Кадровый вопрос в судостроении сегодня, как и в других производственных отраслях, стоит довольно остро. Причины разные: внешние факторы – непопулярность рабочих профессий, оторванность образовательных программ от реальности и т.д., и внутренние – сложные организационные структуры, в которых трудно проводить реформы и внедрять высокотехнологичные HR-инструменты. Об этом и о том, как меняется спрос на специалистов, конкуренция среди соискателей, зарплатные предложения и т.д. мы будем говорить в нашем блоге.
Во втором квартале текущего года компаниям из судостроительной отрасли по всей России потребовалось чуть более 5 000 новых сотрудников самых разных специализаций.
Несмотря на ряд кризисных явлений спрос на новых работников по итогам второго квартала этого года на 25% больше, чем в аналогичном периоде 2021 года, сообщает пресс-служба HeadHunter Северо-Запад.
Спрос на работников в целом по стране волнообразный, по СЗФО - более стабильный
По итогам последних трёх месяцев российские работодатели из судостроительной отрасли повысили спрос на работников, увеличив прирост по вакансиям выше летних значений 2021 года на 25%.
Фото: статистика Hh.ru
Также по сравнению с началом года доля вакансий, приходящихся на судостроительную отрасль, как в целом по СЗФО, так и в частности в Петербурге выросла. Если в начале года каждая пятая вакансия (22%) на Северо-Западе страны в области машиностроения приходилась именно на судостроительную отрасль, то теперь уже каждая третья (27%). По Санкт-Петербургу доля таких вакансий тоже выросла: в первом квартале в судостроении было размещено 25% вакансий от общего числа в сфере машиностроении, во втором – уже 30%. В свою очередь в целом по России доля вакансий в судостроение в машиностроительной сфере на данный момент 15%, в начале года было 16%.
Четыре региона СЗФО вошли в рейтинг по спросу на работников в судостроении
География распределения вакансий в сфере судостроения остаётся достаточно разнообразной. При этом часть регионов укрепили свои позиции в спросе на новых работников. На первом месте по числу вакансий находится Санкт-Петербург: каждая третья вакансия во втором квартале 2022 года. На втором месте – Удмуртия (11% или каждая десятая вакансия в судостроении), на третьем – Приморский край (8%). При это кроме Петербурга в рейтинг по доле рабочих мест в судостроении вошли Ленобласть (2% вакансий от всего объёма по стране), Мурманская область (2%) и Калининградская область (1%).
Фото: статистика Hh.ru
Согласно данным сервиса "Карта вакансий" hh.ru, по итогам второго квартала 2022 года активней других вакансии в отрасли "Машиностроение" и ее подсферах судостроение, судоремонт, а также продукция судостроения (продвижение, оптовая торговля) размещали следующие компании:
Калашников
Группа Компаний "Доброфлот"
Радар ММС
Машиностроительный завод ЗиО-Подольск
КОНАР
Центр судоремонта Дальзавод
Балтийский завод
НПК Морсвязьавтоматика
Находкинский судоремонтный завод
Sitronics KT
Группа компаний Арис и ГЕСЕР
Технорос
Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы
Пролетарский завод
Авиакор - авиационный завод
СтройСервис
Завод слоистых пластиков
Филиал 35 СРЗ АО ЦС Звездочка
В данном случае топ-лидеров по сравнению с началом года не изменился и первые 5 мест занимают всё те же самые компании. Между тем стали больше мониторить рынок труда такие предприятия как Центр судоремонта Дальзавод, НПК Морсвязьавтоматика.
Более 12 000 россиян, имеющих опыт работы в судостроении, выходили на рынок труда во втором квартале 2022
По сравнению с началом года активность россиян, ищущих работу в судостроении, несколько замедлилась (на 8% резюме меньше). Как правило, это сезонное явление: к лету кандидаты становятся менее активными в поиске работы и снова начинают чаще выходить на рынок труда ближе к осени.
Наибольший интерес к работе проявляли соискатели из Петербурга (44% резюме во 2 кв. 2022) и Москвы (15%). На третьем – Нижегородская область (4%). Также в топе стабильно держат позиции по числу желающих трудится в судостроении сразу три региона СЗФО: Калининградская (4% резюме), а также Ленинградская (3%) и Мурманская области (2%). Подробнее - на диаграмме ниже.
Фото: статистика Hh.ru
Марина Бузунов, руководитель пресс-службы hh.ru Северо-Запада поясняет:
Из-за сезонного "отката" соискательской активности и всё ещё высокой активности работодателей, которые продолжают искать новых сотрудников, уровень конкуренции в судостроении в целом по стране стал ниже. Это значит, что людям сейчас проще найти работу: сейчас меньше конкурентов претендуют на вакансию. А вот работодателям наоборот сложнее закрывать вакансии, так как стало меньше кандидатов, ведь часть соискателей ушли на каникулы и не мониторят рынок. В цифрах это выглядит так: если по итогам первого квартала на одну вакансию по разным специализациям в судостроении могли откликаться 4–5 человек, то сейчас порядка 2–3. Это ниже нормы по рынку и говорит о более комфортной ситуации для кандидатов
Работодатели изменили спрос на специалистов и стали больше совпадать с желаниями соискателей
По итогам второго квартала в топ по востребованности у работодателей из сферы судостроения вошли как традиционные профессии, имеющие высокий спрос в отрасли (инженер, токарь, слесарь), так и другие профессии (программистразработчик, экономист, специалист по закупкам и снабжению). Вполне вероятно, что подобное изменение вызвано перестройкой отрасли под новые реалии рынка. Компании активно перепрограммируют свою работу в условиях санкций и для этого им нужно больше новых специалистов из других профсфер. Подробнее на диаграмме ниже.
Фото: статистика Hh.ru
Примечательный факт: если в начале года запросы работодателей не всегда совпадали с соискательскими интересами реализации в профессии, то теперь таких точек соприкосновения стало больше. Так, россияне среди прочего интересуются в судостроительном секторе работой в качестве менеджеров по закупкам, экономистов, программистов и разработчиков, аналитиков – эти и другие профессии сейчас в топе у компаний. В данном случае превалируют "беловоротничковые" профессии, представители которых в других отраслях могут сталкиваться с высокой конкуренций, но в судостроении пока такой ситуации не наблюдается. Это значит, что соискатели этих профессий могут найти ряд интересных предложений для себя в данном секторе.
Фото: статистика Hh.ru
Зарплата начала расти
Медианная предлагаемая в зарплата в вакансиях от судостроительных компаний по итогам 2 квартала составляет порядка 70 000 ₽. Это 8% больше, чем в начале текущего года, и на 22% больше, чем во втором квартале 2021.
Фото: статистика Hh.ru
Со стороны соискателей средние зарплатные запросы растут и достаточно быстро. По сравнению с началом текущего года заправленные запросы у россиян выросли от 5 000₽ до 10 000₽ рублей. На данный момент почти 40% кандидатов в сфере судостроения запрашивают оплату труда в пределах 50 000₽ – 80 000₽. Еще 16% хотят получать от 80 000₽ до 100 000₽, еще 21% - до 250 000₽.
И по ряду профессий работодатели действительно повышают предлагаемые зарплаты. Так на 21% выросла медиана зарплаты в вакансиях для грузчиков (до 40 000₽), на 36% выросла зарплата в предложениях для наладчиков (до 95 000₽), на 55% в вакансиях для операторов станков (до 85 000₽). Вполне вероятно, что подобный скачок может объясняться среди прочего тем, что ряду работодателей нужны были работники в срочном порядке и компании пошли на серьезное увеличение оплаты труда, чтобы быстро привлечь кадры.
Фото: статистика Hh.ru
Рейтинг высокооплачиваемых вакансий в отрасли "Судостроение", Россия
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+