нарекания преподавателей на уровень подготовки учащихся первого курса. Приходится - что делать! - приниматься за азы, выправлять ситуацию.

– Проблемы начинаются на старте?

– Совершенно верно. И кого в этом винить?.. Была нарушена сама система, и все посыпалось следом... Вот круг проблем, которые стоят и перед нами, вопросы, которые мы решаем по мере сил и возможностей. Это наша работа. Я высказал несколько негативных моментов, но не следует думать, что все плохо. Наш вуз растет и количественно, и качественно, мы выполняем госзаказ в полном объеме и в перспективе совместно с работодателями, надеюсь, сократим перечень проблем.

Беседовал Сергей Голубев



Комментарии   5.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Serikov Mikhail Sergeevich
25.10.2015, 02:07
Интересная статья.Все правильно и по делу.Спасибо
-0+
#Абрамов Сергей Леонидович
26.10.2015, 01:47
Да интересная, но как говорится "воз и ныне там". Эта проблема поднималась нами еще в 2006 году, и письмо в министерстве так и пылится без ответа.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
26.10.2015, 15:04
Проблема поднималась, "воз и ныне там", письмо пылится ... Это нормальные действия заинтересованного лица для решения проблемы? )))
-0+
#Dolganov Oleg
26.10.2015, 11:07
очень интересно... переливать, из пустого в порожнее.
-0+
#Авдеев Виктор Сергеевич
03.11.2015, 11:05
Система образования моряков давно девальвирована... Остатки мореманов, тем кому за 50, дорабатывают капитанами и " дедами " в иностранных компаниях.... А молодежь (30-40) - это уже не моряки. Они не в море ходят , а на работу...(((
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: "Северная верфь"
01:37 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025