Исследовательская подводная лодка-лаборатория проекта 1710 "Белуга" / Книга-справочник "Надводные корабли, суда и подвод |
Впервые идея создания подводной лодки-лаборатории, на которой можно было бы оценить физическую картину обтекания и регистрировать все необходимые параметры в различных режимах движения и при использовании различных движителей и средств снижения сопротивления, была предложена сотрудниками СКБ-143 в 1960 году. Идея получила поддержку флота и Сибирского отделения Академии наук СССР и в 1962 году полностью одобрена.
Данная подводная лодка предназначалась для проведения натурных испытаний, связанных с новыми способами снижения сопротивления. Она должна была стать составной частью комплекса испытательных средств, создаваемых ВМФ на Черном море для проведения исследований в области гидродинамики. На подводной лодке намечалось установить большое количество вновь разрабатываемой специальной научно-исследовательской аппаратуры.
Исследовательская подводная лодка-лаборатория проекта 1710 "Белуга" / Книга-справочник "Надводные корабли, суда и подвод |
Исходя из специфических условий эксплуатации этой субмарины и для получения наименьшего водоизмещения и наибольшей подводной скорости, проектирование корабля велось с учётом следующих положений: на подводной лодке исключалось использование оружия, назначалась малая автономность, ограниченный район плавания для испытаний, а так же малочисленная команда с испытателями.
При проектировании была предусмотрена возможность поэтапного переоборудования подводной лодки для различных видов испытаний, а в целях ускорения постройки - максимальное использование серийного оборудования освоенного отечественной промышленностью.
В 1985 году Ленинградское Адмиралтейское объедение приступило к её строительству. Закладка лодки была произведена 22 октября 1985 года, спуск — 5 октября 1986 года. В дальнейшем достройка происходила на плаву в акватории бывшего Ново-Адмиралтейского завода с периодическим использованием в качестве стапельного места для производства работ на подводной части плавучего дока.
Исследовательская подводная лодка-лаборатория проекта 1710 "Белуга" / Книга-справочник "Надводные корабли, суда и подвод |
Швартовные испытания лодки прошли в период с 14 октября по 23 ноября 1986 года, а с конца этого же года по 29 октября 1987 года и заводские ходовые испытания, начавшиеся после транспортировки по внутренним водным путям в бассейн Черного моря (город Балаклава).
Для проведения ходовых испытаний заводу потребовалось выполнить большой объем работ по береговому обеспечению. Итоги испытаний и последующие натурные исследования подтвердили ожидаемые снижение гидродинамического сопротивления при подаче растворов полимеров в пограничный слой и, как следствие, ощутимое увеличение скорости хода на стабильных режимах работы главной энергетической установки, положительное влияние полимерных добавок на пульсацию давления на обтекателе гидроакустической станции, выражающееся в снижении гидродинамических помех работе станции на больших скоростях хода.
Исследовательская подводная лодка-лаборатория проекта 1710 "Белуга" / Книга-справочник "Надводные корабли, суда и подвод |
Анализ результатов измерений параметров работы гребного винта, маневренных характеристик лодки, проверок шумности дал возможность для выработки ценных технических решений, рекомендуемых к реализации в проектах перспективных боевых подводных лодок.
При подготовке материала использован справочник "Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода №402 - "Севмаш" (1942-2012). Автор С. А. Спирихин