Сегодня утром мне на глаза попалась фотография спуска атомной подводной лодки проекта 705 шифр "Лира". По фону было понятно, что это точно не проект 705К, так как типичный Ленинградский вид. Но на заводе было построено четыре подлодки данного проекта, так кто же на фотографии? В этом мне помог разобраться главный редактор журнала Корабел.Ру Николай Ивакин.
Атомная подводная лодка К-316 проекта 705 во время спуска на воду / ЛАО |
"Конечно на фотографии мало деталей для нормальной идентификации, но можно с уверенностью сказать, что это спуск из эллинга цеха №9 ЛАО (ныне Адмиралтейские верфи"), она только что сошла с наклонного стапеля, и её еще не успели взять на буксир для перешвартовки к достроечной набережной. Значит лодка адмиралтейская.
Далее, все спуски в то время проводились ночью и с соблюдением режима секретности (именно поэтому она "загримирована" под 641), на набережной лейтенанта Шмидта пришвартован энергоблок и плавкран, для уменьшения обзора со стороны Васильевского острова.
Потом, видно что в период спуска достаточно светло, а это ночь! Если посмотреть когда спускались 705, то увидим: заказ № 900 (по классификации "Судомеха") спускался 22.04.1969, заказ № 905 - 25.07.1974, № 910 - 19.04.1978, № 915 - 31.03.1981.
Значит это 905 заказ, т.к. в апреле и марте в Ленинграде ночью еще темно, а в середине июля темнеет часов в 12 ночи, а часа в 2 уже начинает светать. Зная по собственному опыту, что процедуры спусков в те годы на ЛАО начинались не ранее 1 ночи, потом речи адмиралов и руководителей, парад экипажа, оркестр и пр., то часов после 2 самое время оказаться на плаву. Таким образом делаю вывод, что это заказ 905, т.е. К-316. Ответственный сдатчик Мельников Евгений Павлович."
Все подводные лодки проекта 705 и 705К служили на Северном флоте. К-316 была выведена из состава флота 19 апреля 1990 года.