Международная федерация транспортных работников (ITF) помогла экипажам трёх судов, оказавшихся брошенными турецким судовладельцем Voda Shipping в британских водах. Все три теплохода – "Reggae", стоящий в шотландском Лите, "Tahsin" в английском Шарпнессе и "Seccadi" в Элсмир-Порт – ходят под панамским флагом.
Судно "Tahsin" пришло в Шарпнесс 31 мая и было задержано Агентством морской безопасности и береговой охраны Великобритании из-за невыплаты зарплаты и плохого состояния питьевой воды: моряки вынуждены были в течение десяти дней пить морскую воду, поскольку иного выхода у них не было. Понятное дело, что продукты тоже оказались просроченными, а нормальное питание на борт не поставлялось.
– На судне было пять турецких, два индийских и два грузинских моряка. Все они уже три месяца не получали зарплату, а два индуса мало того, что не видели денег с осени 2016 года, так они ещё умудрились заплатить за то, чтобы их взяли на работу! – рассказывает инспектор ITF Даррен Проктор. – Это смахивает на использование рабского труда, только на новый лад. Подобным действиям нужно противостоять.
Похожая ситуация оказалась и на других судах. Благодаря помощи ITF семь из девяти членов экипажа "Tahsin" были репатриированы с полной выплатой задержанной зарплаты. На тх "Reggae" полная смена экипажа произошла после того, как морякам выплатили задолженность. Морякам "Seccadi" также выплатили полную задолженность и отправили домой, но только после того, как они, чтобы не голодать, были вынуждены обращаться к местному коммьюнити за помощью.
И даже с репатриацией возникли проблемы. Судовладелец, который поначалу пытался заставить моряков на собственные деньги покупать себе билеты до дома, в итоге всё же снизошёл и оплатил поездку за свой счёт. Но при этом выбрал самые дешёвые билеты, которые подразумевают 14-часовое ожидание в аэропорту.
Подобное поведение судовладельца, который не просто бросает моряков без денег, воды и еды, но ещё и пытается требовать плату за возможность устроиться на работу, смахивает на попытку сэкономить за счёт принудительного труда. Неизвестно, сколько бы ещё сидели моряки, если бы не инспекторы ITF. Поскольку подобные ситуации, к сожалению, не редкость в отрасли, чтобы их искоренить к Конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС-2006) были приняты поправки о страховых гарантиях по репатриации моряков и выплате задолженности по зарплате (не более чем за четыре месяца).
Однако морякам злополучных судов не повезло и со страховщиком. Lodestar Marine, один из клубов P&I, очень долго тянул и не хотел выплачивать деньги по страховым гарантиям, хотя все признаки брошенного экипажа был налицо (более чем двухмесячная задержка зарплаты, отсутствие провианта).
Такое поведение страховщиков идёт вразрез с поправками к КТМС, вступление в силу которых в январе этого года приветствовал Российский профсоюз моряков. То, что страховщик попытался оспорить выплаты – крайне дурной знак. Профсоюзы по всему миру достаточно сталкиваются с наглостью судовладельцев, неужели теперь придётся терпеть и наглость страховщиков?