Исследовательская подводная лодка-лаборатория проекта 1710 "Белуга"

0 4849 2 мин
В преддверии долгожданной передачи флоту подводной лодки четвертого поколения "Северодвинск" следует написать о нескольких отечественных субмаринах, спроектированных в ЦКБ "Малахит", которые выступают, как предтечи для проекта 885: Подводная лодка проект 705 "Альфа", проект 1710 "Белуга" и 971 "Акула". Сегодня речь пойдет о научно-исследовательской подводной лодке 1710 "Белуга".
Создание многоцелевых высокоскоростных подводных лодок практически невозможно без натурных экспериментов, позволяющих отработать новые технические решения с высокой степенью гарантии успеха при их внедрении в конструкцию боевых подводных лодок. США уже в 60-х гг. располагали исследовательской подводной лодкой "Альбакор", на которой в течение длительного времени проводились исследования в интересах ВМС. В этот же период и наши специалисты пришли к пониманию необходимости иметь в составе ВМФ подводную лодку-лабораторию. Приоритетным направлением в использовании этого корабля должны были стать исследования в области ходкости, управляемости, акустики, движителей и гидродинамических аспектов новых схем размещения торпедных аппаратов.
Исследовательская подводная лодка-лаборатория проекта 1710 "Белуга" / Книга-справочник "Надводные корабли, суда и подвод

Впервые идея создания подводной лодки-лаборатории, на которой можно было бы оценить физическую картину обтекания и регистрировать все необходимые параметры в различных режимах движения и при использовании различных движителей и средств снижения сопротивления, была предложена сотрудниками СКБ-143 в 1960 году. Идея получила поддержку флота и Сибирского отделения Академии наук СССР и в 1962 году полностью одобрена.


Данная подводная лодка предназначалась для проведения натурных испытаний, связанных с новыми способами снижения сопротивления. Она должна была стать составной частью комплекса испытательных средств, создаваемых ВМФ на Черном море для проведения исследований в области гидродинамики. На подводной лодке намечалось установить большое количество вновь разрабатываемой специальной научно-исследовательской аппаратуры.
Исследовательская подводная лодка-лаборатория проекта 1710 "Белуга" / Книга-справочник "Надводные корабли, суда и подвод

Исходя из специфических условий эксплуатации этой субмарины и для получения наименьшего водоизмещения и наибольшей подводной скорости, проектирование корабля велось с учётом следующих положений: на подводной лодке исключалось использование оружия, назначалась малая автономность, ограниченный район плавания для испытаний, а так же малочисленная команда с испытателями.


При проектировании была предусмотрена возможность поэтапного переоборудования подводной лодки для различных видов испытаний, а в целях ускорения постройки - максимальное использование серийного оборудования освоенного отечественной промышленностью.

В 1985 году Ленинградское Адмиралтейское объедение приступило к её строительству. Закладка лодки была произведена 22 октября 1985 года, спуск — 5 октября 1986 года. В дальнейшем достройка происходила на плаву в акватории бывшего Ново-Адмиралтейского завода с периодическим использованием в качестве стапельного места для производства работ на подводной части плавучего дока.
Исследовательская подводная лодка-лаборатория проекта 1710 "Белуга" / Книга-справочник "Надводные корабли, суда и подвод

Швартовные испытания лодки прошли в период с 14 октября по 23 ноября 1986 года, а с конца этого же года по 29 октября 1987 года и заводские ходовые испытания, начавшиеся после транспортировки по внутренним водным путям в бассейн Черного моря (город Балаклава).


Для проведения ходовых испытаний заводу потребовалось выполнить большой объем работ по береговому обеспечению. Итоги испытаний и последующие натурные исследования подтвердили ожидаемые снижение гидродинамического сопротивления при подаче растворов полимеров в пограничный слой и, как следствие, ощутимое увеличение скорости хода на стабильных режимах работы главной энергетической установки, положительное влияние полимерных добавок на пульсацию давления на обтекателе гидроакустической станции, выражающееся в снижении гидродинамических помех работе станции на больших скоростях хода.
Исследовательская подводная лодка-лаборатория проекта 1710 "Белуга" / Книга-справочник "Надводные корабли, суда и подвод

Анализ результатов измерений параметров работы гребного винта, маневренных характеристик лодки, проверок шумности дал возможность для выработки ценных технических решений, рекомендуемых к реализации в проектах перспективных боевых подводных лодок.


При подготовке материала использован справочник "Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода №402 - "Севмаш" (1942-2012). Автор  С. А. Спирихин



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
КМЗ разработал контроллер управления якорно-швартовными устройствами
09:29 / пресс-релизы
рекламаПодписка 2025