Два аспиранта-геодезиста написали на имя Сталина письмо о выгодном ландшафте для расположении ГЭС и образования искусственного водоема в районе города Рыбинска. Письмо нашло отклик. ГЭС, как водится, построили руками политзаключенных, а водоем, затопивший город Мологу и около семисот деревень, оставил без крова не одну тысячу семей.
Горе быльем поросло, ГЭС дает энергию, водохранилище – славу первого по величине в Европе.
Образование водоема завершилось в 1941 году. И за время Великой отечественной расплодилось в нем много рыбы, ведь не до рыбалки было. Для организации рыбодобывающих и рыборазводящих хозяйств нужны были плавсредства. Было принято решение о постройке верфи – приказ № 1188 от 23 июля 1942 года. Проект был разработан институтом ГИПРОРЫБА НКРП СССР и закончен в 1944 году.
Строили предприятие три года.
Открытие верфи состоялось 1 ноября 1947 года. Пилорама, деревообделочный цех, кузница, механический цех, смоловарка, трансформаторная подстанция, материальный склад, контора, пожарное депо.
В программу выпуска были заложены деревянные суда: 10 самоходных 6,,,10 т и 125 несамоходных от 0,6 до 12 т. Гребные лодки, неводники, живорыбные садки, моторные рыбницы. Кроме того работы по судоремонту. В последующие годы с ростом производственных мощностей план увеличился вдвое.
Пиломатериалы для судов были собственного производства. Плоты приходили с верховий Волги, где на лесоповале работали заключенные Волголага. Так что суда со всех сторон получались дешевые. В послевоенные годы всё должно было быть дешевым.
С 1953 года вплоть до 1968 года основной продукцией были мотофелюги. Их выпуск был доведен до 75 единиц в год.
1955…56-ой – спустили две бранд-вахты. Началось строительство поселка.
К концу 1958 года было сдано два эллинга, сварочный участок, котельная с лесосушилкой, гараж. В поселке было построено 10 одноэтажных и двухэтажных домов, детский сад, ясли и клуб.
Верфь укрепляла свои позиции. План выпуска продукции пополнился катерами, разъездными и специального применения. Была освоена технология клееных конструкций.
С 1964 года на предприятии началась эра стального корпуса, а с 1967 – серийное строительство самого знаменитого катера Рыбинской верфи «Адмиральский», полностью оправдавшего своё гордое имя. Его собирали поточно-позиционным методом, новаторским по тем временам. Всего более 2000 единиц разошлись и по Союзу, и по «ближнему зарубежью»: Египет, Сирия, Румыния, Болгария. Планка экспортной продукции требовала высокой технологической культуры, заставляла бдительно следить за качеством.
Пограничный катер для южных рек, санитарный «Ярославна», рефрижератор «Колонок», тунцелов-ярусник, СВП «Бизон» с прицепной платформой для рейдовой разгрузки судов Северного флота, геофизическое СВП «Тапир» для разведки нефти и газа на шельфе Каспия, сейнер-траулер, десантный катер «Акула» – зеркало многообразия советского судостроения в классе до 40 метров, море решённых технических задач.
В 1993 году Рыбинская верфь перешла в частные руки, став ОАО. Профиль верфи круто изменился. В портфель предприятия легли суда для отдыха: прогулочные катера и моторные яхты. Модернизация оборудования, новые технологии, автоматизированное проектирование, менеджмент – полный набор атрибутов времени.
В 2008 году верфь вошла в группу компаний «Еврояхтинг», которая дополнила её до верфи полного цикла, способной к строительству судов по собственному проекту.