В эти дни во многих регионах страны открывается навигация, в целом ряде городов на реках проходят парады речных трамвайчиков. Насколько актуальна сейчас тема обновления речного пассажирского флота?
- Она достаточно актуальна и с каждой новой навигацией эта актуальность растет, потому что флот стареет. Со временем суда перестают соответствовать современным требованиям, в том числе по безопасности и комфорту, и их приходится списывать. Анализ, проведённый специалистами АО "ОСК", показал, что речникам нужно современное судно, способное двигаться на мелкой, зачастую загрязнённой воде, обладающее, при этом, высоким уровнем комфорта и экономической эффективностью. Мы рады сообщить, что в ближайшее время готовы предложить судоходным компаниям замену.
- Какой проект речных пассажирских судов ОСК вы считаете наиболее близким к серийному производству?
- Думаю, что и для рынка, и для нас как судостроителей наиболее интересен сейчас проект П-30 "Соталия". Сейчас завершается процесс согласования проекта судна в Российском речном регистре судоходства, и после того, как он будет согласован, мы начнем строительство головного судна – рассчитываем, что уже в этом году оно будет готово, и мы сможем его показать потенциальным заказчикам уже в металле. Причем – что особенно важно – сделанным из отечественных комплектующих.
- Кому вы его хотите предложить?
- Пассажирская "Соталия" может быть использована при организации речного общественного транспорта, поэтому мы будем предлагать ее как коммерческим, так и муниципальным транспортным организациям. Грузопассажирская версия может быть очень востребована там, где по экономическим причинам доставка грузов по реке либо экономически выгоднее других видов транспорта, либо вообще является единственно возможной. Еще один вариант использования "Соталии" - передвижной фельдшерско-акушерский пункт – мы будем готовы предложить региональным органам здравоохранения.
- Какие цели ставили перед собой в ОСК при разработке этого проекта?
- Сделать достаточно универсальное, доступное по цене и экономное в эксплуатации, с современным уровнем комфорта судно вместимостью в 30 пассажиров. Кроме этого, судно должно было быть пригодно к перевозке железнодорожным транспортом, иметь минимальную осадку и возможность посадки и высадки пассажиров на необорудованный берег, и значительный запас хода, поскольку хотелось бы предлагать его и для речного сообщения между удаленными друг от друга населенными пунктами.
- Насколько удаленными?
- По техническим характеристикам "Соталия" должна обеспечивать не менее 10 часов хода со скоростью 20км/ч – то есть до 200 км вполне сможет преодолевать на одной заправке.
Технические характеристики
Длина наибольшая | 17,5 м |
Ширина наибольшая | 3,3 м |
Осадка | 0,5 м |
Водоизмещение | 12 т |
Мощность двигателя | 230 кВт |
Число пассажиров | 30 чел |
- То есть ближайший сухопутный аналог – это автобус?
- Да, современный и удобный для пассажиров речной автобус, при этом неприхотливый и надежный. Со сроком службы не менее 25 лет. Проект подготовлен специалистами АО "НИПТБ "Онега" (входит в ОСК), а головное судно мы рассчитываем построить на предприятии "Ушаковские верфи" в Калининграде – при этом понимая, что в будущем развернуть массовое производство таких судов можно будет там, где они будут заказаны.
- Есть ли у ОСК проекты по новым круизным пассажирским судам?
- Да, они разрабатываются по нескольким направлениям, которые я бы условно назвал "Ока", "Волга", "Волга-Каспий" и "Море". Они различаются по размерениям, которые конечно должны соответствовать характеристикам шлюзов, и осадке, соответствующей судоходным глубинам водоемов, а в случае моря и мореходности, но в первую очередь бизнес-модели заказчика. Поскольку в данном случае речь идет о судах проектирующееся под конкретного заказчика –– наши проектанты (это "Невское ПКБ", КБ "Вымпел") достаточно тесно с ними взаимодействуют, чтобы проект точнее соответствовал их пожеланиям. Несмотря на существенное влияние оказываемого пандемией на рынок туристических услуг, мы наблюдаем стабильный спрос на услуги внутреннего водного туризма. Поэтому современные круизные суда нужны и они будут строиться. Конечно рынок международных морских круизов существенно "просел" из-за влияния пандемии, но нам кажется, что в ситуации, когда за рубежом круизные суда массово выводится из эксплуатации, а новые не строятся, самое время начать закладку проекта большого круизного лайнера мирового класса для города Санкт-Петербург. К моменту готовности проекта, я уверен, пандемическая ситуация изменится, и спрос на морские круизы по Балтийскому и северным морям станут опять сверхпопулярными, а у нас будет к этому моменту современный лайнер. В данный момент мы продолжаем техническую проработку данного проекта.