В 2022 году, когда тенденция внедрения отечественного продукта на российское производство имеет наибольшую актуальность, важно понимать как строится работа между заказчиком и исполнителем. Сегодня об этом и многом другом нам рассказал Евгений Коптяев, заместитель генерального директора АО "Машиностроительный завод Армалит", генеральный директор "Армалит. Гражданское судостроение".
— Расскажите, какая связь между заводом "Армалит" и "Армалит. Гражданское судостроение"?
— "Армалит. Гражданское судостроение" это 100% дочерняя организация машиностроительного завода "Армалит". Организация создана для того, чтобы обеспечивать поставки арматуры и судового оборудования для гражданских судов. Цель организации: максимальное удовлетворение спроса в сжатые сроки поставки, быстрое обеспечение потребностей заказчиков на рынке.
|
На опытном производстве "Армалит" / Фото: Корабел.ру |
— Недавно вы поставили продукцию на наши заводы: "Средне-Невский судостроительный завод" и "Онежский судостроительно-судоремонтный завод". Очень приятно видеть, что в постройке участвуют отечественные компоненты. Какие перспективы импортозамещения вы видите сейчас?
— Совместную работу с "Онежским судостроительно-судоремонтным заводом" мы начали еще год назад, когда появилась потребность и проблема поставки судовой арматуры и соединительных элементов. Ровно с того моменты мы начали формировать предложение о проекте, проводить ряд мероприятия на проверку качества. Поставка оборудования — это результат проделанной работы. На сегодняшний день мы обеспечили поставку для проекта пассажирского скоростного катамарана на "Средне-Невский" и на "Онежский" для заказчика "Русский краб" на судно "Капитан Александров".
|
Краболов "Капитан Александров" / Фото: Корабел.ру |
— Каким образом вы достигаете такого уровня качества арматуры?
— Нашему предприятию 140 лет, и практически все это время оно занималось арматурой. Можно уверенно сказать, мы хорошо знаем это направление. Ранее "Армалит" был акцентирован на рынок гособоронзаказов. Предприятие изначально создавалось как чугунно-литейские мастерские, а в 1938 году было обозначено головным поставщиком арматуры для российского флота. Поэтому, когда началось увеличение объема строительства на гражданском рынке, было логично, что возникающие потребности обеспечивали мы своими поставками.
— В данном случае, тот накопленный опыт на рынке судовой арматуры мы распространили на гражданку. Сегодня, получается, ситуация следующая: когда помимо продукции собственного изготовления и специализации предприятий, мы имеем развитые операционные цепочки и структуру поставщиков, это позволяет нам максимально удовлетворить потребности покупателя. То есть, с одной стороны, есть входные данные в виде бюджета, срока строительства, технические требования, которые необходимо удовлетворить. А с другой стороны — широкая цепочка кооперации, которую, привлекая в правильных целях, мы используем для удовлетворения потребностей. Ровно этим обусловлено то, что мы начали увеличивать свое присутствие на гражданском рынке.
|
Фото: АО «Машиностроительный завод «Армалит» |
— Работа на рынке гособоронзаказа строится несколько по-другому. Есть определенная линейка опций, поставленная на производство в соответствии с военными требованиями, и используемая в различных проектах проектно-конструкторскими бюро. Здесь ключевое — бюджет строительства и удовлетворение технических требований. В случае с гражданским направлением, ключевое направление работы исходит от заказчика или владельца судна. В таком случае, большую роль играет стоимость последующего владения судном, эксплуатации. Поэтому мы работаем на самого заказчика. Например, в случае с "Онежским судостроительным-судоремонтным заводом", представители "Русского Краба" приехали на "Армалит", чтобы оценить как будет изготавливаться арматура, насколько гарантирован тот результат, который они хотят получить.
|
Фото: АО «Машиностроительный завод «Армалит» |
— И им понравилось? Какая была реакция?
— Субъективно мое мнение, коллегам, естественно, понравилось, потому что "Армалит" — это предприятие полного цикла, на котором своя конструкторская технологическая служба, свой модельный цех, литейный цех, который льет расплаву чугуна, бронзы и стали, кузнечный прессовый цех и так далее. 80% парка оборудования не старше 20 лет.
Посещение завода — это нормальная практика. Когда заказчик собирается что-то приобрести, ему нужно понять откуда это появляется и как это изготавливается.
|
Фото: АО «Машиностроительный завод «Армалит» |
— Какие гарантии того, что увиденное обеспечит качественный продукт?
— Ключевую роль в обеспечении гарантии качества являются процессы организации внутри предприятия. На "Армалите" все процессы изначально были построены в соответствии с военными стандартами, которые гарантируют уровень качества. Поэтому в данном случае гарантией будет являться не только оборудование, не только замкнутый цикл, но и именно организация процесса производства продукции в соответствии со стандартами, принятыми в стране.
|
Фото: АО «Машиностроительный завод «Армалит» |
— На ваш взгляд, уход западных компаний дал шанс развитию предприятий внутри страны?
— Шанс на развитие да. Это неоднозначный случай. С одной стороны открываются свободные ниши, в которых есть что предложить. А с другой стороны, это вызов, потому что те же свободные ниши открывают потребность, которую нужно закрыть здесь и сейчас. Поэтому ситуация, с одной стороны, дает очень большие перспективы, а с другой, здесь очень важно максимизировать все усилия для того, чтобы получить конечный результат. И "Армалит" сегодня позиционирует себя как центр компетенций в обеспечении поставок. С одной стороны производственная цепочка, с другой — компетенции.
— Какие новинки в отрасли вы предлагаете?
— Ключевое, что мы сегодня продвигаем на рынок — это интеллектуальная арматура с электроприводами, которая позволяет снимать более 100 различных характеристик. Это арматура с обратной связью дает возможность организовать управление системами судна по заданному алгоритму. Это упор на беспилотное судовождение. Его суть заключается не в нажатии оператором кнопок, а именно в обучаемости системы, в зависимости от внешних факторов. Для этого у арматуры имеются широкие возможности. Сниманиемые характеристики структурируют информацию, на основе нее арматура самостоятельно формирует задачу и непосредственно выполняет ее. Плюс ко всему данная арматура поставляется вместе со шкафами управления, которые мы также самостоятельно изготавливаем. Они позволяют объединить арматуру в определенную сеть управления судном. Соответственно, осуществляться такое управление будет с пульта оператора судна.
|
Фото: АО «Машиностроительный завод «Армалит» |
— Какие документы и освидетельствования на данный момент подтверждают уровень ваших компетенций?
— В 2017-2018 году мы проходили освидетельствование ОСК. Набрали максимальное количество балов. К тому же, мы относимся к поставщикам группы А с высоким гарантированным результатом. Предприятие аккредитовано российскими морским и речным регистрами. От ГК "Роснефть" также получена аккредитация.
— Как на вашем предприятии борются с повсеместным кадровым голодом?
— Сегодня только по рабочим специальностям предприятию требуется порядка 50 человек. Привлекаем молодое поколение, проводим дни открытых дверей. Совсем недавно прошло мероприятие, в котором участвовали и школьники и студенты профильных ВУЗов. Также работаем в качестве членов приемных комиссий. В феврале получили лицензию на обучение. Реализуем прохождение практики с дальнейшим трудоустройством. Практиканты нередко вдохновляются изготовлением продукции и остаются работать дальше.
|
Фото: АО «Машиностроительный завод «Армалит» |
— Какими вы радуете работников предприятия?
— Во-первых, сотрудники, которые работают на предприятии раз в два дня получают свежую спецодежду. Во-вторых, стараемся вести очень активную жизнь на предприятии. У нас есть команды по волейболу, футболу, играем в шашки, периодически организует выезды, пейнтбол или пляжный волейбол. В течение рабочего дня тоже иногда проходят мероприятия. Недавно у нас прошел конкурс на выбор лучшего проекта по обустройству заводской территории. Сотрудники демонстрировали свои идеи и мы выбрали лучший проект, который включает в себя фонтан, спортивные снаряды, лавочки и беседки.
— Что бы вы сказали Алексею Львовичу Рахманову, генеральному директору "Объединенной судостроительной корпорации"?
— На мой взгляд, большой потенциал для развития отрасли, поставок, повышения эффективности может иметь обеспечение поставок от лица центра компетенций. От лица тех предприятий, которые имеют наибольшие знания, опыт в том, чем они занимаются. Эту идею нужно развивать посредством экспертных советов, организации площадок на которых будет происходить обмен мнениями, привлечения максимально широкого круга кооперации для решения конечных задач. .
|
Заместитель генерального директора АО "Армалит" Евгений Коптяев / Фото: АО "Армалит" |