Судно - уникальное, потому что оснащено эксклюзивным для мирового флота оборудованием
О ледоколе проекта Aker Arc124
Основной задачей портового ледокола "Обь" является поддержание судоходства в портах в зимнее время и осуществление ледокольной проводки крупнотоннажных судов. Однако теплоход проекта Aker Arc124 можно считать многофункциональным, потому что он способен производить транспортировку груза, буксировку и даже бороться с разливами нефти.
Характеристики проекта:
- Длина - 89,2 м;
- Ширина - 21,9 м;
- Осадка - 7,5 м;
- Дедвейт (с учетом перевозимого груза при максимальной осадке) - не менее 2 тыс. т;
- Скорость на чистой воде - 15 узл.;
- Экипаж - 18 чел. (с возможность размещения еще 12 чел.);
- Ледопроходимость - 1,5 м.
Ледокол оснащен инновационным движительном комплексом, который расположен в носу и корме, что способствует эффективному маневрированию и выполнению спецзадач.
Технический проект ледокола разработало финское проектное бюро Aker Arctic Technology Inc, а РКД готовило ЦКБ "Балтсудопроект" при участии КБ "Вымпел".
Напомним, что сам теплоход был спущен на воду 27 сентября 2016 года.
Чем оснащен ледокол
Как рассказал нашему корреспонденту генеральный директор ВСЗ Александр Соловьев, ледокол оснащен двигателем Wärtsilä 31 серии, который занесен в "Книгу рекордов Гинесса" как наиболее эффективный в мире 4-тактный дизельный двигатель. Известно, что вес установки может составлять от 56 до 85 т, в зависимости от количества цилиндров (8, 10, 12, 14 и 16). Длина - от 6 до 9 м при ширине порядка 3,5 м. Мощность тоже варьируется от количества цилиндров. Каждый цилиндр дает двигателю по 550 - 610 кВт мощности в зависимости от типа используемого топлива.
На ледоколе установено три среднескоростных дизель-генератора мощностью по 4880 кВт каждый и один среднескоростной дизель-генератор мощностью 800 кВт.
В числе основных контрагентов - компании "ABB", "Wartsila", "ВНИИР-Прогресс" и многие другие. Финны из "ABB" произвели и поставили четыре независимые азимутальные пропульсивные установки с электрическим приводом Azipod ABB Ice-1400 тягового типа мощностью около 3 МВт каждая. Помимо ВРК, фирма отвечала еще и за автоматику на ледоколе.
Наша редакция решила запросить комментарий у представителей "ABB" о сотрудничестве с заводом на заказе 232:
"Для ледокола "Обь", предназначенного для использования в Обской губе, компания ABB в 2017 году поставила движительный комплекс из 4 пропульсивных установок Azipod® ICE, судовую электроэнергетическую систему постоянного тока Onboard DC grid™, системы автоматизации и турбокомпрессоры последнего поколения.
Движитель типа Azipod® установлен на более чем 80 ледоколах и судах ледового класса в мире и уже не раз подтверждал свою уникальность и надежность – с момента первой установки в 1990 году накоплено 15 000 000 рабочих часов.
Azipod® - это поворотная безредукторная система, в которой электродвигатель расположен в погружной гондоле вне корпуса судна. Движители могут вращаться на 360 градусов, что обеспечивает бОльшую маневренность по сравнению с традиционными пропульсивными системами; ледокол, оборудованный винторулевыми колонками Azipod, способен прокладывать канал во льдах гораздо эффективнее, чем судно с традиционной валолинией.
Судовая электроэнергетическая система постоянного тока Onboard DC Grid™ сочетает преимущество переменной составляющей тока и распределение энергии через единую цепь постоянного тока. Аналогично электродвигателю с частотно-регулируемым приводом эта судовая сеть позволяет дизельным двигателям работать с переменной скоростью и экономить топливо при любой нагрузке.
Комбинация этих инновационных технологий и оборудования ABB позволяет ледоколу "Обь" работать в сложных ледовых условиях с максимальной маневренностью и топливной экономичностью. Присвоенный судну ледовый класс ARC7 обеспечивает ему круглогодичные самостоятельные ледокольные операции в сплоченном однолетнем льду".
Для ледокола "Обь" компания "ВНИИР-Прогресс" поставила следующее оборудование:
- автоматизированный ГРЩ 400 В, номинальный ток 4800 А;
- ГРЩ 230 В, номинальный ток 1000 А;
- аварийный распределительный щит (АРЩ) 400/230В, номинальный ток 1500 А;
- центры управления электроприводами (МСС) пропульсивного оборудования;
- комплект силовых электрораспределительных щитов и щитов освещения;
- комплект пускателей, щитов управления и сигнализации;
- комплект ИБП 24 В пост. тока и 230 В переменного тока, мощностью до 40 кВА;
- комплект преобразователей частоты управления электроприводами насосов, мощностью до 110 кВт;
- комплект силовых трансформаторов, мощностью до 630 кВА.
Как подчеркнула пресс-служба "ВНИИР-Прогресс", вся продукция, поставленная на судно, сертифицирована Российским морским регистром судоходства.
Касательно навигационного комплекса - на ледоколе "Обь" установлена навигационная система компании "Транзас".
За домашний уют на ледоколе отвечает петербургское предприятие "Центр Судовой Мебели РАПС", заключившее контракт с ВСЗ на поставку всей судовой мебели: от кают и камбуза до провизионных камер. Как подчеркнул генеральный директор "РАПСа", Выборгский судостроительный завод является одним из основных заказчиков компании и коллектив гордится сотрудничество с предприятием, тем более по такому инновационному проекту, как ледокол "Обь" проекта Aker Arc124.
Церемония спуска
Событие было запланировано на 12:00. К этому времени достроечная набережная Выборгского судостроительного завода наполнилась гостями и зрителями. Помимо заводчан, на спуск прибыли представители правительства Ленинградской области и компаний-поставщиков, принимавших активное участие в строительстве ледокола.
Первым с поздравительной речью выступил генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев: "Мы долго шли к этому дню. Заказу 232 предстоит решать сложные и важные задачи в Арктике, в порту Сабетта по обеспечению портовых операций. Ледокол - новый, инновационный. Он имеет современное оборудование, часть из которого будет эксплуатироваться впервые".
Затем слово взял первый заместитель генерального директора "Атомфлота" Мустафа Кашка, подчеркнув, что это уже пятое судно портофлота, которое строится по заказу компании. Оно является самым большим из всех и самое интересное с инженерной точки зрения.
Также с приветственными словами выступали советник президента ОСК Сергей Фарафонов, генеральный директор компании "Акер Арктик" Реко-Антти Суоянен, генеральный директор КБ "Вымпел" Вячеслав Шаталов, директор Балтийского филиала РМРС Михаил Кутеев. Последний спикер отметил труд корабелов ВСЗ и качественное исполнение головного ледокола проекта, вручив генеральному директору предприятия акт о технической готовности судна к спуску.
Крестной мать ледокола "Обь"- Мария Нуждинова, директор по персоналу и коммуникациям ФГУП "Атомфлот" / Корабел.ру |
Что дальше?
Стоит отметить, что ледокол "Обь" уже производил технологический спуск на воду, а 22 июня руководство завода запланировало полноценный спуск с дальнейшей достройкой. Сейчас техническая готовность теплохода оценивается в 75%. Известно, что "Атомфлот" собирается эксплуатировать "Обь" в Сабетте для обеспечения судоходства СПГ-танкеров на подходном канале и в акватории порта.
Выборгский судостроительный завод уже окрестили ведущим предприятием по строительству неатомных ледоколов. "Александр Санников" сдан заказчику 29 июня 2018 г., "Андрей Вилькицкий" активно достраивается. ВСЗ загружен, согласно всем правилам качественного и профессионального судостроения.
По планам, "Обь" проекта Aker Arc124 будет передана "Атомфлоту" весной 2019 года. Поэтому, Сабетта и "Новатэк", готовьте причалы - совсем скоро будете встречать нового бойца со льдами в акватории порта!
[Больше фотографий в галерее снизу]
Материалы по теме:
Еще ледоколы, больше ледоколов! (статья о ледокольном флоте России для развития Арктики);
Нарушитель ледокольных схем (репортаж со спуска ледокола "Александр Санников" на ВСЗ);
Александр Соловьев: от ледоколов к рыбакам (интервью с генеральным директором Выборгского судостроительного завода).