Заказчик судна СЗЦ "СевРАО" - филиал ФГУП "РосРАО" (входит в государственную корпорацию "Росатом").
В 2003 году правительства Италии и России договорились о сотрудничестве в сфере создания инфраструктуры для безопасного обращения с ядерным топливом, переработки ядерных отходов и утилизации выведенных из состава ВМФ атомных подводных лодок в акватории северных морей Российской Федерации. Соглашение получило название "Глобальное партнерство", в рамках которого итальянская сторона выделила 310 млн евро.
На эти деньги в Сайде-губе были построены укрытия над захоронениями радиоактивных отходов, утилизированы шесть атомных подводных лодок. В 2011 году там же, на Fincantieri, по заказу ФГУП "Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности" было построено специализированное судно "Россита", которое предназначено для транспортировки отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов.
Судно, предназначенное для транспортировки отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов "Россита" (стр. № 6213, IMO: 9531894, флаг – РФ).
Контракт на проектирование и строительство судна был подписан в июле 2008 года. Проект судна был разработан нижегородским КБ "Вымпел". Строительство велось под техническим наблюдением Российского морского регистра судоходства (РС).
Закладка киля состоялась 25 мая 2010 года, 16 декабря того же года судно было спущено на воду.
15 июля 2011 года в городе Ла Специа были подписаны официальные документы по приемке судна "Россита" Росатомфлотом, а 15 августа судно прибыло в порт приписки Мурманск.
Основные характеристики:
валовая вместимость, т – 2567;
дедвейт, т – 1620;
длина, м – 84;
ширина, м – 14;
высота борта, м – 6,2;
осадка, м – 4,15;
максимальная скорость, уз. – 12; дальность плавания, миль – 3000.
Интересный факт: в названии обоих судов используются начальные буквы стран-участниц проекта, а именно "РОССияИТАлия" и "ИТАлияРУСь".
Кем станет младший брат "РОССИТЫ"?
"Итарус" - несамоходное судно, предназначенное для выполнения операций по подъему, транспортировке и постановке на стапель плавучих многоотсечных блоков реакторных отсеков АПЛ и обслуживания судов атомно-технологического обслуживания. Конструктивно судно представляет собой двухбашенный стальной монолитный плавучий док.
Технические характеристики судна "Итарус":
длина наибольшая, м – 85;
ширина наибольшая, м – 31,2;
осадка буксировки, м – ок. 7,7;
осадка рабочая, м – 24,5;
высота по верхнюю палубу надстройки, м – 29;
грузоподъемность, т – ок. 3500;
максимальная скорость буксировки, уз. – 6;
автономность (по запасам топлива), сут. – 7;
экипаж, чел. – 6;
срок службы, лет – 50.
Подготовка к строительству судна началась осенью 2014 года. Причем в строительстве судна задействованы сразу три производственные площадки компании Fincantieri – верфи Палермо, Рива Тригозо и Муджано. Закладка киля состоялась в декабре 2014 года на верфи в Рива Тригозо. С ноября 2014 по июнь 2015 гг. на верфи в Палермо была собрана кормовая часть судна с высокой степенью насыщения всеми элементами общесудовых систем. Далее на специализированном транспортном понтоне она морем была доставлена в Рива Тригозо для сборки с носовой частью. В июне-ноябре 2015 года корпус судна был собран и переведен на транспортировочный понтон, доставивший судно для достройки на верфь Муджано.
Церемония спуска состоялась 19 ноября 2015 года. Сейчас активно ведутся достроечные работы и насыщение судна всем оборудованием. Там же, в Италии, проходит обучение экипаж судна.
Весной 2016 года "Итарус" отправится в порт Мурманск, где будет передан заказчику.
Проект нового судна выполнило подразделение Fincantieri в Генуе. Техническое задание разработало ОАО "НИПТБ "Онега" по заказу "Росатома". Проект судна в постройке рассмотрен и одобрен Российским морским регистром судоходства. Символ класса РС: КЕ(*) R2 AUT2 Dock Lift Ship.
Транспортировка морем кормовой части судна "Итарус" из Палермо в Рива Тригозо / "Российский морской регистр судоходства", ГУ |
Работать "Итарус" будет как обычный плавдок.
К месту приема объекта "Итарус" доставляется с помощью буксиров. Далее уже на котловане судно погружается. Объект заводится на палубу "Итаруса", раскрепляется. Далее судно вместе с объектом всплывает и транспортируется для передачи груза на стапельную плиту в пунктах долговременного хранения радиоактивных отходов.
Главные размерения судна позволяют проводить операции с практически всеми типами реакторных отсеков, находящихся на хранении.
Особое внимание в конструкции "Итаруса" уделено его остойчивости и непотопляемости. Судно будет способно оставаться на плаву и иметь достаточную остойчивость при столкновении или посадке на мель при повреждении корпуса в любом месте по длине судна.
О роли Регистра в строительстве судна рассказывает главный специалист отдела организации технической экспертизы и нормативной деятельности РС Валерий Шаров:
"Согласно договору, заключенному с верфью, РС осуществляет техническое наблюдение за постройкой корпуса и установкой механизмов, электрооборудования и оборудования автоматизации, проверку выполнения применимых конвенционных требований, принимает участие в швартовных и ходовых испытаниях. По итогам технического наблюдения в постройке на судно будут выданы классификационное свидетельство и комплект конвенционных документов.
Освидетельствования выполняют опытные штатные инспекторы РС. Работа с итальянскими коллегами идет в атмосфере взаимопонимания и делового сотрудничества.
Компания Fincantieri является одним из лидеров мирового судостроения, специализируется на разработке и строительстве высокотехнологичных торговых и офшорных судов, мега-яхт, круизных лайнеров и паромов, а также субмарин, военных кораблей и вспомогательных судов для ВМФ, включая плавучие доки. Это очень авторитетный партнер в области сложных инновационных проектов, с хорошими техническими возможностями и опытом, в том числе в создании прототипов".
Перевод собранного корпуса "Итаруса" на транспортировочный понтон / "Российский морской регистр судоходства", ГУ |
Первоначально предполагали, что работать "Итарус" будет в районе Сайда-губы и специализироваться в основном на работе с реакторами АПЛ. Однако в начале 2015 года представители "Росатома" стали заявлять, что после завершения всех работ в Сайда-губе док-понтон будет использоваться для зачистки арктических морей от ядерных отходов – последствий холодной войны.
Руководитель Проектного офиса "Комплексная утилизация АПЛ" Госкорпорации "Росатом" Анатолий Захарчев в интервью порталу "nuclear-submarine-decommissioning.ru" 14 декабря 2015 года рассказал следующее:
"Итарус" будет поднимать трехотсечные блоки и передавать их на берег на Сайда-губу. Раньше эту задачу выполнял ПД-42 СРЗ "Нерпа", но он очень крупногабаритный и рассчитан на другие задачи, которые нам пока не требуются. А "Итарус" спроектирован под Сайду. Но в нем заложена и другая функция. Не исключено, что в недалеком будущем будет решаться задача очистки Арктики от затонувших и затопленных объектов. Вот он-то и будет составляющей той инфраструктуры, которую ГК "Росатом" сейчас создает".
Соглашение "Глобальное партнерство" было продлено до 2017 года. Пока политическая обстановка на эту сферу сотрудничества не повлияла. Как рассказывают в "Росатоме", на 2016-2017 год вместе с итальянской стороной запланирован еще целый ряд проектов: строительство здания под хранение контейнеров с твердыми радиоактивными отходами, монтаж и ввод в эксплуатацию установки по переработке жидких радиоактивных отходов и поставка одного буксира для обеспечения работ "Итаруса".
Однако подтверждения этих планов пока не приходило.
Редакция выражает благодарность за сотрудничество и предоставление материалов для статьи Российскому морскому регистру судоходства и лично главному специалисту отдела организации технической экспертизы и нормативной деятельности ГУР
Валерию Ниловичу Шарову.