Сейчас эксперты активно оценивают все преимущества и результаты первой волны инвестиционных квот, а мы на этом фоне решили поговорить с экспертом рыбной отрасли и судовладельцем - Ириной Мокеровой, которая является основателем судоремонтного предприятия "Морской прибой", а также одним из основателей рыболовной компании "Робинзон".
|
Ирина Вадимовна - основатель судоремонтного предприятия "Морской прибой", а также один из основателей рыболовной компании "Робинзон" / Фото: "Робинзон", ООО |
До появления "инвестиционных квот" каждый судовладелец решал сам: когда, как и где ему обновлять свой флот, будь то модернизация старого, покупка другого, или строительство нового судна. И модернизировали, и покупали, и строили. Когда мы пытались разместить свой заказ на Российских верфях, нам потому помогали все, включая Министров, что за строительство в России мы не просили никаких льгот и никаких квот.
Инвестиционные квоты – командно-административный способ управления, в данном случае двумя отраслями сразу – рыболовством, и судостроением. Сегодня это надо рассматривать как эксперимент, только после тщательной оценки результатов которого можно и нужно сделать выводы.
Пока из 105 (включая краболовов) судов, которые должны были быть построены к 2025 году по программе инвестквот за пять лет построены только восемь судов.
|
Траулер "Механик Сергей Агапов" / Фото: "Робинзон", ООО |
Понятно, что при таком результате, верфи не в прибыли. У рыбаков заказчиков, в свою очередь, потери очевидны: кредиты банков, дорогое строительство, его длинные сроки, срывы сроков ввода в эксплуатацию, в случае аукциона – еще и расходы на него.
А что получило государство, регионы? Это надо анализировать.
Есть еще один очень важный вопрос: так, или иначе, вновь построенные российские рыболовные суда и квоты под киль – это ведь только для участников программы инвестиционных квот. Если у небольшого предприятия средств на участие в программе не хватает, то предприятие теряет 20% своих квот. А таких предприятий большинство, потому, что в любой стране рыболовство – это малый и средний бизнес.
Однако, сегодня обсуждается уже второй этап инвестиционных квот. Обсуждать его можно, но принимать нельзя, поскольку не завершен первый этап и не проанализированы его итоги.
Подробнее читайте в материале Корабел.ру
Возвращаясь к судостроению, я, как корабел – обеими руками за то, что надо развивать и поднимать до конкурентного уровня российское гражданское, в том числе, коммерческое, судостроение.
В результате полученной за пять лет практики строительства рыболовных судов российские верфи, я думаю, в состоянии ответить на вопрос "Что для этого необходимо сделать и какие лучше применить средства, чтобы справиться с программой инвестиционных квот и выйти на новый уровень, тем более сегодня, когда все очень осложнилось: иностранного оборудования нет, сервисные инженеры устанавливать уже поставленное, не приедут, а под азиатское оборудование, придется переделывать и сами проекты".