Несколько месяцев назад на Корабел.ру была опубликована новость о том, что в Москве в скором времени могут появиться катера скорой помощи. Порталу это показалось интересным и мы пообщались с руководителем проекта по созданию катеров скорой помощи компании "Интер Яхт Сервис" Синочкиным Денисом Дмитриевичем.
Денис Дмитриевич, я знаю, что Ваша компания сейчас занимается новым проектом по производству катеров скорой помощи. Расскажите подробнее об этом проекте?
Дело в том, что катеров скорой помощи как таковых нет. Есть, например катера МЧС, но Министерство Чрезвычайных Ситуаций не имеет лицензии на оказание медицинской помощи. Они могут вытащить вас из воды, сделать искусственное дыхание, ждать пока приедут врачи. И так как скорую помощь они оказывать не могут, их катера тоже не катера скорой помощи.
У нас в России нет сертифицировано-согласованного, с любой точки зрения, судна медицинской скорой помощи, его не существует вообще. Я считаю, что мы самые первые, кто делает подобные шаги.
Это говорит о том, что вам ещё предстоит длительный путь сертификации и получения всевозможных разрешений?
С одной стороны да. С другой стороны, большая часть пути, как мы считаем, уже пройдена. С третьей стороны, по скольку нет прецедентов, в принципе непонятны правила игры. Например, когда ты хочешь построить машину скорой помощи, ты знаешь, какие стандарты необходимо соблюдать, как она себя должна вести и т.д., а к катеру подобных требований нет. Поэтому не знаешь чему соответствовать, но мы идем по этому пути.
Как вообще появилась у Вас такая идея?
Изначально наша организация это общественный водный транспорт Санкт-Петербурга. Мы набили руку на “маршрутках” и нам их салон показался удачным. Мы увидели в Германии судно скорой помощи в похожем корпусе и решили повторить.
Поскольку рука набита, судов мы построили много и строить можем быстро и легко, взяли и построили коробочку. Далее была длительная работа с совершенно различными специалистами, которые с медицинской точки зрения в том числе, подсказывали, что должно быть внутри подобного катера.
Начали мы с того, что просто показали фактически пустую коробку и сказали, что можем построить. Очень многие заявляют о том, что могут построить катер скорой помощи, были бы заказы. Казалось бы, нужно построить просто обычный катер, встроить туда необходимое оборудование и вот он готовый катер скорой помощи. Это совсем не так. И мы решили именно этим выгодно отличится от остальных судопроизводителей. Все говорят, а мы его действительно построили.
Вы его уже показывали кому-нибудь?
Мы показали его впервые на конференции, посвященной 80-летию НИИ скорой помощи имени Джанелидзе. Там проходил съезд всех главных врачей скорой помощи. Всем было очень интересно, но катер был абсолютно пустой внутри. Мы пообщались с докторами, специалистами и врачами, которые непосредственно работают на скорой и обсудили что и как должно быть в катере. За несколько месяцев нами был создан интерьер. В принципе, он очень похож на интерьер скорой помощи класса С (самый серьезный класс, реанимобиль). Построили, насытили оборудованием, поставили носилки, того же производителя, который в Петербурге устанавливает оборудование в реанимобилях. Об этом нам сразу сказал главный врач Санкт-Петербурга, для того, чтобы вынимая носилки из автомобиля, можно было поставить их в скорую, так как они такие же как в автомобилях скорой помощи. И мы поняли, что построить катер и переоборудовать его салон не так сложно, оказывается, самое сложное это то, что мы сами сделать не можем.
Что Вы имеете ввиду?
Как вписать его в существующую систему работы скорой помощи. Кто получает заявку, кто его диспетчеризует, кто говорит куда ехать, как он принимает пострадавших, как он передает людей в лечебные учреждения и в каких случаях он используется. Это отдельное совершенно другое направление, которое нужно разрабатывать, изучать. Врачи это тоже поняли.
Уже с готовым салоном мы показывали катер в Казани. Там выставляли машины скорой помощи, которые Казань собирается закупать и мы представили катер. Это всегда гвоздь программы и вызывает огромный интерес. Совместно с президентом Татарстана мы осматривали и изучали интерьер судна.
На Ваш взгляд, подобные суда будут востребованы?
Во всех регионах, где есть вода они нужны точно. Может быть не десять, но как минимум два. Один на постоянном дежурстве, второй на техническом обслуживании, или отдыхает. Но один дежурить на воде должен, потому что такой катер решит задачу, которую никогда не решит автомобиль или вертолет. Это может быть одна - две спасенные жизни, но кто это измерит. В большом городе пробки, в удаленных районах отсутствие дорог. Использовать его можно
широко и везде.
На каком этапе реализации проекта вы сейчас находитесь?
В настоящий момент мы подошли к тому, что прописали технические условия, на базе которых будет проходить последующая сертификация, а также прошли все согласования в институте, на основании заключений которого нам выдадут все необходимые документы. Мы подали наши данные во Всероссийский научно-исследовательский институт медицинской техники в Москве, там они изучены, одобрены и теперь катер готов к реальным испытаниям на воде. Уже после этого мы будем близки к получению разрешения на производство и одобрение Минздрава, по поводу того, что все медицинское оборудование, которое работает в машинах и самолетах может работать на воде. У нас уже есть готовый катер, но мы просто не успеваем в эту навигацию.
В Санкт-Петербурге тоже будут такие катера?
Мы согласовали с главным врачом Санкт-Петербурга, господином Бойковым и с его ведомством, планировку катера именно для Петербурга, потому что его требования отличались от остальных. Он потребовал, чтобы в корпусе катера была предусмотрена возможность, сутки находиться на судне бригаде врачей, т.е. это предусматривает наличие полноценных спальных мест, кухни, туалета и т.д., не меняя размеры катера. Мы гордимся размерами наших катеров, потому что это габаритный груз, т.е. любой автомобиль может везти его на прицепе, будь он на 10 сантиметров длиннее или шире, это будет уже не законно.
Таким образом, мы согласовали планировку катера, которого Бойков готов поставить на пробное дежурство на Неве. С одной стороны мы получим одобрение, пройдя технические испытания, с другой, построим за эту осень катер, который необходим скорой помощи Санкт-Петербурга. К сожалению, пока наша скорая помощь купить его не может, мы вынуждены делать все за собственные деньги. Это только пробные экземпляры на наш страх и риск. Скорая Санкт-Петербурга готова посадить туда действующую бригаду врачей и попробовать использовать судно на Неве с началом следующей навигации.
Получив одобрение о том, что все оборудование может работать на воде, надеемся, на положительную оценку врачей и первые цифры. Например, о том что спасли 5 человек, а вытащили из воды 10. Существует мнение, если есть катер на воде, то он должен не просто перевести от берега до берега, но и иметь возможность достать пострадавшего из воды. Наши маршрутки, которые работают в навигацию, вытащили около десятка тонущих из воды. Есть еще одна идея, каждого нашего водителя обязать проходить первоначальные медицинские курсы, чтобы он мог оказать какую-то элементарную помощь. Система принятия пострадавшего из воды, это тоже отдельная тема и мы усиленно над этим работаем.
А кто будет управлять катером с бригадой медицинской помощи?
Вы правильно задаете вопрос, так как врач не может доставать пострадавшего из воды, спасатель не может оказывать ему помощь врачебную. А держать на катере команду, которая управляет судном, докторов, которые лечат и спасателей, которые достают, невозможно. Нужно законодательно распределить элементарные функции, чтобы на катере было не более четырех человек, иначе уже тяжело.
Сейчас нам крайне важно поставить на дежурство катер в следующую навигацию, потому что это решает сразу несколько задач. То есть, если мы по результатам следующей навигации проходим технические испытания, получаем оценку действующей бригады врачей и положительный опыт, далее можно было бы развиться в Петербурге, обеспечивая дежурством все массовые мероприятия, которых у нас огромное количество. Мы могли бы использовать этот опыт, в других регионах России. Конечно это Москва, с большой рекой и обязательно реки Сибири. Там очень востребован водный транспорт, потому что действительно нет дорог, по другому, как по воде не добраться. Особенно когда сезон дождей, мокрая полоса и авиация не работает, выручает только водный транспорт. Навигация конечно короткая, 5-6 месяцев, но когда наступает зима и лед встал, мы могли бы ставить катер на берегу возле скорой помощи.
Насколько я знаю, вы делаете катера из пластика. Полностью? В чем его преимущество?
Мы уверены, что за пластиком будущее и стараемся следить за новыми технологиями. Преимущество его в том, что он развивается, а характеристики корпуса судна обусловлены тем, что ты закладываешь в судно.
Суть производства пластиков это слои, большое их количество. Слой ткани, какой-то специальной, которую ты выбираешь. Слой смолы, которую тоже выбираешь ты. Опять слой ткани, слой смолы и так далее. Характеристикой ткани и смолы, которую ты выбираешь и обусловлена будущая характеристика корпуса. Это как конструктор. Постоянно появляются новые материалы и каждый раз все лучше. Именно используя различные материалы, получается, что не меняя суть производства, ты получаешь новый корпус.
А где берете комплектующие материалы?
Это западные производители, российских нет. Также наша компания производит иллюминаторы, делая на это основной упор. В связи с последними несчастными случаями в стране и затонувшими теплоходами, Российский речной регистр очень жестко подходит к выполнению своих требований. Основное несоответствие требованиям речного регистра, это остекление. Оно должно быть выполнено под надзором. Очень много кто делает судовое остекление и очень мало кто соответствует требованиям. Мы соответствуем. Стоимость нашей продукции гораздо ниже, чем стоимость рынка. Минус в том, что нас не знают. Практически каждой судовой компании на Неве нужно менять остекление. Мы готовы это сделать быстро, качественно, хорошо и в соответствии со всеми требованиями документации.
Ольга Солгалова