Виктория Корабеловна
Виктория Корабеловна
Морской блогер Виктория Корабеловна

Итоги года корабелов 2024: Предприятие ОСК "Севмаш"

0 34 6 мин
В соответствии с производственной программой на предприятии ОСК Севмаш в 2024 г. был выведен из эллинга атомный подводный крейсер 4-го поколения "Князь Пожарский" проекта "Борей-А", заложен плавдок "Сухона" проекта 02122, а также переданы заказчику батопорт проекта 1418 и атомный подводный крейсер 4-го поколения "Архангельск" проекта "Ясень-М". 2024 г. был знаковым для Севмаша. Предприятие отметило 85-летие.
Севмашу в день 85-летия удостоен шестой орден / Фото: И. Готовцев
Севмаш в день 85-летия удостоен шестого ордена / Фото: И. Готовцев

Важнейшим событием в юбилейный год стало награждение предприятия Почетным знаком "За успехи в труде". 1 мая 2024 г. президент России Владимир Путин подписал указ о присвоении награды. Коллектив верфи отмечен за большой вклад в создание новой специальной техники, укрепление обороноспособности страны и высокие показатели в производственной деятельности. Это шестой орден завода. Последний раз предприятие награждалось знаком такого высокого уровня 40 лет назад. 

Командир крейсера по традиции разбивает бутылку шампанского о борт корабля / Фото:
Командир крейсера по традиции разбивает бутылку шампанского о борт корабля / Фото: "Объединенная судостроительная корпорация"

Ход строительства судов на предприятии ОСК "Севмаш", декабрь 2024 г.

Имя суднаТипПроект Заказчик Статус
1"Князь Пожарский"Подводный крейсер 4-го поколения"Борей-А"ВМФ РФ

Вывод из эллинга

3.02.2024

2"Сухона"плавдок02122-

Закладка

26.04.2024

3-батопорт1418Предприятие ОСК, 35-й судоремонтный завод ЦС "Звёздочка"

Передан заказчику

6.08.2024

4"Архангельск"Подводный крейсер 4-го поколения"Ясень-М"ВМФ РФ

Передан заказчику

27.12.2024

В 2025 г. на разных стадиях строительства находятся АПЛ проектов "Ясень-М" и "Борей-А". Выполняется ремонт корабля проекта 11442М. Работы ведутся в соответствии с графиками, согласованными с Министерством обороны РФ. В рамках госконтрактов – сервисное обслуживание и гарантийные обязательства на АПЛ проектов "Ясень", "Ясень-М" и "Борей", "Борей-А", построенных на Севмаше. По линии военно-технического сотрудничества – исполнение работ по авианосцу "Викрамадитья" в рамках заключенных договоров. 

Обитаемый подводный аппарат / Фото: Корабел.ру
Обитаемый подводный аппарат "Ясон", строящийся на Севмаше / Фото: Корабел.ру

Кроме того, ведется строительство обитаемого подводного аппарата "Ясон" по заказу ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", в рамках доковой программы ОСК продолжается строительство плавдока "Сухона", исполняется большой объем работы по изготовлению судовых подшипников скольжения для военных и гражданских судов. 

В Северодвинске заложили плавдок "Сухона" проекта 02122 / Фото:
В Северодвинске заложили плавдок "Сухона" проекта 02122 / Фото: "Объединенная судостроительная корпорация"

Производство

История завода началась 21 декабря 1939 года. В этот день на стапеле был заложен первый корабль – линкор "Советская Белоруссия". За 85 лет своего существования Севмаш построил и передал Военно-Морскому Флоту страны более половины атомного подводного флота страны – 141 АПЛ, 40 дизель-электрических подлодок и более двух сотен надводных кораблей и плавсооружений. Выполнены уникальные проекты в области военно-технического сотрудничества (авианосец "Викрамадитья"), нефтегазовой сферы (МЛСП "Приразломная").

"Севмаш" завершил реконструкцию набережной для швартовки буксирного флота / Фото: Пресс-служба АО
Севмаш / Фото: Пресс-служба АО "ПО "Севмаш"

В рамках государственной программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса", реализуемой при участии Минпромторга и ОСК, обновляются цехи, закупается новая техника, оборудование, созданы специализированные производства по изготовлению, испытанию и достройке АПЛ 4-го и 5-го поколений. Завершена большая работа по реконструкции докового места в наливном бассейне, усилены стапельные плиты, создано построечное место в гидроузле для перспективного проведения ремонта и строительства крупных надводных кораблей. Завершено строительство транспортно-передаточного комплекса, в наливном бассейне построен причал для транспортного понтона: обеспечена возможность формирования АПЛ в двух эллингах по единой технологии крупноблочного строительства кораблей, расширены технические возможности транспортного комплекса предприятия.

РПСКН проект 955 А "Борей-А" / Фото: Корабел.ру
Проект 955 А "Борей-А" / Фото: Корабел.ру

В 2024 г. выполнен второй этап техперевооружения механомонтажного производства, обновления объектов энергоснабжения и транспортной системы в эллингах 1 и 2. Закончены первый этап модернизации объектов энергообеспечения и работы по техперевооружению неметаллического производства. Реконструирована оградительная перемычка слипа цеха 42. В подразделениях устанавливают оборудование от ведущих российских компаний; несколько сотен единиц ежегодно.

Предприятие ОСК Севмаш обновляет производственные мощности / Фото:
Предприятие ОСК Севмаш обновляет производственные мощности / Фото: "Объединенная судостроительная корпорация"

Инновации

В 2024 г. на базе корпусно-сварочного производства началось тестирование передового технологического автоматического комплекса для механизированной сварки "Сатурн". Так называемый робот-сварщик был разработан специально для предприятия в рамках программы ОСК "Сокращение сроков строительства серийных АПЛ". Разработчик и изготовитель техники для автоматизации сварочного производства – компания "ИТС-Инжиниринг". Фактически впервые в мировой практике с помощью этого оборудования механизированная сварка будет выполняться во всех пространственных положениях с использованием не только порошковой проволоки, но и проволоки сплошного сечения аустенитного класса. Это обеспечивается новыми головками для орбитальной сварки и специальными сварочными источниками, а также программным обеспечением, которое постоянно совершенствуется.

ПЛАРК проект 885М "Ясень-М" / Фото: Корабел.ру
ПЛАРК проект 885М "Ясень-М" / Фото: Корабел.ру

По подсчётам разработчика, на участках, где сейчас задействовано по 20-30 сварщиков, с использованием новых автоматов справятся и шесть операторов-сварщиков. Улучшатся условия труда рабочих.

Кадры

На Севмаше работает более 28 000 человек. В 2024 году штат предприятия пополнили более полутора тысяч человек. У вахт предприятия для работников оборудованы автопарковки на 2854 места и велопарковки на 960 мест. 

АО "ПО "Севмаш", сварщики в работе / Фото: Пресс-служба
АО "ПО "Севмаш", сварщики в работе / Фото: Пресс-служба "Севмаша"

На Севмаше открыто 13 столовых, 14 буфетов и 6 павильонов. Тринадцатая по счету столовая была запущена в эксплуатацию 20 декабря 2024 г. Она находится на территории цеха водоснабжения и водоотведения предприятия, который расположен в черте города Северодвинска. Пункт общественного питания рассчитан на 40 мест. Новая столовая построена за счёт собственных средств предприятия в рамках программы развития пунктов общественного питания и плана капитального строительства. Открытие новой точки общепита осуществляется в рамках социальной политики Севмаша, направленной на улучшение условий труда и питания работников завода.

На сегодняшний день на Севмаше проведена реконструкция и модернизация четырех основных столовых, в семи сделан косметический ремонт, обновлены буфеты. Программа развития сети столовых реализуется на предприятии с 2017 г. Благодаря этому значительно улучшено качество обслуживания, увеличена пропускная способность.

Более 50 сотрудников Севмаша отмечены высокими наградами к 85-летию предприятия / Фото: Фото: САО
Более 50 сотрудников Севмаша отмечены высокими наградами к 85-летию предприятия / Фото: Фото: САО "ПО "Севмаш"

Стоимость комплексного обеда в заводских столовых – 240 руб. Средний чек за обычный обед (блюда из меню на выбор работника) – 280-300 руб. Для ряда категорий работников Севмаша осуществляется частичная компенсация стоимости питания – 170 руб. в день.

Поддержка сотрудников

С 2012 г. по инициативе генерального директора Севмаша Михаила Будниченко реализуется корпоративная программа строительства жилья для работников завода, построено 10 домов. Десятый по счету дом сдан в эксплуатацию 20 декабря 2024 г. Это первый дом жилого комплекса "Корабел", который будет состоять из 4-х жилых зданий: 246 квартир с общей площадью более 15 тысяч квадратных метров. Планируется, что ЖК будет полностью построен в 2026 г. 

Большое внимание уделяется лечению, оздоровлению и отдыху корабелов. Для работников предприятия в Северодвинске действует санаторий-профилакторий, в Евпатории и Адлере – южные здравницы. На спортсооружениях физкультурно-оздоровительного комплекса ведутся оздоровительные занятия и соревнования. Количество их участников увеличивается с каждым годом.

На Севмаше реализуется корпоративная программа строительства жилья для корабелов / Фото: Пресс-служба АО
На Севмаше реализуется корпоративная программа строительства жилья для корабелов / Фото: Пресс-служба АО "ПО "Севмаш"

Творческие способности работники Севмаша развивают в коллективах Дома корабела предприятия, культурные мероприятия проводятся в Доме техники. На высоком уровне заводчан обслуживают в ресторане "Волна" и кафе Дома техники Севмаша.

Во взаимодействии с администрацией Северодвинска завершено строительство крытой ледовой арены на стадионе "Север". В 2026 г. Севмаш приступит к возведению крупнейшего в области 50-метрового плавательного бассейна. Ведутся работы по созданию информационно-технологического и профориентационного центра "Погружение". 

Социально-значимые проекты

Севмаш реализует важный для истории завода и Северодвинска проект – реставрация и восстановление Николо-Корельского монастыря, находящегося на территории предприятия. В 2024 г. совместно с благотворительным фондом по восстановлению святыни начались работы по реставрации объектов храмового комплекса. Выполнены первоочередные противоаварийные работы, инженерные изыскания по геодезии и геологии. Была проведена первая в истории Северодвинска археологическая разведка, в результате которой было сделано настоящее открытие – найдено место захоронения игумена Косьмы, первого строителя каменного задания храма в XVII веке. Работы продолжаются по сей день. 

Культурная сфера. заключено соглашение о сотрудничестве с Президентской библиотекой, на ее площадке в Санкт-Петербурге прошла премьера первого 11-серийного мультипликационного фильма "Путешествие Севы и Маши", созданного к 85-летию предприятия при участии художественной академии им. Штиглица. В городском кинотеатре на безвозмездной основе запущен просветительский проект – цикл кинопоказов для северодвинцев "Киномарафоны Севмаша". Горожане увидели более 20 документальных фильмов о кораблях, построенных на Севмаше, и выдающихся корабелах. Картины созданы службой информации предприятия.

Развернута работа с молодежью – просветительские игры и занятия в детских садах, инженерные классы в школе №20, судостроительные смены в "Орленке", судостроительные олимпиады, экскурсии, работа с научно-производственными ротами, студентами. 

Социальные сети

Севмаш представлен в следующих соцсетях: "ВКонтакте", "Телеграм", "Дзен", "Живой журнал", Rutube. Подкасты об атомном подводном кораблестроении "Навигатор Севмаша" выпускаются на платформе "Яндекс. Музыка".

Рейтинг Корабел.ру / Фото: Корабел.ру
 

Значимые события

27.12.2024 Атомная подводная лодка "Архангельск" передана ВМФ России
12.08.2024 "Князь Пожарский" проходит заводские ходовые испытания, до конца года он будет передан заказчику
26.04.2024 В Северодвинске заложили плавдок "Сухона" проекта 02122
03.02.2024 На Севмаше состоялась церемония вывода из эллинга АПЛ "Князь Пожарский" 

Сводки о главных событиях уходящего года от судостроительных предприятий будем размещать по тегу #ИтогиГодаКорабелов2024

О том, что было самым важным на Севмаше в 2023 г., можно узнать по тегу #ИтогиГодаКорабелов2023.

Управляющий состав

Главный инженер – Евгений Бородин;
Руководитель пресс-службы – Екатерина Пиликина;
Главный сварщик – Анатолий Абрамов.

Телефон: +7(8184) 50-47-84
Почта: smp@sevmash.ru

ТТХ проекта 02122
Длина габаритная (м)202
Ширина габаритная (м)45
Высота борта (м)8
ТТХ проекта 885M "Ясень-М"
Водоизмещение (т)13 800
Длина габаритная (м)120
Ширина габаритная (м)13
Осадка судна (м)9,4
Скорость (уз)31



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Корпус строящегося арктического судна проекта PV27 переместили на новый стапель
12:13 / судостроение