наиболее заметные события уходящего года. И если лет 10-12 назад это было сделать просто, ведь любое мало-мальское изменение ситуации на верфях и в отраслевых КБ воспринималось как прорыв, успех, достижение, то сегодня выделить что-то из ряда стало совсем нелегко.
И действительно, строятся серийно суда река-море плавания, что в этом необычного. Возобновили серийное строительство атомных ледоколов – нормально. Развернуто масштабное строительство технического флота – а как иначе, кто будет обслуживать ВВП и акватории портов? Побежали по речным и морским маршрутам новые скоростные суда, будь то "Валдаи", "Кометы", "Метеоры" или "Грифоны", – что же это за новость? Начали работу новые отечественные рыбопромысловые суда и на подходе еще десятки, сооружающиеся на верфях по всей стране, – так и должно быть! Всё это стало обыденностью. Ситуация, конечно, в корне поменялась.
Если две пятилетки тому назад главной проблемой отрасли было отсутствие заказов, платежеспособного спроса, то сегодня это уже недостаток мощностей, профессиональных рук и голов. И это, пожалуй, главное событие не только года, а целого периода.
Судостроительные верфи, конструкторские бюро, предприятия, поставляющие свои изделия на суда и корабли, загружены. Этап восстановления завершен. Пора ставить новые задачи, формулировать свои амбиции, выходить на другие уровни.
Прежде всего предлагаю отказаться от термина "импортозамещение". Не может быть в сложной технике какого-то "замещения". Я еще понимаю: когда стал недоступен европейский сыр или норвежский лосось, их можно заместить отечественным костромским или балтийской килечкой, обойдемся. Но в технике такой подход не прокатывает. Либо надо делать хорошо, либо окажешься на обочине технического прогресса. Поэтому надо не "замещать", а выходить на рынок с новым аналогичным продуктом, лучшим по цене и качеству. При этом не забывая, что эпоха натурального хозяйства давно канула в Лету вместе с первобытнообщинным строем. Всё самостоятельно уже никто и никогда не делает! Конечно, ориентироваться надо на глобальные рынки, ведь Россия страна не столь большая, чтобы развиваться только в своих границах.
Самое интересное, что именно к этому призывают и наши заказчики. Ведь и ВМФ требует у нас лучших кораблей для себя и внешнего рынка, и "Норебо" говорит, что строящиеся для них суда лучшие в мире, и "Мустай Карим", по мнению многих, не уступает современным речным теплоходам, построенным на европейских верфях. Так что почва для выхода на рынок есть.
Хотя есть и понимание того, что во многом мы пока не конкурентны. Но дорогу осилит идущий, главное - видеть цель и к ней продвигаться. И время для этого подходящее – пересматриваются подходы к судовой энергетике в пользу "позеленения", возникают принципиально новые принципы судовождения, например, автономное судовождение. И здесь можно быть уже не в догоняющих, а просто начать движение вместе со всеми.
Видимо, для лучшего целеуказания и направления в прошедшем году головной офис
Объединенной судостроительной корпорации перевезли из столицы нашей Родины в
Санкт-Петербург. То есть обстановку поменяли, теперь уж наверняка попрет!
P.S. Про Гену Егорова, "Скорпион" или "Проворный" не пишу сознательно. Для тех кто "в теме" и так всё понятно. А "прочим штатским" объяснять смысла не вижу.
Николай Ивакин, главный редактор Корабел.ру