Свирская судостроительная верфь создана на основании Постановления Государственного Комитета Обороны от 13 апреля 1945 года. и приказа Народного Комиссариата речного флота от 23 апреля 1945 года. № 99 с местонахождением в п.Никольский Подпорожского района Ленинградской области.
Строительство Свирской судостроительной верфи было возложено на Сясьскую судостроительную верфь Северо-Западного речного пароходства с одновременным перебазированием Сясьской верфи на реку Свирь (приказ Народного Комиссариата речного флота СССР № 270 от 13 сентября 1945года.). Приказом № 82 от 26.07.1945 директора Сясьской верфи Кузнецова была определена группа лиц для выезда на Свирскую площадку.
Утвержденным 20 марта 1945 года руководством МРФ новым плановым заданием, специализация и производственная мощность верфи определялась постройкой 40 деревянных барж озерного типа грузоподъемностью 1000 т с доведение годового выпуска до 80000 т после осуществления строительства второй очереди.
Согласно приказу Министерства речного флота СССР № 171 от 18 июня 1946 года и приказу Управления Северо-Западного речного пароходства № 138 от 27 июня 1946г. Свирская (Сясьская) верфь переходит из ведения Северо-Западного речного пароходства Народного Комиссариата речного флота в ведение Северо-Западного судостроительного треста Центрального управления деревянного судостроения Министерства речного флота СССР.
Распоряжением № 13169-р от 03.10.1953г. Совета Министров СССР взамен ликвидируемой Ленинградской судоверфи ММРФ было разрешено построить в составе Свирской верфи цех железобетонного судостроения, на основании утвержденного 31.12.1953г. руководством Министерства задания на проектирование. Ленгипроречтрансом было разработано по этой программе вначале проектное задание, а затем технический проект организации на верфи железобетонного судостроения (одновременно с деревянным судостроение), который был утвержден 02.06.1955 года руководством Министерства.
В соответствии с новым Постановлением Совета Министров СССР от 28 октября 1955 года и приказом МФР от 24 ноября 1955 года Свирская верфь должна была быть реконструирована и полностью переключена на постройку железобетонных стояночных судов с прекращением постройки деревянных барж. потребность в которых резко сократилась.
По указу Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1956 года "Об упразднении общесоюзного Министерства речного флота" Свирская судоверфь переходит из союзного значения в республиканское. В 1958-1964 годах были построены корпусных цех, стапельная площадка и спусковое устройство. В дальнейшем строительство на верфи осуществлялось по отдельным проектам и сметам, разработанным Ленгипроречтрансом. В дальнейшем проектирующей организацией предприятия являлась Союзпроектверфь.
Согласно распоряжению Ленсовнархоза от 6 мая 1959 года Свирская судоверфь переходит из ведения Главного управления верфей деревянного судостроения Министерства речного флота РСФСР в ведение управления судостроительной промышленности Ленсовнархоза.
Управление судостроительной промышленности Совнархоза Ленинградского экономического района просуществовало до 25 марта 1965г. В связи с его ликвидацией Свирская судоверфь изменила свою подведомственность и перешла в подчинение 8 Главного Управления Министерства судостроительной промышленности СССР.
Начиная с 1965 года основным видом деятельности стало железобетонное судостроение - плавучие дебаркатеры и причалы ПЖ - 61 пр.824 до 1980 года и пр.824М (модернизированные) с 1981 года и по настоящее время. Основными заказчиками являются Министерство обороны РФ и гражданские предприятия ( морские,речные порты, рыболовные и рыбоперерабатывающие хозяйства ). За период с 1981 года и по настоящее время построено 99 единиц плавпричалов.
В 1976 году ЦКБ "Монолит" г. Городец и Ленгипроречтрансом был разработан проект самоходного плавучего крана пр.1451 (КПЛ 5 -30). .Данный проект был реализован на верфи и стал серий ной продукцией. Ежегодно до 1996 года строилось до 8-9 единиц плавкранов.
Кроме того, на предприятии до 1987 года строились быстроходные катера "Лимузин" пр. ЛМ4 - 87МК, которые через Всесоюзные объединения "Судоимпорт" и "Судозагранпоставка" поставлялись в страны, входящие в СЭВ.
В 1985 году на верфи началось освоение нового вида продукции - судов на воздушной подушке. Головной катер пр. 18800 "Гепард" построен в 1987 году, прошел все испытания и вошел в серийное производство. На смену пр. 18800 в 2004 году был изготовлен головной катер нового поколения пр. 110 "Арго". В настоящее время построено и сдано в эксплуатацию 11 единиц судов данного типа.
На протяжении многих лет верфь занималась деревообработкой. Лесопильный цех предприятия производил распиловку круглого леса до 60,0 тыс. кубометров ежегодно, обеспечивая пиломатериалами предприятия Северо - западного региона.
С 1997 года предприятие подчинялось Министерству экономики и финансов Российской Федерации, Российскому агентству по судостроению, Федеральному агентству по промышленности.. В настоящее время находится в ведении Минпромторга РФ.
В августе 1991 г. принят Устав арендного предприятия "Свирская судостроительная верфь".
28.09.92г. арендное предприятие "Свирская судостроительная верфь" перерегистрировано в государственное предприятие "Свирская судостроительная верфь"
Приказом Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом № 264 от 04.08.93г. предприятие государственного типа "Свирская судостроительная верфь" преобразовано в акционерное общество открытого типа "Свирская судоверфь". ( Указ президента Российской Федерации № 721 от 01.07.92г. и решение трудового коллетива ).
АООТ "Свирская судоверфь" преобразовано в открытое акционерное общество (ОАО) "Свирская судоверфь" Постановлением Главы Администрации Подпорожского района Ленинградской области № 577 от 01.08.96г.