Санкции и проблемы перепроектирования
Как отмечают в корпорации, поставка отдельной номенклатуры зарубежного оборудования на строящиеся заказы стала затруднительной, а в некоторых случаях – невозможной. Особенно остро это коснулось сферы гражданского судостроения. Исходя из ситуации, заводскими специалистами совместно конструкторами проектных бюро проведена и ведется работа по поиску близких аналогов оборудования, по корректировке технической и рабочей документации. Конечно, это значительно повлияло на сроки строительства судов. Также, возникла необходимость компенсации дополнительных затрат на перепроектирование. Эти вопросы вынесены на рассмотрение государственного заказчика.
"Исходя из результатов проведенной работы, надеемся, что вопросы будут сняты в ближайшее время", – комментарий Судостроительной корпорации "Ак Барс"
Наиболее перспективные проекты гражданских судов
Наиболее востребованный проект гражданского судна, который строился и строится в группе компаний "Ак Барс", – современная версия легендарного "Метеора", проект 03830. Большой интерес с учетом активно прорабатывающейся программы развития речного пассажирского сообщения "Великий Волжский путь" проявляется к экскурсионно-прогулочному судну проекта 03620 "Чайка", которое является хорошо зарекомендовавшей себя базовой платформой с возможностью использования двигателей, работающих на различных видах топлива. Также ряд заказчиков проявляет интерес к строительству серии барж, строившихся на предприятии ранее.
Электросуда и суда на водороде
Корпорация осваивает СПГ, выходит на электродвижение, и с интересом смотрит на водород, как на перспективное направление.
"Думаем, что на СПГ мы начнем переходить лет через пять-десять, на водород – через десять-пятнадцать. Вопросы экологии для России и для всей планеты сейчас становятся все более актуальными, первоочередными. Так что и боевые корабли, и гражданские суда начнут переходить на более экологичные виды топлива. Конечно, СПГ и водород придут не сразу. Но у нас есть уникальная ситуация: сегодня наш гражданский флот практические весь постройки 60-80-х годов прошлого века. Он не соответствует требованиям экологии и безопасности. И сейчас нужно обновлять флот с упором на новые проекты эксплуатации с новой энергетикой – СПГ, электродвижение, водород", – отмечают в корпорации.
СПК и новые компетенции
Современные суда на подводных крыльях для компании – абсолютно новый проект, с улучшениями, доработками, отвечающими современным требованиям безопасной эксплуатации. В ходе проектирования специалисты "Ак Барс" столкнулись с вопросами необходимости соблюдения требований по массогабаритным характеристикам материалов и оборудования. Стояла задача максимального облегчения конструкции для обеспечения выхода на крыло судна.
Любое строительство первых судов серии дается нелегко. Приходится повышать профессионализм рабочего состава, производить переналадку оборудования. При строительстве головного судна предприятие столкнулось с рядом трудностей, например, впервые воплотило в жизнь крылья новой модификации. Модернизированная крыльевая схема обеспечивает судну ряд преимуществ: уменьшение перегрузок на волнении, большая высота преодолеваемой волны, меньшее время выхода на крылья, меньшая амплитуда продольной качки, простота реализации подъема, как носового, так и кормового крыльев для движения по мелководью или подходу к необорудованному берегу.
Новые проекты пассажирских судов для ВВП
В рамках реализации проекта "Великий Волжский Путь" для перевозки российских и зарубежных туристов по межрегиональным маршрутам в корпорации готовы предложить 2 проекта пассажирских судов, разработанных АО "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро". Специалистами АО "ЗПКБ" разработано техническое предложение (предэскизный проект) на постройку пассажирского круизного теплохода проекта 17400 пассажировместимостью до 170 человек. Судно предназначено для совершения круизных рейсов по рекам и прибрежным зонам морей в соответствии с классом. На трехпалубном теплоходе предусмотрены 78 кают различного класса, 2 ресторана, фитнес-зал, детская игровая комната. Имеется возможность проведения дискотек, спортивных мероприятий, конкурсов и т.п. На тентовой палубе предусмотрены 2 бассейна, шезлонги, столики под зонтами, бар. По чертежам внешнего вида изготовлена выставочная модель теплохода, которая неоднократно демонстрировалась на наших стендах на различных выставках, начиная с 2021 года.
Второй проект – прогулочно-экскурсионное судно для местных линий проекта 03620 "Чайка" пассажировместимостью до 250 человек. На теплоходе имеется комфортабельный пассажирский салон, бар, прогулочная палуба. Судно оборудовано системой аудиогида для обеспечения проведения экскурсий на 5 языках. Теплоход может совершать рейсы на расстояния до 450 км по внутренним водным путям со скоростью не менее 18 км/ч.
"Волгататсудоремонт", "Адриа винч Зеленодольск", "Ак Барс металл" и Казанский завод "Электроприбор" как часть корпорации
Перечисленные предприятия сегодня вместе с ведущими судостроительными заводами группы компаний "Ак Барс" так или иначе привлечены к процессам строительства судов и кораблей. "ВолгаТатСудоремонт" занимается эксплуатацией и ремонтом, оказывает ряд услуг по строительству и испытанию судов. "Адриа Винч Зеленодольск" в кооперации с другими предприятиями в Российской Федерации изготавливает якорно-швартовные, буксирные устройства, которыми комплектуются строящиеся в нашей группе суда, а также суда на других судостроительных предприятиях Российской Федерации. "Ак Барс Металл" акцентирован на услугах горячего цинкования в строительной, дорожных сферах. Казанский Завод "Электроприбор" выпускает комплектующие изделия для автомобильной, авиационной промышленности.
Судовое оборудование
АО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" кроме основного своего направления выпускает широкую номенклатуру судового комплектующего оборудования: запорную арматуру, МСЧ, продукцию черного и цветного литья (якоря, клюза, стопора и прочее). Ведется освоение судовой автоматики, щитов, систем управления, мостиковых систем.
Винты реализуются таким компаниям, как АО "ЦС Звездочка" г. Северодвинск, ФГУП "РФЯЦ ВНИИТФ имени академика Е.И. Забабахина" г. Снежинск, АО "Восточная Верфь" г. Владивосток, АО "Татфлот" г. Казань, Филиал "Опытный завод ВЕГА" г. Боровск, АО "Окская Судоверфь" г. Навашино, АО "ПО Севмаш" г. Северодвинск, АО "НПО Винт" г. Москва, АО "ОмскТрансМаш" г.Омск, АО "ЦКБ имени Р.Е.Алексеева" г. Н.Новгород.
Валы реализуем в компании АО "ЦКБ имени Р.Е.Алексеева" г. Н.Новгород, АО "Восточная Верфь" г. Владивосток, АО "ЦС "Дальзавод" г.Владивосток, ПАО "Северная верфь" г. Санкт-Петербург, ПАО "Амурский судостроительный завод" АО "ОНСС" г. Нижний Новгород.
За 2022 год производство судового оборудования увеличилось на 15%, что подтверждает востребованность производимого предприятием судового оборудования.
Наиболее важные события
В 2022 году на предприятиях Корпорации была запланирована сдача 6 единиц кораблей и катеров для Военно-Морского Флота, 5 из них уже переданы заказчику, 1 корабль находится на завершающем этапе испытаний, его должны сдать до конца текущего года. На 2023 год у "Ак Барса" большая сдаточная программа, согласно которой предусмотрена передача Военно-Морскому Флоту 5 кораблей.
"Кроме того, что касается гражданского судостроения, то в этом направлении мы тоже наращиваем обороты производства, и в 2022 году передаем заказчикам 5 гражданских судов", – комментарий предприятия.
Корабел.ру о ходе строительства судов (кораблей) Судостроительной корпорацией "Ак Барс" за 2022 г.:
Экспорт, планы по приобретению новых заводов, Ближний Восток
Группа компаний "Ак Барс" готова оказывать комплекс услуг по организации и совместному строительству судов на судостроительных предприятиях иностранных государств ближнего и дальнего зарубежья. Также Корпорация готова серийно строить пассажирские суда морского класса, изготавливать и поставлять судовое комплектующее оборудование.
Корпорация ставит перед собой амбициозные цели, планирует прирастать новыми производствами, в том числе и в регионах присутствия. Это большая работа на перспективу, она требует подготовительных действий и всестороннего анализа, в "Ак Барс" готовы к сотрудничеству по всем направлениям деятельности.
Предприятие сегодня ведет проработку совместного строительства судов и кораблей на территории иностранных государств, но потенциальные заказчики из стран Ближнего Востока в последнее время активность не проявляют.
Социальные программы
Потребность в профессионалах, отмечают в компании, как инженерного состава, так и рабочих увеличивается с ростом объемов производства. Для привлечения сотрудников "Ак Барс" индивидуально подходит к проблемам каждого человека. В Зеленодольске у предприятия есть 2 дома для сотрудников, в Керчи построен многоквартирный дом, где работникам заводов на льготных условиях предоставляется жилье с возможностью его выкупа в рассрочку без процентов по себестоимости строительства. В настоящее время в Керчи идет работа по строительству второго дома для заводчан.
На предприятиях есть ведомственные общежития, в том числе и семейного типа. В настоящее время проводится работа по возможности формирования программы в Республике Татарстан по строительству домов для сотрудников предприятий ОПК, в частности, обсуждается возможность строительства домов в г. Зеленодольске.
Значимые события
07.12.2022 Церемония спуска на воду МРК "Наро-Фоминск" состоится 9 декабря
25.11.2022 Ракетоносец "Град" для Балтфлота проходит государственные испытания
21.11.2022 В Зеленодольске успешно прошли ходовые испытания нового метеора ALFA-120
18.10.2022 АО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" отправил на сдаточную базу буксир проекта NE012
29.09.2022 В Мурманске принято второе в серии лоцмейстерское судно ледового класса проекта BLV03 "Всеволод Пересыпкин"
24.09.2022 Сдача новых лоцмейстерских судов ожидается в 2022 году.
27.08.2022 Спущен на воду второй из серии рейдовый буксир проекта NE012
01.08.2022 В состав Черноморского флота принят новый патрульный корабль "Сергей Котов"
11.07.2022 Зеленодольский завод имени А.М.Горького передал заказчику лоцмейстерское судно
29.06.2022 На Зеленодольском заводе имени А. М. Горького спущено на воду скоростное речное судно ALFA-120
20.06.2022 В Зеленодольске спущен на воду рейдовый буксир проекта NE012
14.06.2022 В Татарстане спущен на воду 13-ый из серии катер специального назначения
10.06.2022 Шесть кораблей одновременно и это не предел!
Где искать информацию о других заводах?
Подобные сводки о главных событиях уходящего года от судостроительных предприятий будем размещать по тегу #ИтогиГодаКорабелов2022.
Подписаться