Процент выполнения производственной программы по итогам года ожидается выше, чем в 2021 году – по нашим расчетам, он составит более 95 процентов. В ближайшие недели мы планируем передать заказчику ОИС "Евгений Горигледжан" (проект 02670) и СКР "Неустрашимый" (проект 11540). Сейчас эти корабли проходят ходовые испытания. В текущем году мы спустили на воду фрегат "Тамала". Торжественная церемония спуска состоялась 24 февраля 2022 г. с участием заместителя начальника штаба (главнокомандующего) индийских ВМС вице-адмирала Сатиша Намдео Гхормаде. В настоящее время ведутся работы по монтажу основного оборудования и механизмов.
Имеющаяся технологическая база и наработанный опыт позволяют нам успешно выполнять работы по строительству рыболовецких судов в зависимости от их назначения, способа ловли (траулеры, сейнеры, дрифтеры, плавучие перерабатывающие и морозильные базы) или типу промысла живых ресурсов (рыба, крабы, криль и др.).
Приоритет отдаётся заказам на изготовление технически сложных типов судов, таких как например большой морозильный рыболовный траулер "Виктор Гаврилов" (проект 5670WSD). Он строится по заказу Рыболовецкого Колхоза имени В.И.Ленина (г. Петропавловск-Камчатский). Это самый крупный из БМРТ, строящихся в настоящее время на российских верфях: его водоизмещение составляет 14210 тонн, наибольшая длина – 121 м. Проект БМРТ 5670WSD разработан ООО "Вяртсиля Восток" (Санкт-Петербург).
Корпус БМРТ сформирован , произведена конвертация заказа и технологический спуск на воду.
Проект на сегодняшний день реализует компания "Форсс Технологии", ООО
Возможности нашего предприятия также позволяют предлагать заказчикам строительство судов следующих типов: буксиры, паромы, сухогрузы, научно-исследовательские суда. Сегодня завод предлагает реализацию технически сложных типов гражданских судов, таких как многофункциональные аварийно-спасательные суда, гидрографические суда для работы в непростых условиях Северных судоходных районов.
В марте 2022 г. мы заложили многофункциональное аварийно-спасательное судно (АСС) "Певек" (проект MPSV06М). Это дизель-электрическое судно-ледокол класса Icebreaker6 неограниченного района плавания. АСС "Певек" станет первым в серии подобных судов, построенным по модернизированному проекту. Длина судна – 86 м, ширина – 19,1 м, водоизмещение – около 5 тыс. т, скорость – 15 уз. "Певек" сейчас находится в стадии допроектирования. После окончательного выбора всех агрегатов корабля российского производства будет выполнена разработка рабочей конструкторской документации и завод продолжит его строительство.
Кроме того, нам удалось возобновить строительство заказа 01604 – ОИС "Алмаз" и подписать государственный контракт на строительство второго аварийно-спасательного судна проекта MPSV06M. Также мы приняли участие реализации проекта по строительству скоростного катера катамаранного типа "Добрыня" - разработали проектно-конструкторскую документацию и перевели ее в "цифру", создали первую универсальную цифровую платформу на АО "ПСЗ "Янтарь". Катер предназначен для патрулирования, перевозки пассажиров и частного использования. На его основе возможно строительство маломерных катеров размерениями от 15 до 30 метров с возможностью параметрических изменений. В ходе реализации проекта мы решали задачи по поиску отечественных поставщиков оборудования и обеспечению логистических цепочек. На текущий момент доля по импортозамещению при строительстве катера достигает 80-85%. В реализации проекта помимо нас участвуют компания "Альбатросс Марин Дизайн", ООО "Палубное оборудование", Прибалтийский судостроительный техникум.
Строительству судов для гражданских заказчиков мы уделяем большое внимание. АО "ПСЗ "Янтарь" имеет возможности выполнить весь цикл подготовительных, производственных и сдаточных работ в рамках программы по обновлению рыболовного флота. Привлечение гражданских заказов решает поставленные руководством АО "ОСК" задачи по диверсификации производства и наращиванию объемов гражданского судостроения, а также обеспечению загрузки производственных мощностей в 2022-2025 гг. Кроме того, привлечение гражданских заказов формирует репутацию предприятия, как надежного исполнителя в реализации поставленных задач, и формирует мнение о приоритетности завода как основного поставщика специализированных судов для гражданского флота.
О планах на 2023 год
Прежде всего, конечно, это привлечение новых заказов для обеспечения ритмичной загрузки предприятия и продолжение строительства существующего пакета заказов. Помимо этой работы, мы будем продолжать модернизацию производственных мощностей.
В ноябре 2022 года принято распоряжение Правительства РФ о выделении финансирования на строительство подъемно-спускового ремонтного плавучего дока для нужд завода "Янтарь". Уже в наступающем году мы приступим к его реализации, служба Главного инженера разрабатывает технологические и конструкторские решения.
Уже ведутся предпроектные работы по определению компоновки нового корпусообрабатывающего цеха для дальнейшего включения этого проекта в ГП ОПК с 2024 по 2033 год.
По проекту "Реконструкция гидротехнических сооружений: достроечные набережные № 7, № 8, швартовые палы №№ 1…6" в АО "ОСК" направлен комплект документов для возможности начала проектных работ. Проект планируется реализовать по системе опережающего финансирования. Минпромторг России рассматривает возможность включения этого проекта в распоряжение Правительства России на 2023 год.
Как повлияет на работу предприятия ввод в эксплуатацию достроечной набережной №5?
Помимо уже завершенной реконструкции набережной №6, планируется реконструировать еще ряд набережных. Их плановая реконструкция значительно повысит производственные возможности завода, позволив осуществлять строительство гораздо большего количества заказов. В 2022 году стартовала реконструкция 600-метровой набережной №5 протяженностью 500 м, которая рассчитана на ведение достроечных работ на трех заказах. Набережная будет оснащена двумя портальными кранами 10 и 20 тонн, четырьмя лебедками, новой модульной трансформаторной подстанцией, 10 пунктами электропитания и иным оборудованием, необходимым для достройки кораблей. Проектом предусмотрено обустройство 420 погонных метров сетей технической воды и ливневой канализации, а также устройством забора воды для пожаротушения. Завершение реконструкции планируется в середине 2023 года.
О самом важном событии в 2022 году
Этот год был непростым и нашей важнейшей целью было обеспечение стабильности работы предприятия и социального самочувствия работников. Но мы ставили перед собой и задачи создания условий для конкурентоспособности и развития АО "ПСЗ "Янтарь". Практически во всех аспектах деятельности мы создали надежный задел для дальнейшего развития завода "Янтарь".
Можно отметить, что выполнения этих целей и задач мы добились. Несмотря на сложности, связанные с санкционными ограничениями, а также препятствий со стороны стран Прибалтики транспортировке грузов в Калининградскую область, нам удалось сохранить стабильную работу завода, не только избежать сокращений, но и сохранить качество и уровень жизни работников, в том числе за счет индексации оплаты труда. Средняя заработная плата на предприятии сегодня выше, чем в предыдущем году.
Я искренне благодарен руководству АО "ОСК" и правительству региона за поддержку и помощь в этом году. Благодаря этой помощи нам удалось достичь тех важных результатов, которых мы добились.
О санкциях
Геополитическая ситуация отразилась главным образом на гражданском судостроении. Это связано с отказом ряда поставщиков от поставок оборудования и выполнения шеф-монтажных и пусконаладочных работ по уже поставленному оборудованию.
Департамент судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли России в начале 2022 г. оперативно отреагировал - разработал и направил в адрес судостроительных предприятий, в т.ч. завода "Янтарь", перечни с образцами судового комплектующего оборудования, выпускаемого российскими производителями. Кроме того, у оборудования, производимого в странах, вводящих санкции, есть аналоги производства стран Азии.
Совместно с заказчиками мы подбирали аналогичное оборудование отечественного производства или импортного из дружественных стран. Что касается пуско-наладочных работ, то у нас в стране достаточное количество специалистов с необходимым уровнем знаний и компетенций, поэтому справляемся с их помощью.
Все свои обязательства перед своими заказчиками мы намерены выполнить в срок и с должным качеством.
Вопрос с поставками в регион, возникший в результате закрытия границ для ряда товаров, постепенно решается. Губернатор лично включился в решение этого вопроса. Паромы, курсирующие по маршруту Калининград – Санкт-Петербург достаточно эффективно загружены. Кроме того, используются дополнительные суда, которые грузятся вертикальным способом. Из Ломоносова ходит четыре гражданских судна по перевозке груза в дополнение к действующим паромам.
Учитывая опыт "Янтаря" по постройке в 90-е годы паромов "Сахалин" (до сих пор работают на востоке страны), предложили губернатору строить паромы у нас. В случае принятия положительного решения это позволит загрузить предприятие и обеспечить в будущем ту логистику, которая необходима для перевозки 100% грузов в другие регионы.
Имортозамещение
Импортозамещение касается как достройки текущих заказов после внесения корректировок в проект, так и модернизации производственных мощностей. БОльшая часть приобретаемых в последнее время станков и оборудования произведены в России, и ничуть не уступают, а иногда и превосходят по ряду параметров зарубежные аналоги. Так, в рамках реализации программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса", приобретены и введены в эксплуатацию в 2022 г. два новых станка отечественного производства - токарно-валовый станок с ЧПУ, предназначенный для полного цикла обработки судовых валолиний длиной до 20 метров (произведен на ООО "Рязанский станкостроительный завод"), и большой токарно-карусельный станок с ЧПУ (разработан компанией "Мехатроника", г. Иваново, произведен и доработан под требования кораблестроителей "Янтаря" на Южном заводе тяжелого машиностроения "ЮЗТС").
На достроечной набережной №6 введены в эксплуатацию два портальных крана производства калининградской компании ОАО "Балткран".
Инновации, введенные в 2022 году
В 2022 году мы создали Центр исследований и разработок, целью которого является разработка и внедрение инновационных проектов и новых цифровых технологий. В рамках взаимодействия с Балтийским инжиниринговым центром БФУ им.Канта начата совместная разработка универсального станка и освоение технологии наплавки баббита на подшипники, а также выполнено совместное проектирование и изготовление деталей комплектующего оборудования импортного производства, вышедшего из строя в процессе проведения испытаний одного из строящихся заказов. На фоне санкций в 2022 г. завод начал осваивать новые для себя технологии судостроения, такие как лазерная очистка поверхностей.
Кроме того, совместно с компанией Glazar внедряем технологию дополненной реальности на проекте скоростного катера катамаранного типа "Добрыня".
В рамках цифровой трансформации производства выполнены проекты цифровизации подачи и выполнения заявки на перевозку тары спецтехникой, в результате чего почти в 4 раза сократилось среднее время выполнения заявки на перевозку. Вторым успешно завершенным проектом стал пилот системы автоматизированного мониторинга работы оборудования на оборудовании цеха 50 и цеха 24. В настоящее время ведется разработка комплекса отслеживания продукции через сканирование QR кодов на базе цеха №50 с последующим масштабированием в другие производственные подразделения. Точные данные помогут повысить качество принимаемых управленческих решений по скорости строительства заказов. Кроме того, установлено оборудование для обеспечения мониторинга в режиме реального времени производственного оборудования в 50 и 24 цехах (машины тепловой резки, металлообрабатывающие станки).
Мы активно реализуем механизмы развития производственной системы. В этом году АО "ОСК" наградили нас кубком "Прорыв года" за самую высокую динамику роста показателей развития. На предприятии совместно с Прибалтийским судостроительным техникумом создана "Фабрика процессов", на базе которой более 660 сотрудников прошли практическое обучение инструментам производственной системы в виде деловой игры. Мы разработали и разместили в локальной корпоративной сети онлайн курс учебной программы, который в 2022 году в системе дистанционного обучения прошли свыше 3500 заводчан.
Отношения с контрагентами
При выполнении взаимных обязательств между заводом и контрагентами проблем не возникает. При своевременной оплате работы выполняются также своевременно. Проблемы могут возникнуть лишь в связи с ранее планировавшимся участием в ряде проектов иностранных соисполнителей, но и у этой проблемы есть решения, хотя они и займут определенное время.
Каков размер средней заработной платы в компании? Как проходила индексация заработной платы в компании в 2022 году? Сравните ее уровень с уровнем среднеотраслевой зарплаты.
Размер средней заработной платы работников АО "ПСЗ "Янтарь" за 10 месяцев 2022 года составил 71 836 рублей (в 2021 году – 64 990 рублей), что значительно превышает размер средней заработной платы по Калининградской области.
О социальных проектах
Социальная политика предприятия включает значительную социальную поддержку. Это положение о материальной помощи и поощрении работников. Например, обеспечение санаторно-курортным лечением - в текущем году были направлены 185 сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста, а также 42 сотрудника, работающих во вредных условиях. Мы выплачиваем частичные компенсации на уплату процентов, начисленных по договорам ипотечного кредита на приобретение жилого помещения или строительства жилья, оказываем единовременную материальную помощь при рождении ребенка, компенсируем 40% стоимости путевки в детский оздоровительный лагерь. Вручили материальную помощь ко дню пожилого человека 100 ветеранам. А к новому году дети работников получат 2300 подарочных наборов.
Значимые меры поддержки предусмотрены для молодых специалистов: это и компенсация части расходов на проживание, и возможность обучения и повышения квалификации без отрыва от производства, и множество направлений личностного развития – курсы ораторского мастерства, интеллектуальные игры, стрелковый кружок, обучение вождению маломерных судов и т.д. Причем занятия в заводском Учебном центре бесплатны для всех заводчан. Здесь они могут обучиться или переобучиться по 25 специальностям.
Ежегодно проводятся внутризаводские соревнования по различным видам спорта: нарды, легкоатлетическая эстафета, пулевая стрельба (винтовка, пистолет). В 2022 году возрожден и проведен Кубок по мини-футболу среди цехов и подразделений предприятия. Заводские команды предприятия успешно участвуют в региональных и городских состязаниях.
В 2022 году в г. Калининграде с 8 по 11 сентября была проведена VII Спартакиада работников группы ОСК. Команда АО "ПСЗ "Янтарь" заняла первое место в общекомандном зачете. Работа организационного комитета получила высокие оценки от руководителей предприятий ОСК и участников соревнований. Кроме того, в 2022 году провели очередную парусную регату, посвятив ее 15-летию образования ОСК.
Во время капитального ремонта дорожного полотна от ул. Суворова до завода "Янтарь", проводимого совместно с администрацией Калининграда, обустроены бесплатные места для стоянки автотранспорта сотрудников завода. Расширено количество бесплатных мест для парковки велосипедов и индивидуального электротранспорта (с возможностью зарядки).
Заботимся и об улучшении бытовых условий работников – ремонтируем производственные помещения, организовываем новые места для приема пищи и др.
О социально значимых проектах
По инициативе завода "Янтарь" в 2022 году в Калининградской области была впервые проведена выставка-конференция маломерного и малотоннажного судостроения ("SLS Russia-2022") с демонстрацией катера "Добрыня" на базе Музея Мирового океана. В конференции принял участие генеральный директор АО "ОСК" Алексей Рахманов.
Результатами явились подписанные соглашения, подтверждающие серьезные перспективы к закреплению мероприятия в качестве базовой площадки на территории Калининградской области для презентации позиций АО "ПСЗ "Янтарь" в регионе и Северо-Западном округе, привлечении инвестиционных проектов и выстраивания бизнес-процессов, а также обсуждения актуальных и востребованных вопросов развития маломерного судостроения на производственных мощностях Общества.
В настоящее время в Калининграде создан и работает образовательный судостроительный кластер, в который входят четыре школы, два вуза и четыре учреждения дополнительного образования детей. Основная цель кластера - сформировать единое образовательное пространство, профессиональную ориентацию и развитие обучающихся в области судостроения, обеспечить производство квалифицированными кадрами в будущие годы.
Для инженерных классов в каждой школе сформированы свои индивидуальные модели, разработаны планы внеурочной работы, которые согласованы с флагманским вузом - Санкт-Петербургским государственным морским технический университетом, с базовым региональным вузом – Калининградским государственным техническим университетом и индустриальным партнером – АО ПСЗ "Янтарь". Начиная с 1 сентября этого года работа по проекту ведется очень активно.
В 2022 году на предприятии прошел первый Форум заводской молодежи, в котором приняли участие Губернатор Калининградской области и министр по молодежной политике региона. На форуме обсудили вопросы, волнующие молодых работников завода и объявили о создании Волонтерского центра завода "Янтарь". Уже за первые месяцы существования Центра его активисты провели ряд благотворительных социальных акций - собирали помощь для благотворительных фондов, посылки для ДНР и ЛНР, организовывали экскурсии для детей с ограниченными возможностями здоровья, провели субботники на заводской и городской территориях, помогли приюту для животных.
Сварщик считается одной из самых сложных и востребованных профессий в судостроении. Тонкостями ремесла с нами поделился Евгений Кожевников – призер чемпионата ОСК в компетенции "Сварочные технологии" сварщик Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" с десятилетним стажем. Подробнее читайте по ссылке.
Значимые события
13.12.2022 "Евгений Горигледжан" проходит испытания
17.11.2022 Прибалтийский завод "Янтарь" построит новый плавучий док
19.09.2022 На ПСЗ "Янтарь" приступили к бетонированию достроечной набережной
09.06.2022 ОИС "Евгений Горигледжан" передадут заказчику в конце июля
27.04.2022 На Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" заложили катер проекта "Добрыня"
24.03.2022 Торжественная церемония закладки многофункционального аварийно-спасательного судна (АСС) проекта MPSV06М "Певек" состоялась на заводе "Янтарь"
14.03.2022 "Евгений Горигледжан" совершил первый выход в Балтийское море
26.01.2022 "Евгений Горигледжан" ушёл на испытания
Где искать информацию о других заводах?
Подобные сводки о главных событиях уходящего года от судостроительных предприятий будем размещать по тегу #ИтогиГодаКорабелов2022.
Подписаться