Интервью с ректором "Макаровки"

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова – динамично развивающийся вуз со множеством различных направлений и спецификаций. Подтверждает это и наличие уникальной технической базы, и выпускники, котирующиеся за рубежом, и педагогический состав.

В том виде, в котором высшее учебное заведение существует сегодня, оно появилось в сентябре 2012 года, когда приказом Министерства Транспорта Российской Федерации Государственная морская академия имени адмирала С.О Макарова была присоединена к Санкт-Петербургскому государственному университету водных коммуникаций. Сторонников и противников этой процедуры было множество, но факт остается фактом – вуз продолжает быть основным поставщиком плавсостава для отечественных и зарубежных компаний.

Сейчас "Макаровка" включает в себя четыре института: "Морская академия", Институт водного транспорта, Институт международного транспортного менеджмента, Институт дополнительного профессионального образования, а также 7 филиалов на территории страны

На актуальные вопросы о жизни вуза отвечает ректор "Макаровки" Сергей Барышников.
 

Ректор "Макаровки" Сергей Барышников/ Фото: Корабел.ру


– Какое направление подготовки сегодня наиболее популярно среди абитуриентов?

– Что значит – популярно? Когда на специальность "юриста" выделяют всего пять бюджетных мест, то высокий конкурс получается. На судоводителей, где 250 мест, конкурс пониже, но направление очень востребовано. Такая же, например, ситуация с логистикой (интермодальные перевозки).

Поэтому я не выделяю что-то одно. Но могу сказать, что вырос интерес к среднему профессиональному образованию. В прошлом году в колледж в Петербурге на ТТП, организация перевозок и управление на 25 мест документы подали 29 человек, и все отличники; судоводители пришли со средним баллом не ниже 4,5.

– По какому принципу сегодня молодежь выбирает профессию?

– Сейчас молодежь прежде, чем подать документы, интересуется, где будет потом работать и сколько получать. Нам это импонирует и говорит о том, что человек осознанно приходит в профессию.

– Новые студенты приходят в университет регулярно, а как обстоят дела с педагогами?

– Опыт показывает, что из других вузов преподаватели, как правило, не переходят, все держатся за свои места. Профессура настроена патриотично к университетам, в которых работает.

Пополнение морскими кадрами идет, но слабо: нет таких объемов, как нам хотелось бы. Во многих компаниях заработки гораздо выше, чем в сфере образования. На доход сильно влияет наличие ученой степени. А бывает и так, что хотят преподавать, но не получается. Но главная проблема в том, что моряки-производственники не имеют педагогической подготовки.
 

Студенты / Фото: "Макаровка"


– Раз мы заговорили о педагогах, то хотелось бы затронуть и научную работу.

– Научная работа в университете есть, она носит разноплановый характер: гидротехнические сооружения, порты, навигация. Механики и логистика – тоже перспективное и финансово выгодное направление. Научные идеи обсуждаются на уровне кафедр и институтов.

– О студентах. В "Макаровке" есть замечательная практика, когда мировые судоходные, судостроительные компании набирают себе с четвертого-пятого курсов будущих работников. Повлияла ли на эту традицию международная обстановка?

– Мы продолжаем сотрудничать с иностранными компаниями, их достаточно много, но отбирают только лучших: чтоб оценка была не ниже 4,5 баллов. Российские моряки, механики высоко ценятся за рубежом, многие капитаны там – россияне. Плюсов в этом для университета и курсантов множество. Первое – поддержание престижа вуза, второе – обеспечение качественной плавательной практики, на которой ребята получают хорошие практические навыки, а также деньги и помогают своим семьям.

Бывает, наш университет даже обвиняют в том, что мы отправляем специалистов куда-то за рубеж. Но это продуктивное взаимодействие. И есть над чем задуматься отечественным компаниям в плане повышения заработной платы.

Приведу такой пример. Двадцать пять наших выпускников-целевиков из Азербайджана (ещё в советское время отучились) сегодня занимают самые высокие посты на заводах, пароходствах, регистре. Когда они вернулись на родину после обучения, им дали достойную работу с достойной зарплатой и по однокомнатной квартире каждому.

– А как университет взаимодействует с российскими компаниями?

На сегодня мы продуктивно сотрудничаем с крупнейшей отечественной компанией "Совкомфлот" (SCF). В их планах до 2025 года построить 18 газовозов и танкеров по типу "Кристофа де Маржери", а это довольно-таки большой запрос на обучение экипажа.
 

Арктический челночный танкер "СКФ" / Фото: "Совкомфлот", ПАО


– Получаете обратную связь от компаний о качестве подготовки выпускников?

– Такое взаимодействие есть вне всякого сомнения. В частности, Игорь Васильевич Тонковидов, возглавляющий "Совкомфлот", лично изучает наши учебные планы, программы; и мы обсуждаем, что можно улучшить при подготовке специалистов. Другое дело чиновники, занимающиеся образовательными стандартами, – они не всегда видят то, что необходимо при подготовке будущих кадров.

Да, мы должны подготовить, воспитать и обучить современного специалиста, но флот имеет свою специфику, поэтому мы приглашаем ознакомиться с тренажерами в учебное заведение.

Добавлю, что в университете есть федеральное учебно-методическое объединение по направлению "Водный транспорт" и штат, который занимается этим направлением. "Макаровка" совместно с коллегами из других учебных заведений разрабатывает программы, по которым обучаются все моряки.

– Кстати, о программах. Сегодня много сил вкладывается в развитие Северного морского пути, расскажите, как разворачивается сотрудничество "Макаровки" с государственными программами по освоению Арктики и арктического шельфа?

– Прежде всего отмечу, что именно университет Макарова Министерством транспорта России определен, как головная образовательная организация, обеспечивающая подготовку кадров для Северного морского пути и работы на Севере. И это логично, ведь у нас работает Центр морских арктических компетенций, и размещены симуляторы-мостики современных атомных ледоколов.

В нашем университете также расположен специализированный тренажер, на котором учатся взаимодействовать с ядерной энергетической установкой. Мы постарались даже высоту потолков сделать такую же там, как на атомоходе, чтобы достигнуть эффекта присутствия.

Так вот, работая с тренажером, оператор вполне может довести установку до аварийной ситуации, а потом вместе с инструктором разобрать, что было сделано неправильно. Но справедливости ради надо сказать, что ядерные энергетические установки на ледоколах и военных судах очень надежные. Бывает, боятся работать в непосредственной близости с установкой из-за радиации, однако счетчик Гейгера показывает там обычный фон. Ничего опасного для здоровья не происходит. Тем не менее работа оператора крайне важна.
 


– Студенты и курсанты университета принимают участие в разведывательных и научных экспедициях в Арктику?

– Такие экспедиции имеют место, но не носят системный характер. У нашего учебного заведения и практически у всех, кроме Дальнего Востока, нет учебных судов. Мы сейчас поднимаем этот вопрос, ведь на таких судах можно устраивать плавсеместры, где педагоги вместе с курсантами смогут изучать теорию на практике.
 

Парусник "Мир" / Фото: "Росморпорт", ФГУП


Есть Парусник "Мир", но одного его крайне недостаточно. Кстати, в ближайшее время, в 2022 году, планируется кругосветное путешествие, в ходе которого "Мир" пройдет по Северному морскому пути до Владивостока, а вернется в Петербург обычными путями.

– Расскажите подробнее об институте профессиональной переподготовки. Это коммерческая структура "Макаровки"?

– Не совсем так. Тренажерный центр, конечно, зарабатывает внебюджетные деньги, которые используются для развития университета. Первостепенная же задача – обучение курсантов, подготовка и переподготовка моряков, которым необходимо осваивать новые компетенции.
 

Парусник "Мир" гостит в Бремерхафене / Фото: "Росморпорт", ФГУП


– Поговорим про внеучебную работу. "Макаровка" всегда славилась артистами, студенты и курсанты часто становились лауреатами престижных конкурсов...

– И теперь мы активно поддерживаем тех, у кого есть творческое начало. У нас четыре хора, много спортивных секций от бокса до бадминтона, яхтинг. Единственная проблема – сезон яхтинга – лето, а летом курсанты уходят на практику. Поэтому самые заметные яхтсмены – экономисты, юристы и зачастую... девушки. Доходило даже до того, что на нашей знаменитой яхте "Акелла" команда на 80% состояла из прекрасного пола. Но это важная составляющая воспитательной работы.

Еще Лев Толстой говорил: "Образование невозможно без воспитания, а воспитание без образования". Мы разработали специальные знаки отличия, которые носят на форме ребята, занимающиеся такой творческой деятельностью. Это лиры, на которые наложен якорь.

– В 2014 году студенты и курсанты "Макаровки" принимали участие как волонтеры в олимпиаде в Сочи. Ведется ли сейчас в университете волонтерская деятельность?

– Да. Волонтерство – важное направление. В университете много тех, кто по велению души готов помочь на форуме, поработать в порте. Наши студенты, например, поддерживают детский хоспис в Петербурге. Восемьдесят ребят-волонтеров с большим желанием работают с этими детишками: читают им книги, устраивают праздники, дни рождения. Это очень значимый педагогический момент.

– Заключительный вопрос об учебных городках и базах университета. В какую сторону планируете двигаться?

– По городу у нас десять кампусов и отдельно стоящих общежитий, а также восемь филиалов, где материальная база в непростом состоянии, так как все постройки прошлого века, 1962, 1974 годов. Много лет нам не выделяют деньги на капитальный ремонт. Поэтому выкладываемся сами из средств, которые заработали. Хорошо помогают спонсоры.

Чтобы развиваться и отвечать духу времени, мы, конечно, готовим новые проекты. Так в корпусе на Межевом канале 2, на берегу Екатерингофки, планируем создать центр по борьбе с разливом нефти. Это сейчас очень актуально, так как в Санкт-Петербурге действует не один порт, и если произойдет разлив, то загрязнения могут спокойно дойти к берегам наших соседей: Финляндии и Швеции. Поэтому уметь бороться с данной проблемой и бороться быстро и качественно будет нашей задачей.

Также сотрудничаем с компанией Caterpillar. На многих судах стоят их двигатели, а у них в мире всего два центра переподготовки, и один находится на нашей базе. Для университета это не только заработок, но и возможность обучать курсантов на современных качественных двигателях. Соответственно, наши воспитанники после обучения в состоянии такой двигатель до винтика разобрать, а потом собрать и запустить.


Участвовал в подготовке и проводил интервью:  Геннадий Пашинин, коммерческий директор ГК "ТЕХ";
Обрабатывал интервью, готовил к публикации: Петр Щеголихин, корреспондент.




Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Климович Вадим Андреевич
18.06.2021, 22:50
Очень интересно
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025