Инвестквоты — что там с "малышами"?

Вот уже несколько лет, как в России реализуется программа обновления рыболовного флота, запущенная с принятием закона об инвестиционных квотах. Перед его принятием ломалось много копий, были споры, столкновение мнений, часто диаметральных противоположных.
Но в итоге начался действительно важный и действительно эффективный процесс — рыбаки пришли на российские верфи и строят новые суда. Пусть пока в большинстве своем по иностранным проектам и с высокой долей иностранного оборудования. Но лиха беда начало — уже есть "дорожная карта", подразумевающая все большую локализацию таких судов.

На эту тему мы на портале и в журнале писали уже не раз. Ссылки на самые важные материалы, с разных углов освещающие ситуацию вокруг инвестквот, вас ждут в конце этой статьи. Но всегда, посещая разные мероприятия, где обсуждалась рыболовная тематика, мы старались задать спикерам вопрос — а как там обстоит дело с поддержкой малотоннажного флота?

Не секрет, что в рамках программы "квот под киль" сейчас работают крупные судовладельцы — холдинги или компании, ведущие промысел в широких масштабах на огромных траулерах. Именно за их заказы бились в последние годы "Адмиралтейские верфи" и "Янтарь", "Северная верфь", Выборгский завод и "Пелла". И не зря. Это дало солидную загрузку заводам, позволило им диверсифицировать свою деятельность, по сути — открыло новую страницу в их трудовой биографии.
 
Головной траулер проекта ST118L-ATF на ВСЗ / Корабел.ру

А вот "малыши", по крайней мере, до середины прошлого года, оставались в тени. Но стоит признать, совсем в лету забвения им кануть не позволили. На наши коварные вопросы чиновники отвечали — помним и о них тоже, просто на первом этапе целесообразно сосредоточиться именно на крупных игроках. Это даст возможность запустить сам механизм поддержки отечественных рыбаков и верфей. А там — дойдут руки и до малотоннажных судов.

На четверть поддержим!

Летом 2018 года эти обещания начали обретать конкретную форму. Росрыболовство изучило вопрос и пришло к выводу, что по стране есть потребность в сотне малотоннажных судов, задействованных в прибрежном промысле. Без государственной помощи в том или ином формате столь масштабное обновление флота просто немыслимо — у мелких рыбаков просто отсутствует возможность самостоятельно взвалить на себя такие затраты.

Чиновники пошли навстречу — предложили компенсировать мелким судовладельцам не менее четверти стоимости новых единиц малого флота при условии, что они закажут их на отечественных верфях. Деньги будут выделяться заказчикам по факту ввода свежепостроенных судов в эксплуатацию.

По прикидкам разработчиков этой программы, она должна быть рассчитана на пять-семь лет и потребует выделения из госбюджета порядка 3 — 5,5 млрд рублей. Адресатами этой субсидии в первую очередь предполагается сделать рыбаков, работающих в южных акваториях и на Балтике.

— В целях обеспечения добычи недоосваиваемого количества водных биоресурсов в Северном, Западном, Волго-Каспийском и Азово-Черноморском рыбохозяйственных бассейнах нам необходимо строительство дополнительно не менее 70 мало- и среднетоннажных судов. Если на Дальнем Востоке мы можем применить для решения данной задачи инвестиционные квоты, то в остальных бассейнах ключевой, по нашему мнению, является возможность предоставления заказчику прямых денежных компенсаций, — заявлял полгода назад замглавы Росрыболовства Петр Савчук.
 
Петр Савчук - заместитель руководителя Росрыболовства / "Росрыболовство"

Семь судов для Балтики

И вот, похоже, этап разговоров закончен — начинается новый этап. В Росрыболовстве уже формируют совместно с Минпромторгом перечень типов судов для проектирования в рамках нового витка программы господдержки.

В начале февраля 2019 года на эту тему прошло специальное совещание, в ходе которого Петр Савчук в режиме видеоконференции обсудил детали с рыбаками. Для небольших компаний и фирм, ведущих деятельность на Балтийском море, предполагается построить семь судов разных типов.

Подробностей пока немного, но ведомство все же указало, что это будут суда по проектам калининградского КБ Adomat и хорошо нам известной фирмы "Наутик Рус" — российской "дочки" крупного исландского КБ. Напомним, что в прошлом году мы общались с консультантом "Наутик Рус" Альфредом Тулиниусом и он очень уверенно говорил, что его компания станет ведущим российским КБ в нише проектирования рыболовных судов.

Калининградский Adomat, судя по картинке, сопровождающей новость об этом совещании на официальном сайте Росрыболовства, предоставит проект 174610.
 
Проект 174610 / "Росрыболовство"

Это сейнер со следующими характеристиками:

Символ класса — КМ (?) Iсе1 R2 AUT3 Fishing vessel
Длина наибольшая, м — 26,62
Ширина наибольшая, м — 8,6
Осадка расчетная, м — 3,8
Водоизмещение, т — 447
Мощность ГД, кВт — 735
Объем грузовых танков RSW, м — 3200
Автономность, сут. — 10
Экипаж, чел. — 8

Судно предназначено для круглогодичного лова салаки, кильки, трески и камбалы пелагическими, донными и близнецовыми тралами по кормовой схеме траления, а также лова рыбы кошельковым неводом; транспортировки улова наливом в охлажденном виде к местам приема и переработки рыбы на берегу.

Что касается проекта от "Наутик Рус", то, скорее всего, это будет свежая разработка, внешний вид и некоторые характеристики которой компания представила в ноябре 2018 года. Проект получил название Baltic Raptor. Судно предполагается длиной в 24 метра, шириной в 9 метров, автономностью в 10 дней. Экипаж его составит 9 человек.
 
Baltic Raptor / "Росрыболовство"

У остальных все сложно

В Азово-Черноморском регионе ситуация следующая. Рыбаки просят профинансировать постройку 10 судов, но там условия промысла сильно разнятся в зависимости от конкретной акватории, поэтому с определением типов судов возникли определенные сложности. Сейчас обсуждается сразу четыре проекта судов – малых и средних сейнеров.

При этом в Каспийском регионе пока тема пробуксовывает — никаких заявок от рыбаков так и не поступило. В Росрыболовстве уверены, что к этой категории будущих заказчиков нужно особое внимание.

— Волго-Каспийский бассейн требует определенного внимания и проработки вопроса. Ресурсы для освоения там есть, наука это доказывает. Кроме того, в Махачкале строится перерабатывающий завод, который будет принимать уловы. Его открытие запланировано на весну 2019 года. То есть мы создаем все условия для развития промысла в регионе. Считаю, что в нем могут быть заинтересованы крупные компании, которые занимаются рыболовством в других бассейнах, — прокомментировал эту ситуацию Петр Савчук. Точно так же отдельное заседание рабочей группы будет проведено по Дальнему Востоку.

Тридцать судов, тридцать процентов

А закончить эту статью следует информацией о том, как на сегодняшний день видит Минпромторг механизм поддержки. По сравнению с прошлогодними летними планами появились некоторые важные коррективы.

Итак, проект механизма господдержки, по словам заместителя директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Николая Шабликова, предполагает заключение контракта между заказчиком судна и верфью с 10-процентной оплатой строительства. Затем следует соглашение между заказчиком и Минпромторгом, где будут прописаны сроки строительства и предоставление субсидий.
 
Николай Шабликов, заместитель директора департамента Минпромторга / Корабел.ру

Важно, что размер субсидий составит уже не четверть, а от 25 до 30% капитальных затрат. Кроме того, рассматривается возможность включить в программу суда, заложенные в 2018 году до момента введения новой меры.

По информации Росрыболовства, в целом на первом этапе возможно строительство в рамках этой программы трех десятков мало- и среднетоннажных судов.

Материалы по теме:
Скоро на охоту за крабом выйдет "Русь" (о спуске на воду на "Пелле" краболова "Русь")
Выборгские корабелы спустили на воду современный рыболовный траулер (фоторепортаж со спуска траулера "Баренцево море" на ВСЗ)

Исландцы в России: "Мы проектируем рыболовецкое судно с нуля до сдачи" (интервью с консультантом КБ "Наутик Рус")
Квоты судотворящие (о судах, которые будут строиться или уже строятся в России в рамках инвестиционных квот)
Первый результат "квот под киль" (о закладке траулера проекта ST-118L-ATF на Выборгском СЗ)
"Квоты под киль" – не принуждение, а определение правил" (интервью с гендиректором завода "Янтарь").

"Малые" рыбаки Ладоги – вопросы и ответы (обзор состояния рыбной отрасли в Северо-Западном регионе)
"Федеральное агентство по рыболовству", ФГУП Москва
+7(495) 628-23-20
"Наутик Рус", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 242-62-05



Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Галан Александр
18.02.2019, 10:30
А Дальний Восток не нужен? В советское время на Дальнем Востоке СЗОР г. Благовещенск успешно строил MPC-225  пр.1322Р,  MPC-150 пр. 1338. Проект 1338 прошёл модернизацию, но строится единицами, хотя малотоннажный флот камчатских, сахалинских и приморских рыбодобывающих в прибрежной зоне предприятий почти наполовину был укомплектован этими судами. В 80-х завод выпускал по 20 судов в год.
-1+
#Рожков Владимир Евгеньевич
20.02.2019, 00:59
Хотелось бы ознакомиться с результатами предварительного расчета окупаемости судов.
Свежие новости
Корабелам предлагают дать еще больше времени на постройку судов по инвестквотам
16:03 / судостроение